Предлагаемая методика урока истории для 5 класса позволяет познакомить учащихся в увлекательной форме с историей возникновения Рима, его географическим и природно-климатическим положением, народами, населяющими Апеннинский полуостров.
Цель урока: усвоение новых знаний о возникновении Древнейшего Рима, о географическом и природно-климатическом положении Рима, о народах, населяющих Апеннинский полуостров в древности.
Задачи урока:
образовательные:
- сформировать у школьников яркое, образное, логическое представление об Апеннинском полуострове и Риме VIII – VI вв. до н.э.;
- опираясь на изученный материал, расширить представления учащихся о Древнем Риме, используя основные умения и навыки учащихся;
- способствовать овладению учащимися основного понятийного материала по данной теме;
развивающие:
- в ходе урока способствовать развитию у учащихся познавательного интереса и мотивации к учебной деятельности на примере тесной связи изучаемого материала с жизнью, развитию творческих способностей, логического мышления, умению находить причинно-следственные связи событий;
- способствовать развитию навыков работы с источниками, устной речи, умения аргументировать свою точку зрения;
воспитательные:
- содействовать в ходе урока формированию у учащихся эмоционально – ценностного отношения к изучаемому прошлому;
- воспитывать уважительное отношение к прошлому различных народов.
Тип урока: урок изучения нового материала (комбинированный).
Форма урока: урок-презентация (Приложение 1).
Методы ведения урока:
– вербальные (рассказ, беседа, объяснение, описание);
– методы стимулирования (новизна, занимательность);
– методы контроля (фронтальный опрос).
Оборудование и наглядные пособия: учебник (А.А. Вигасин, Г.И. Годер, И.С. Свенцицкая. История Древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2007), презентационный материал, компьютер
Новые термины и понятия: латины, Веста, весталки, Марс, ликторы, патриции, сенат, Народное собрание.
Ход урока
1. Организационный этап.
Проверка подготовленности учащихся к уроку, организация внимания.
2. Этап постановки цели урока.
Сегодня на уроке вас ждет увлекательное путешествие в страну, мало известную или совсем не известную вам до этого, но знания, полученные на этом уроке, будут необходимы вам продолжительное время – и для изучения новых тем по истории во всех последующих классах. Многие слова и термины, изученные на этом уроке, вы уже слышали, так как они используются в повседневной жизни, но значение этих слов вы узнаете сегодня.
3. Этап усвоения новых знаний.
3.1 Географическое положение и природно-климатические условия Апеннинского полуострова.
Апеннинский полуостров с древних времен называют Италией. Этот полуостров похож на сапог – женский сапог на высоком каблуке или мужской сапог кавалериста со шпорой, у носка которого расположен остров Сицилия. На севере полуостров отделяется от материковой части Европы средневысокими Альпийскими горами. С юга, с востока и запада Апеннинский полуостров омывается морями Средиземного моря: Адриатическим, Ионическим, Тирренским, Лигурийским.
А какой изученный нами полуостров связан с морями Средиземного моря? (Балканский.)
Какие государства на Балканском полуострове вы знаете? (Греческие государства: Эллада, Афины, Спарта, Беотия и др.)
Через полуостров тянется невысокий горный хребет Апеннины. У подножия Апеннин лежат долины, равнины, холмистые местности, удобные для жизни людей. На большей части территории Италии теплый, благодатный климат. Много плодородных земель, например, на равнинах Западной Италии и в долинах реки По. Поэтому народы, населяющие эту территорию, занимались виноградарством, садоводством и выращиванием зерновых культур (пшеница, рожь).
Какие виды сельского хозяйства были развиты в Древней Греции? (Выращивание винограда и оливок.)
В те времена Италия обладала великолепными пастбищами, здесь не было необходимости запасать сено на зиму. Круглый год скот пасся на подножном корму: летом – на высокогорных лугах (в долинах трава выгорала), а ближе к зиме животных перегоняли в долины, где всегда был корм. Главные реки Италии – Тибр и По, полноводные и судоходные, они связывали разные области страны.
Что представляли собой реки Греции? Для каких целей они были малопригодны? (Судоходство, орошение.)
На севере в горах было много полезных ископаемых: строительный камень, металлы.
При помощи полученных знаний сделайте вывод, в какой стране – в Греции или в Италии – природные условия были более благоприятны для жизни людей.
3.2 Легенда об основании Рима.
Работа по учебнику: прочтите, пожалуйста, вслух “Легенду об основании Рима” (с.204–206). После прочтения ответьте на вопросы.
Какое племя проживало по левому берегу Тибра? (Латины.)
Какой царь правил в одном из городов латинов? (Нумитор.)
Кто такой Амулий? (Младший брат Нумитора. Амулий отнял у него власть, а
его дочь Рею Сильвию сделал весталкой.)
