Цели: познакомить учащихся с процессом формирования и ранней застройки Петербурга, творчеством Д. Трезини, Ж.Б. Леблона, Д. Кваренги, Б. Расстрелли; повторить и закрепить понятия барокко и классицизм; познакомить учащихся с российскими памятниками архитектуры барокко и классицизма, способствовать развитию эстетического восприятия, чувства гордости и патриотизма, развивать умения делать самостоятельные записи по ходу рассказа.
Оборудование: учебник Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с конца XVI до конца XVIII века. М.: Просвещение, 2009., презентация к уроку (Приложение 1), рабочие листы (Приложение 2), компьютер, мультимедийная установка, экран, DVD-диски “80 чудес света Ч. 5. От Турции до Германии. Домик Петра I”, Санкт-Петербург и пригороды. Видовой фильм. Петропавловская крепость. Эрмитаж. Кунсткамера”.
План
- Вводное слово учителя. Время и условия возникновения города. Происхождение названия.
- Первые постройки в городе. Домик Петра. Петропавловская крепость.
- Зимний дворец. Эрмитаж.
- Поведение итогов урока.
- Домашнее задание.
1. Вводное беседа. Приложение 1. Слайд 1. Наш урок посвящен рождению великого города Санкт-Петербурга, который в течение многих лет был столицей Российской империи. Давайте вспомним, когда и при каких обстоятельствах был заложен город? (16 мая 1703 г. Северная война). Шла северная война (1700-1721 гг.) 16 (27) мая 1703 русским царем Петром I на отвоеванных у шведов землях, называвшихся Ингерманландией, была заложена крепость Санкт-Питер-Бурх и город. Когда город стал столицей российского государства? (1712 г.) Когда наше государство стало империей? (1721 г.)
Давайте запишем эти даты в тетрадь. Приложение 1. Слайд 2.
16 мая 1703 г. – основание Петербурга.
1712 г. Петербург фактически становиться столицей.
1721 г. – Россия провозглашена империей.
Почему город получил такое название? Приложение 1. Слайд 3. Название было выбрано Петром I в честь святого апостола Петра. Первоначальное Sankt-Piter-Burch было имитацией голландского произношения Sint-Peter-sburg. В 1720 г. название Санкт-Питер-Бурх меняется на Санкт-Петербург. Кроме официального названия в народе появляется также сокращённое “Питер”.
2. Первые постройки города. Работа с фильмом “Домик Петра”. Ученики делают записи в рабочем листе. Приложение 2.
Вопросы по фильму “Домик Петра Великого”.
- Какие цели ставили перед собой создатели Невского проспекта?
- Каким был петровский план строительства Петербурга?
- Опишите Домик Петра? Из какого строительного материала он построен? Как долго домик строился? Какие в нем комнаты? Какая в комнатах обстановка?
- Какой вид мог наблюдать Петр из окна Домика?
Беседа по вопросам к фильму.
При каких обстоятельствах закладывался город? (Северная война 1700-1721 гг.) Петербург закладывался в годы Северной войны, закладывался как крепость. Давайте посмотрим на неё. Ученики отвечают на вопросы в рабочих листах. Приложение 2.
Вопросы по фильму “Петропавловская
крепость” .
Как называется остров, на котором построена
Петропавловская крепость?
Беседа по вопросам.
Давайте запишем в тетрадях. Приложение 1. Слайд 4. Доминико Трезини – первый архитектор Петербурга, создатель ансамбля Петропавловская крепость.
- Первые генеральные планы Петербурга : План Трезини и План Леблона. Приложение 1. Слайд 5,6.
- Зимний дворец . Работа по фильму. Ученики делают записи в рабочих листах. Приложение 2.
Вопросы по фильму “Зимний дворец. Эрмитаж”.
1. Как звали архитектора-строителя Зимнего дворца?
2. Каков архитектурный стиль Зимнего дворца. Докажите на примерах.
3. Как оформлены фасады:
1) со стороны Невы
2) со стороны Адмиралтейства
3) со стороны Дворцовой площади
4. Какие скульптурные детали украшали дворец?
5. Кто построил эрмитажный театр?
6. Как Дворец превратился в художественный музей?
7. Количество экспонатов в музее Эрмитаж?
8. Какие коллекции есть в Эрмитаже?
9. Какая картина положила начало эрмитажному собранию?
10. Кто из российских правителей создал музей Эрмитаж? Кто положил начало собиранию коллекции?
11. Какие художники и произведения представлены в фильме?
12. Какие архитекторы создавали залы Эрмитажа?
Беседа по вопросам. Записи в тетрадях.
3. Расскажите о ваших впечатлениях от города.
4. Подведение итогов урока. Выставление оценок.
5. Домашнее задание. Приложение 1. Слайд 7. Подготовить сообщение или презентацию об одной из первых построек Петербурга или об одном из петербургских архитекторах XVIII века.