Римская религия, обычаи и нравы. 5-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 5


Цели:

  • познакомить учащихся с важнейшими ценностями у древних римлян: религией,  семьей и ее устройством;
  • сосредоточить внимание ребят на общих закономерностях возникновения религиозных верований;

Новые понятия: понтифик, фамилия, жертвоприношение, авгуры, атриум.

Оборудование урока: Карта «Рим в древности», программа урока для каждого ученика.

ХОД УРОКА

1. Текущий контроль знаний и умений

2. Повторение

1.  Приведите в соответствие термины и определения:

1) патриции –                       а) «народный защитник»,  имеющий право остановить любые распоряжения властей или  действия патрициев;
2) язычество –                       б) потомки основателей Рима;
3) республика –                     в) переселенцы из других областей Италии и завоеванных государств;
4) трибун –                             г) строй, при котором  руководители государства избираются населением;
5) плебеи –                             д) вера в существование множества богов и  поклонение им. 

Каждый правильный ответ – 1 балл.

2.  Рим был основан:  (Отметь галочкой правильный ответ)

а)  в 753 г.н.э.;  б)  в 756 г. до н.э.;  в)  в 753 г. до н.э.

Правильный ответ – 1 балл.

3.  Закончи схему:

Устройство Римской республики

3. Новый материал

Программа урока (у каждого учащегося)

– Приведите в соответствие термины и понятия:

1) язычество –                    а) служители богов;
2) жрецы –                          б) высшие жрецы у  римлян;
3) понтифики –                   в) вера и поклонение множеству богов;
4) авгуры –                          г) семья у римлян;
5) фамилия –                       д) толкователи воли верховного бога  Юпитера, важные  жрецы.

Проверка, Выставление себе оценки.

Если ты набрал 12-11 баллов – «5»;
10-8 баллов – «4»;
7-5 баллов – «3»;
менее 5 баллов – постарайся лучше выполнять домашние задания по истории Древнего мира.

(Проверка производится сразу же).

Фронтальный опрос

– Что такое «республика?
– Было ли в действительности управление в Риме «общенародным делом»? 

Работа на доске

– Подберите правильные окончания к выписанным на доске фразам из документа, рассказывающего о природе древней Италии.

1.  Теперь обозначим самые важные условия, благодаря которым римляне поднялись до такой высоты. Первое из этих условий состоит в том, что Италия, наподобие острова…

2.  Второе условие то, что большая часть ее берегов не имеет гаваней…

3.  В-третьих, Италия расположена в различных климатических зонах…

4.  Почти во всю ее длину тянутся Апеннинские горы, имеющие по обеим сторонам равнины и плодоносные холмы…

5.  Кроме того, имеется множество всякого рода металлов, строительного материала, пищи для человека и для домашних животных…

1.  … соответственно которым там имеются разнообразные животные, растения и вообще все необходимые для человека предметы.

2.  … окружена как верною оградою, морями, за исключением только немногих частей, которые в свою очередь защищены труднопроходимыми горами.

3.  … зато существующие гавани обширны и весьма удобны.

4. … так что невозможно выразить словами всего изобилия и высоких достоинств, плодов здесь произрастающих.

5.  … так что нет такой части Италии, на долю которой не выпали бы удобства гор и равнин.

План изучения нового материала

1.   Боги древних римлян.
2.   Жрецы – служители богов.
3.   Дом и семья в Древнем Риме.

1. Древние римляне строили храмы и приносили  жертвы многим божествам, которых под другими именами чтили и древние греки: Богу – громовержцу, богу – повелителю морей, богине – любви, богине – мудрости, богу войны, божеству мира и многим другим.  Самым древним божеством являлся Сатурн. В честь Сатурна установили праздник –  Сатурналии. Бога чествовали все без исключения жители, и свободные и рабы. Имена римских богов сохранились в названиях месяцев: Юнона – богиня семьи и материнства – это июнь; Бог войны Марс – март; двуликий бог Янус – покровитель любого начала – январь. 

– Как называется вера и поклонение множеству богов?  (Язычество)
– Чем для римлян была религия? (Одной из главных ценностей)

2.  Знакомимся с текстом учебника с. 237 (первые два абзаца).

– Как назывались высшие жрецы у римлян? (Понтифики)
– Что входило в их обязанности? (Следили за правильным исполнением обрядов и принесением жертв)
– Сколько их было человек? (Девять)
– Кто толковал волю верховного бога Юпитера? (Авгуры)  

Запись в тетради новых слов – понтифики, жертвоприношения, авгуры.

3. У римлян первых веков все жилища состояли из одной комнаты – атриум, в течение нескольких столетий римский дом не имел дальнейшего развития.

Прочитать с. 238.

На доске.

Запись в тетради нового слова: «атриум».

Прочитать с. 238 последний абзац.

– Как в Риме называли семью? (Фамилия)
– Кого она включала в себя? (Всех, находившихся под властью господина, главы семейства)
– Чем для римлян была фамилия – семья? (Еще одной ценностью)

Запись в тетради нового слова: «фамилия»

4. Закрепление изученного материала

– Подведем итоги. В своих программах урока выполните задание 1 нового материала.

– Что было важнейшими ценностями у древних римлян?

5. Домашнее задание

– п. 44,
– Ответить на вопрос: сколько имен было у римских граждан и почему?

Выставление отметок