Роль государства в экономике

Разделы: История и обществознание


Цели урока:

Рассмотреть роль государства в рыночной экономике, сформировать представления и базовые умения необходимые для ориентации в экономической жизни.

Задачи:

  • Уметь выделять основные экономические функции государства;
  • Уметь объяснить причины существования государственного сектора в рыночной экономике;
  • Знать важнейшие направления вмешательства государства в экономику;

Учитель:

Сегодня мы с вами продолжаем разговор об экономической сфере общества. Прежде чем приступить к изучению новой темы, давайте проверим арсенал наших знаний по экономике.

На доке появляются тесты из ЕГЭ по вопросам экономики

  1. Сферы экономической деятельности 4 стр. 50
  2. Конкуренция – это… 27 стр.49
  3. Монополия - это…
  4. Тест 5 стр.51 экономический цикл – это…
  5. Экономический рост – это…
  6. Перечислить измерители экономической деятельности

Экономический рост измеряется:

  1. совокупными доходами населения
  2. ВНП
  3. удельной величиной ВНП на душу населения
  4. ВВП

Учитель:

-Какие модели организации экономической жизни существуют в современном мире?

-Какая из них является самой распространённой? Почему?

-Назовите достоинства и недостатки чистого рынка (класс делится пополам)

Достоинства

Недостатки

1.Направляет ресурсы на производство необходимых обществу товаров, быстро откликается на потребности населения.

1.Подвержен нестабильному развитию со спадами и инфляционными процессами, безработицей.

2.Обеспечивает наибольшую эффективность работы производства.

2.Медленно реагирует на потребность в коренных преобразованиях народного хозяйства, которые не дают быстрой выгоды и требуют больших капиталовложений.

3.Способно повышать качество товаров и услуг.

3.Может усиливать имущественную дифференциацию.

- Что необходимо сделать чтобы преодолеть или смягчить негативные стороны рынка?

Учитель:

Встаёт вопрос как может государство да ещё такое огромное, неразворотливое, бюрократическое как наше, решать экономические проблемы лучше, чем сами участники рынка?

Чтобы ответить на этот вопрос нам сегодня необходимо рассмотреть:

(На доске появляется слайд)

  • Какие функции выполняет государство в экономике
  • каковы методы воздействия государства на экономику
  • задачи экономической деятельности государства

Учитель:

Итак тема нашего сегодняшнего урока:

“Экономическая политика государства”

А теперь у меня как всегда просьба все наиболее важные моменты урока записывать в тетрадь.

Учитель обращается к высказыванию Конфуция

“Когда государство управляется согласно с разумом. Постыдны бедность и нужда;
Когда государство не управляется согласно с разумом постыдны богатства и почести.”

Сегодня мы с вами должны выяснить что он имел ввиду великий мыслитель прошлого.

Дискуссия о роли государства в экономике имеет длительную историю

Началась она ещё в средние века. Именно тогда была открыта первая политической экономии

- школа меркантилистов

Мини проект – Меркантилисты и физиократы ( дети выступают у доски представляя взгляды меркантилистов и физиократов)+ презентация

Учитель:

- Чьи взгляды приживаются в России в начале нового времени?

На доске появляется портрет А. Смита

Учитель:

высокой страсти не имея для звуков жизни не щадить
Не мог он ямба от хорея
Как мы не бились отличить.
Бранил Гомера , Феокрита
Зато читал Адама Смита
И был глубокий эконом,
То есть умел судить о том
Как государство богатеет
И чем живёт и почему
Не нужно золота ему
Когда простой продукт имеет.
Отец понять его не мог и земли отдавал в залог

Учитель:

Надеюсь Вам не надо напоминать автора , героя и время о котором идёт речь?

Научная теория английского экономиста Адама Смита властвовала умами образованных людей XIX века.

Излагаются взгляды А.Смита детьми (опережающее задание)

Учитель:

Как изменяется экономика государств в XIX начале XX века?

Ответы детей

  • в большинстве стран завершается промышленный переворот
  • капитализм вступает в свою последнюю стадию империализма – капитализма монополистического
  • экономические кризисы окончательно приобретают циклический характер

Учитель:

Посмотрите пожалуйста на экран,. О каком событии идёт речь?

На экране появляются кадры “Великой депрессии”

Учитель:

Почему “Великая депрессия”?

На доске схема безработицы в результате кризиса 1929-1932 гг.

Учитель:

Кризис заставил учёных экономистов пересмотреть многие из положений экономических теорий.

Именно тогда появляется теория английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса которая в последствии была названа “кейнсианством”.

Кейнс родился в 1883 году в Кембридже, в семье известного экономиста. По окончании университета стал преподавателем экономической теории. Кейнс был женат на русской балерине Лидии Лопуховой которая на 12 лет была его младше. Он дважды побывал в России в 1925 году в период НЭПа и перед кризисом в 1928 году в разгар индустриализации. Второй приезд Кейнса сильно его разочаровал, он не мог принять советских методов руководства и пренебрежительного отношения к частной собственности.

- Обратитесь к приложению № 1 ваша задача, ознакомиться с основными аспектами теории Кейнса и сформулировать его концепцию выхода из кризиса.

(теория “эффективного спроса” и закон “стой иди”)

Учитель:

В 1936 году в свет выходит книга Кейнса “Общая теория занятости, процента и денег”, которая вошла в историю экономической мысли под названием “кейнсианская революция”.

Во время второй мировой войны эта точка зрения стала господствующей во всём мире и взгляды Кейнса оказала огромное влияние на мировую экономику.

Учитель:

Сегодня ведущие государства мира становятся всё более активными участниками рыночных отношений. Они берут на себя решение тех задач, которые свободный рынок решить не в состоянии.

Теперь основываясь на ранее сказанном мы с вами попробуем выявить функции которые выполняет государство в экономической жизни стран в условиях рынка.

- обратитесь к приложению № 2 внимательно читая документ попробуем сформулировать каждую из функций.

(На доске параллельно с ответами детей появляется схема функций государства)

Учитель:

Итак, сегодня является очевидным тот факт, что ни одна экономика, ни рыночная, ни командная не имеет врождённого иммунитета против двух тяжёлых хронических болезней – инфляции и монополии. Поэтому обязанностью государственных органов является разработка и принятие мер по борьбе с этими явлениями.

Какие же инструменты использует государство воздействуя на экономику

(на доске появляется пустая схема методов государственного регулирования)

- Обратитесь к приложению №3 внимательно прочитав документ заполните схему в тетрадях по образцу изображённому на доске.

- (дети работают в тетрадях) а затем озвучивают схему

Вновь обратиться к приложению №1 к документу №2 (можно)

Учитель:

Таким образом познакомившись с функциями и методами государственного регулирования, мы узнали что такое экономическая политика государства( вновь обращается к определению) говорят дети.

Экономическая политика государства – это процесс реализации его экономических функций путём разнообразных государственных мер воздействия на экономические процессы для достижения определённых целей ( записывается в тетрадь).

Учитель:

Вмешательство государства в современную экономику является необходимостью мирового экономического развития. И на сегодняшний день мы с вами можем выделить основные важнейшие задачи, стоящие перед государством в экономической политике.

(на доске появляются направления)

Учитель:

Но мыс вами знаем. что общество находится в постоянном развитии и на стадии перехода к постиндустриальному обществу появляются новые задачи и направления государственного регулирования

Это? Поддержка фундаментальной науки (Наука становится производительной силой общества её необходимо поддерживать.)

Выступление президента на форуме по нанотехнологиям.

Учитель в завершении урока обращается к Конфуцию Каким должно быть государство.