Цели:
- познакомить учащихся с важнейшими ценностями у древних римлян: религией, семьей и ее устройством;
- сосредоточить внимание ребят на общих закономерностях возникновения религиозных верований;
Новые понятия: понтифик, фамилия, жертвоприношение, авгуры, атриум.
Оборудование урока: Карта «Рим в древности», программа урока для каждого ученика.
ХОД УРОКА
1. Текущий контроль знаний и умений
2. Повторение
1. Приведите в соответствие термины и определения:
1) патриции
– а) «народный
защитник», имеющий право остановить любые
распоряжения властей или действия патрициев;
2) язычество –
б)
потомки основателей Рима;
3) республика
– в) переселенцы
из других областей Италии и завоеванных
государств;
4) трибун
–
г) строй, при котором руководители
государства избираются населением;
5) плебеи
– д) вера
в существование множества богов и поклонение
им.
Каждый правильный ответ – 1 балл.
2. Рим был основан: (Отметь галочкой правильный ответ)
а) в 753 г.н.э.; б) в 756 г. до н.э.; в) в 753 г. до н.э.
Правильный ответ – 1 балл.
3. Закончи схему:
Устройство Римской республики
3. Новый материал
Программа урока (у каждого учащегося)
– Приведите в соответствие термины и понятия:
1) язычество
– а)
служители богов;
2) жрецы –
б)
высшие жрецы у римлян;
3) понтифики –
в)
вера и поклонение множеству богов;
4) авгуры –
г)
семья у римлян;
5) фамилия –
д)
толкователи воли верховного бога Юпитера,
важные жрецы.
Проверка, Выставление себе оценки.
Если ты набрал 12-11 баллов – «5»;
10-8 баллов – «4»;
7-5 баллов – «3»;
менее 5 баллов – постарайся лучше выполнять
домашние задания по истории Древнего мира.
(Проверка производится сразу же).
Фронтальный опрос
– Что такое «республика?
– Было ли в действительности управление в Риме
«общенародным делом»?
Работа на доске
– Подберите правильные окончания к выписанным на доске фразам из документа, рассказывающего о природе древней Италии.
1. Теперь обозначим самые важные
условия, благодаря которым римляне поднялись до
такой высоты. Первое из этих условий состоит в
том, что Италия, наподобие острова… 2. Второе условие то, что большая часть ее берегов не имеет гаваней… 3. В-третьих, Италия расположена в различных климатических зонах… 4. Почти во всю ее длину тянутся Апеннинские горы, имеющие по обеим сторонам равнины и плодоносные холмы… 5. Кроме того, имеется множество всякого рода металлов, строительного материала, пищи для человека и для домашних животных… |
1. … соответственно которым там
имеются разнообразные животные, растения и
вообще все необходимые для человека предметы. 2. … окружена как верною оградою, морями, за исключением только немногих частей, которые в свою очередь защищены труднопроходимыми горами. 3. … зато существующие гавани обширны и весьма удобны. 4. … так что невозможно выразить словами всего изобилия и высоких достоинств, плодов здесь произрастающих. 5. … так что нет такой части Италии, на долю которой не выпали бы удобства гор и равнин. |
План изучения нового материала
1. Боги древних римлян.
2. Жрецы – служители богов.
3. Дом и семья в Древнем Риме.
1. Древние римляне строили храмы и приносили жертвы многим божествам, которых под другими именами чтили и древние греки: Богу – громовержцу, богу – повелителю морей, богине – любви, богине – мудрости, богу войны, божеству мира и многим другим. Самым древним божеством являлся Сатурн. В честь Сатурна установили праздник – Сатурналии. Бога чествовали все без исключения жители, и свободные и рабы. Имена римских богов сохранились в названиях месяцев: Юнона – богиня семьи и материнства – это июнь; Бог войны Марс – март; двуликий бог Янус – покровитель любого начала – январь.
– Как называется вера и поклонение множеству
богов? (Язычество)
– Чем для римлян была религия? (Одной из
главных ценностей)
2. Знакомимся с текстом учебника с. 237 (первые два абзаца).
– Как назывались высшие жрецы у римлян? (Понтифики)
– Что входило в их обязанности? (Следили за
правильным исполнением обрядов и принесением
жертв)
– Сколько их было человек? (Девять)
– Кто толковал волю верховного бога Юпитера? (Авгуры)
Запись в тетради новых слов – понтифики, жертвоприношения, авгуры.
3. У римлян первых веков все жилища состояли из одной комнаты – атриум, в течение нескольких столетий римский дом не имел дальнейшего развития.
Прочитать с. 238.
На доске.
Запись в тетради нового слова: «атриум».
Прочитать с. 238 последний абзац.
– Как в Риме называли семью? (Фамилия)
– Кого она включала в себя? (Всех, находившихся
под властью господина, главы семейства)
– Чем для римлян была фамилия – семья? (Еще
одной ценностью)
Запись в тетради нового слова: «фамилия»
4. Закрепление изученного материала
– Подведем итоги. В своих программах урока выполните задание 1 нового материала.
– Что было важнейшими ценностями у древних римлян?
5. Домашнее задание
– п. 44,
– Ответить на вопрос: сколько имен было у римских
граждан и почему?
Выставление отметок