Цели урока:
- познакомиться с реформами государственного управления;
- раскрыть их значение в процессе укрепления государственности и абсолютной монархии;
- рассмотреть значение петровских реформ для дальнейшего развития России;
- неоднозначный характер преобразовательной политики Петра I;
- сформировать представление о личности Петра I, его роли в процессе модернизации Российского государства.
Планируемые результаты
- Предметные:
- выяснить причины и основные направления реформ центральной власти и местного управления;
- значение Указа о единонаследии и Табели о рангах, усиление позиций российского дворянства;
- целях и основных направлениях областной реформы и реформы городского управления;
- историческое значение петровской модернизации России.
- Метапредметные:
- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе;
- определять последовательность учебных действий по решению поставленной задачи;
- использовать различные источники информации, в т.ч. материалы на электронных носителях и ресурсы Интернета;
- формировать способность решать творческие задачи;
- представлять результаты своей деятельности в различных формах.
- Личностные: формировать личностную оценку реформаторской деятельности Петра I, ее значимости для развития России.
Основные понятия и термины: Абсолютизм, аристократия, губерния, коллегия, модернизация, прокурор, ратуша, Сенат, Табель о рангах, фискал, Ближняя канцелярия, Консилия министров, Бурмистерская палата, Главный магистрат.
Основные даты:
- 1708—1710 гг. — учреждение губерний.
- 1711 г. — учреждение Сената.
- 1714 г. — указ о единонаследии.
- 1718—1721 гг. — учреждение коллегий.
- 1721 г. — провозглашение России империей.
- 1722 г. — учреждение должности генерал-прокурора.
- 1722 г.— введение Табели о рангах
Оборудование:
- История России. 8 класс. в 2-х ч./ [Н.М.Арсентьев, А.А.Данилов и др.] под. ред. А.М.Торкунова. - М.: Просвещение, 2017. - §5, вопр., рис., док-ты.
- Компьютерная презентация «Реформы управления Петра I» (Приложение 1)
- Карта "Российское государство в первой половине XVIII в."
- Видеофильм "Петр I" (проект Леонида Парфенова"Российская империя").
Источники:
- Хрестоматия по истории России: в 4-х тт. - Т.2. Книга 1. XVII - начало XVIII века. - М.: МИРОС - Междунар. отношения, 1995.
- Раздаточный материал (Приложение 2)
Тип урока: комбинированный.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Мотивационно-целевой этап
О мощный властелин судьбы!
Не так ли ты над самой бездной
На высоте, уздой железной
Россию поднял на дыбы?
А.С.Пушкин
"В 10 день сего октября, по совету в Сенате обще с духовным Синодом, намерение воспринято, его величество, в показание своего должного благодарения, за высокую его милость и отеческое попечение и старание. которое он о благополучии государства во все время своего славнейшего государствования и особливо во время прошедшие шведские войны явить изволил, и всероссийское государство в такое сильное и доброе состояние, и народ свой подданной в такую славу у всего света через единое токмо свое руковождение привел, как то всем довольно известно, именем всего народа российского просить, дабы изволил принять, по примеру других, от них титло: отца отечества, императора всероссийского, Петра Великого..."
- Как вы думаете, почему Петр I вошел в историю под именем Петра Великого?
III. Актуализация знаний
Как мы с вами уже видели, XVII в. стал для России Новым временем. Практически во всех сферах общественной жизни появились новые черты. Преодоление последствий Смуты сопровождалось усилением абсолютизма. Усиление контактов с европейскими странами способствовало осознанию властями необходимости реформ в России. В правление Алексея Михайловича, Федора Алексеевича и регентства Софьи рассматривались проекты реформ. Но темпы проведения реформ были медленными.
При Петре I эти реформы набирают темпы, реформы следуют одна за другой, затрагивают различные сферы. Историки спорят, была ли у Петра программа преобразований, или они диктовались развитием событий, под влиянием затянувшейся Северной войны.
Проблемные вопросы (формулируют совместно ученики при помощи учителя).
- Какое значение имели петровские реформы в области управления для будущего страны?
- Почему оценки петровских реформ носят противоречивый характер?
Запись темы урока и плана.
План урока
1. Создание Сената и коллегий.
2. Указ о единонаследии.
3. Табель о рангах.