Кто такие весталки? (Жрицы богини огня и домашнего очага Весты.)
Как звали сыновей Реи Сильвии? (Ромул и Рем.)
Почему Амулий решил убить Ромула и Рема? (Боялся, что когда они вырастут,
то отомстят за деда и мать.)
Как звали бога войны у латинов? (Марс.)
Кто помог братьям-близнецам выжить? (Их выкормила волчица.)
Как сложились отношения между братьями? (Они поссорились, и Ромул убил
Рема.)
Кто стал первым царем Рима? (Ромул.)
Что обозначает на латинском языке Рим? (Рома.)
Кто такие ликторы? (Вооруженная охрана царя.)
Зачем ликторы носили с собой связку прутьев и топор? (Царь мог приказать
выпороть провинившегося или отрубить ему голову.)
Работа в тетради: выпишите, пожалуйста, в тетрадь основные понятия:
Веста – богиня огня и домашнего очага.
Весталка – жрица богини Весты.
Марс – бог войны.
Ликторы – воины-охранники, сопровождавшие царя.
3.3 Рим и его обитатели.
Легенда об основании на левом берегу Тибра города Рима относит это событие к 753 г. до н. э. Римляне, подобно другим древним народам, считали число семь священным. Город Рим расположился на семи холмах. Главными из них были Палатин, Авентин и Капитолий. На Авентине, где, по преданию, был похоронен Рем, селился простой народ.
Запишите, пожалуйста, в тетрадь дату основания Рима и названия семи холмов: Палатин, Авентин, Капитолий, Целий, Виминал, Квиринал, Эсквилин.
Работа по учебнику: прочтите, пожалуйста, пункт 2 на с.206–207, ответьте на вопрос: чем занимались римляне, что выращивали и где жили?
3.4 Управление в Древнейшем Риме.
Все население Рима делилось на патрициев и плебеев. Патрициями называли себя потомки древнейших жителей Рима. Обычно у них были большие семьи, в которых отец обладал большой властью. За непослушание отец мог наказывать даже взрослых сыновей и продать их в рабство. Семьи патрициев объединялись в род, члены которого справляли общие праздники, поддерживали друг друга в трудную минуту. Патриции составили римскую аристократию. Они занимали высокое положение в обществе, обладали обширными земельными владениями и богатствами.
Записать понятие в тетрадь: патриции – потомки древнейших жителей Рима.
Плебеями называли переселенцев из завоеванных Римом латинских поселений, а также из других областей Италии. Плебеи были включены в состав римского народа позже патрициев. Раньше считали, что плебеи – это простой люд, по большей части бедный. Плебеи обрабатывали небольшие участки земли, занимались торговлей и ремеслами. Они жили в своей основной массе в деревнях, окружающих Рим, имели собственную общинную организацию. Более глубокое изучение римской истории показало, что среди плебеев встречались весьма богатые семьи, существовали знатные плебейские роды. Плебеи были лишены многих прав. Они не могли участвовать в народном собрании, в сенате, занимать руководящие должности, зависели от патрицианского суда. Стремление плебеев обрести гражданские права, получить доступ к власти, утвердить свою собственность привело к их многовековой борьбе с патрициями.
Записать понятие в тетрадь: плебеи – переселенцы из разных частей Италии.
Управлять Римом могли только патриции. Старейшины родов заседали в совете, который назывался сенат. Высшая власть принадлежала Народному собранию, которое состояло только из мужчин-патрициев.
Народное собрание выполняло следующие функции:
– объявляло войну;
– заключало мир;
– выбирало царя, который правил пожизненно;
– ведало государственной казной и сбором налогов.
По легендам Римом правило семь царей. Первым был Ромул, а последнего царя звали Тарквиний по прозвищу Гордый. Это царь не был избран, он сам захватил власть, убив шестого царя Сервия Туллия (его называют римским Солоном, так как он проводил в Риме реформы подобные реформам Солона в Афинах).
Захватив власть в Риме, Тарквиний Гордый избавился от выдающихся патрициев, захватив их имущество. Многим была не по душе власть царя-тирана, поэтому римляне восстали и изгнали Тарквиния из города вместе с его семьей. Больше царей они решили не выбирать. Произошло это в 509 году до н.э.
4. Этап закрепления знаний учащихся.
- В какой стране возник город Рим? На каком полуострове? На берегу, какой реки?
- Почему Италия уже в древности была заселена многими племенами? Что привлекало эти племена в Италию?
- Как латины называли богиню огня и домашнего очага? Что вы знаете о весталках – жрицах этой богини?
- Сколько царей один за другим правили Римом? Как звали первого и как последнего из царей? Кто такие ликторы? Опишите, как они выглядели.
- Кто такие патриции? Кто такие плебеи?
5. Этап информирования учащихся о домашнем задании.
Изучить § 44, выучить новые понятия, ответить на вопросы к § 44.