Решение познавательных, практических и творческих задач по обществознанию. 11-й класс

Разделы: История и обществознание

Класс: 11


Программа элективного курса “Решение познавательных, практических и творческих задач по обществознанию” рассчитана на учащихся выпускного класса и предполагает овладение навыком работы по решению задач различного вида, выносимых на ЕГЭ. В основе лежит деятельностно-ценностный подход – знакомство со способами деятельности, которые необходимы для освоения обществознания на профильном уровне, а также компетентностный подход – развитие способности к решению задач, возникающих в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, человеческих ценностей. Курс предусматривает знакомство с основами логики – формами мышления, способами построения доказательств, видами суждений и условиями их истинности. Теоретической базой для развития навыка решения специфических задач выступают знания, полученные в процессе изучения курса обществознания.

Цели:

  • развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт;
  • формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; в-третьих, учиться рецензировать высказывание.
  • содействовать воспитанию толерантности.

Задачи:

  • развивать умение анализировать текст, рецензировать письменное высказывание;
  • воспитывать внимательное отношение к работе каждого члена группы, доброжелательность, объективность в оценке результатов труда.
  • формирование навыков аналитической работы с источником информации;
  • воспитание внимательного отношения к результатам работы другого человека;
  • выработка единых критериев оценивания эссе;
  • повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.

Приёмы:

  • Анализ работы, самоанализ.
  • Обобщение на основе выделенных смысловых концентров.

Формы контроля за знаниями – самые разнообразные:

  • проблемные задачи;
  • зачеты;
  • самооценка;
  • взаимооценка;
  • тесты;
  • проектные работы, их презентация.

Курс рассчитан на 34 часа в год. Работа ведётся по модулям. Каждый из них содержит теоретическую часть и практическую работу по основным содержательным линиям, выносимым на государственную аттестацию. Элективный курс учит учиться, требует творчески мыслить и работать, приучает к самостоятельности и ответственности.

При разработке курса были учтены рекомендации ФИПИ, аналитические справки по результатам сдачи ЕГЭ в различные годы, методические рекомендации по написанию
эссе (Санкт-Петербург, 2005)

Элективный курс учит учиться, требует творчески мыслить и работать, приучает к самостоятельности и ответственности.

Критерии оценивания эссе по обществознанию.

При оценке ответа необходимо выделить следующие элементы:

  1. Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
  2. Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
  3. Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.

Содержание верного ответа и указания к оцениванию

Баллы

Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа.

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

4 балла
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются).

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

3 балла
Представлена собственная точка зрения (позиция, отношение) при раскрытии проблемы.

Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов.

Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт.

2 балла
Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. 1 балл
Проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания. 0 баллов

Модуль 1. Работа с эссе. Задание С 8.

  1. Требования к эссе как альтернативному заданию по обществознанию.
  2. Знакомство с образцами эссе.
  3. Структура доказательств, необходимых для написания эссе.
  4. “Проба пера”, или проведение практической работы по освоению учащимися алгоритма написания эссе (учащиеся могут писать эссе в малых группах, используя все необходимые для работы материалы: от учебника, словарей до иных источников информации).
  5. Презентация и коллективная оценка эссе, разработанных в группах (работа с примерными темами по основным содержательным линиям.
  6. Определение общих трудностей (ошибок, недочетов) в ходе написания эссе и путей их преодоления (исправления).
  7. Написание индивидуальных эссе.

Модуль 2. Задания с развёрнутым ответом.

1. Задания на перечисление свойств, характеристик, проявлений конкретного социального объекта

  1. Знакомство со структурой заданий. Составление алгоритма решения заданий подобного типа
  2. Тренинг по решению заданий подобного типа по основным содержательным линиям

2. Задания на конкретизацию теоретических положений фактами социальной действительности

  1. Знакомство с разновидностями заданий подобного типа. Разработка алгоритма решения
  2. Практическая работа по решению заданий по основным содержательным линиям

3. Решение заданий-задач. Задания С 7.

  1. 1.Знакомство со структурой задания. Анализ состава (условие и требование) задачи; определение в условии полезной информации, данной в явном и неявном (“зашифрованном”) виде; выявление области, из которой следует привлечь недостающие знания (установить контекст данной проблемы);
  2. 2. Решение заданий данного типа в соответствии с алгоритмом. Выбор аргументов и их проверка.

Модуль 3. Задания на выбор из двух суждений.

  1. Логическая единица – суждение. Структура суждения. Суждение простое и сложное, совместимое и несовместимое.
  2. Анализ представленных суждений (тренировочная работа).
  3. Решение задач по содержательным линиям.

Литература:
Галактионова Т.Г. От самопознания к самореализации. Персонал-технология образовательной деятельности – СПб: Институт специальной педагогики и психологии. – 1999 г.
Простые слова. Конкурс эссе. Пособие для участников конкурса. – МОО "Достижения молодых" – Junior Achievement Russia – М., 2002.
Федосюк М., Хамракулова Х. Эссе//Экономика в школе. - 2000. - №1.
Источники из Интернет. Т.Е.Ворожейкина. Как написать хорошее эссе. Web: http: www.msses.ru/study/how-to-write-good-essay.html
Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Задания на выбор из двух суждений на экзамене по обществознанию – Преподавание истории и обществознанию, 5, 2005 – с.56-59
Обществознание: реальные варианты 2007-2008 / авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М.:Астрель, 2007.

Приложение (тематическое планирование и методические рекомендации)