4. Реформа местного управления
Работа по теме урока
Работа учеников в группах с текстом учебника (п.1-3) и дополнительным материалом.
Создание Сената и коллегий.
Наметившаяся еще в XVIIв. тенденция к абсолютизму потребовала еще большей централизации власти в условиях Северной войны.
В 1699 г. вместо Боярской думы была организованна Ближняя канцелярия, переименованная в 1708 г. в Консилию (Совет) министров.
Ближняя канцелярия — занималась контролем за приходом и расходом денежных средств приказов. Вскоре её компетенция расширилась: она стала местом заседания членов Боярской думы. После 1704 г. заседания Боярской думы прекратились — её заменили совещания начальников приказов, которые проходили также в Ближней канцелярии. После создания Консилии министров в 1708 г. Ближняя канцелярия опять стала органом финансового контроля и была им до коллегиальной реформы 1718 — 1720 гг.
Консилия министров в качестве высшего органа власти заменила собой Боярскую думу и Ближнюю канцелярию. Во время отсутствия царя именно Консилия министров управляла государством. Её заседания проходили в Кремле или в Преображенском приказе. Ликвидирована с учреждением Сената в 1711 г.
Правительствующий Сенат — орган высшей власти в России в 1711 — 1917 гг. Сенат был создан в 1711 г. перед Прутским походом, и, возможно, вначале предполагалось, что это будет временный орган власти управления государством в отсутствие царя. Сенат наделялся широкими полномочиями и был исполнительным, распорядительным, контролирующим, законосовещательным и в некоторых случаях законодательным органом власти. Сенату подчинялись центральные и местные органы управления — приказы и губернаторы. После окончания Северной войны функции Сената сократились: он потерял право издавать законы. С 1722 г. Сенат был главным образом высшим органом надзора за деятельностью административных органов, то есть основной его функцией стала контролирующая, хотя остались также законосовещательная и распорядительная.
Работа с учеб.п.1 и доп. материалом.
Вопросы для 1 и 2 групп:
- Каким органам государственного управления на смену пришли Сенат и коллегии? Почему это произошло? Каким образом?
1 группа:
- Какие функции должен был выполнять Правительствующий Сенат?
- Каков был порядок принятия решений в Сенате?
- С какой целью была учреждена должность генерал-прокурора?
Сообщение ученика о П.И.Ягужинском - первом генерал-прокуроре Сената.
Коллегии — органы центрального управления в России в XVIII в. Коллегии был созданы в результате реформы 1718 — 1720 гг., заменив собой приказы. От приказов коллегии отличались коллегиальным (совместным) обсуждением и решением дел, более чёткой компетенцией и единообразием организации. Коллегии состояли из присутствия и канцелярии. Присутствие включало президента, вице-президента, 4 — 5 советников и 4 асессоров. Канцелярия состояла из секретаря, архивариуса, протоколиста, регистратора и др. Деятельность коллегий определялась «Генеральным регламентом» 1720 г. Количество коллегий менялось с течением времени, но к 1725 г. их было 11, не считая Главного магистрата.
2 группа: (работа с учебником и диском)
- Распределите коллегии на группы в соответствии с общностью рода их деятельности.
- Сравните коллегии с приказами: какие из них имели преемственный характер, какие были новыми.
- Какие из коллегий имели наибольшее значение при Петре I? Почему?
Результаты работы группы представляются в таблице:
Название коллегии |
Функции коллегии |
Президент |
|
|
|
Указ о единонаследии (1714 г.).
Работа с учеб.п.2 и док. с.39
Вопросы для 3 группы:
- Какими причинами было вызвано изменение порядка наследования движимого и недвижимого имущества? (дробление дворянских владений, в перспективе - разорение)
- В чьих интересах он был издан? (дворянских родов и государства)
- Кто и почему был недоволен его положениями? (младшие дети, оставшиеся без недвижимого имущества)
Табель о рангах (1722 г.).
Работа с учеб.п.2 и доп. материалом (диск к учебнику).
Вопросы для 4 группы:
- Как изменился порядок прохождения службы дворянами при Петре I? Как вы думаете, в чем причины подобных изменений и каково их значение.
- Как связаны Указ о единонаследии и Табель о рангах? (не имея недвижимого имущества, т.е. средств для жизни, молодые дворяне могли рассчитывать только на государственную службу)
- Какие возможности давала Табель о рангах для представителей недворянских сословий? Какие ранги военной и гражданской службы давали возможность получения потомственного дворянства?
Реформа местного управления.
Работа с учеб.п.3 и доп. материалом., с картой.
- 1708-1710 г. - губернская реформа (территория России была разделена на 8 губерний: Ингерманландскую (с 1710 г. - Петербургскую), Московскую, Киевскую, Смоленскую, Архангелогородскую, Казанскую, Сибирскую, и Азовскую).
- 1719 г. - губернии были разделены на 50 провинций, а провинции - на дистрикты.
- 1699 г. - началась городская реформа (создание Бурмистерской палаты, позже переименована в Ратушу).
- 1721 г. - издание регламента Главного магистрата.
Вопросы для 5 группы:
- Какой была система местного управления в России XVII в.?
- Чем были вызваны изменения в структуре органов местного управления?
- Каковы были полномочия местных властей (губернаторов, воевод, земских комиссаров)? (Административные, полицейские, финансовые, судебные функции)
- Почему на Украине существовал особый порядок управления? (после измены гетмана Мазепы для контроля была создана Малороссийская коллегия; а с 1722 г. выборы гетмана были запрещены, на эту должность назначал царь)
- Какие изменения произошли в системе городского управления? С какой целью это было сделано? (Для управления городским торгово-промышленным населением России, для сбора доходов и податей)
- Можно ли сделать вывод о демократизации городского управления? (Нет, члены Главного магистрата и городских магистратов назначались императором).
IV. Закрепление изученного материала
Ответьте на вопросы:
1. Установите соответствие между понятием и его определением
Понятия |
Определения |
А) Сенат |
1) административно-территориальная единица в составе губернии |
Б) коллегии |
2) государственная должность, учрежденная для контроля за деятельностью Сената |
В) провинция |
3) государственный служащий (1711-1729), надзирающий за деятельностью государственных учреждений и чиновников |
Г) фискал |
4) высший государственный орган в России в 1711-1917 гг. |
Д) генерал-покурор |
5) высшая единица административно-территориального деления России (с 1708 г.) |
Е) губерния |
Высшее правительственное учреждение Российской империи в XVIII в. |
2. Заполните пропуски в текстах.
1) Вместо Боярской думы был образован _________________, ставший высшим правительственным учреждением. Он обладал не только законодательными, но и распорядительными полномочиями.
2) Вместо нескольких десятков __________________ были созданы 11_______________, работа которых была более эффективной.
3) Страна была разделена на 8___________________, которые, в свою очередь, были поделены на провинции.
V. Подведение итогов урока
Прочитайте вывод (учеб. с.38)
"Реформы управления Петра I, с одной стороны, повысили централизацию и эффективность государственного управления и способствовали окончательному оформлению абсолютной монархии, но с другой - привели к формированию "регулярного государства", основанного на бюрократизации государственного аппарата, слежке и полном подчинении всех сословий верховной власти".
Согласны ли вы с мнением авторов учебника? Приведите аргументы.
Д/з: §5, вопр. По материалам параграфа составьте таблицу в тетради, содержащую данные об основных реформах петровского времени и их значении.
Творческие задания (по выбору):
1) Познакомьтесь с различными оценками современников и историков Петра I и его деятельности. В чем причина противоречивость этих оценок? Почему Петра I называли Великим? Выскажите свое мнение, опираясь на изученный материал и дополнительные источники информации.
2) Используя ранее изученный материал Всеобщей истории и дополнительные источники информации, выясните, кто из известных исторических личностей был современником Петра I (правители европейских государств, военачальники, ученые, деятели культуры), были ли они знакомы (лично, по переписке).
Результаты исследований представьте в виде сообщения или презентации.
Литература
1. История Отечества: люди, идеи. решения". М., 1991.
2. Буганов В.И. Петр Великий и его время. М.: Наука, 1989.
3. Ключевский В.О. Исторические портреты. М., 1990.
4. Костомаров Н. Русская история в жизнеописаниях ее главнейших деятелей. М., 1995.
5. Павленко Н.И. Петр Первый и его время. М.: Просвещение, 1989.
6. Соловьев С.М. Чтения и рассказы по истории России. М., 1989.