Программа элективного курса “Решение познавательных, практических и творческих задач по обществознанию” рассчитана на учащихся выпускного класса и предполагает овладение навыком работы по решению задач различного вида, выносимых на ЕГЭ. В основе лежит деятельностно-ценностный подход – знакомство со способами деятельности, которые необходимы для освоения обществознания на профильном уровне, а также компетентностный подход – развитие способности к решению задач, возникающих в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаний, учебного и жизненного опыта, человеческих ценностей. Курс предусматривает знакомство с основами логики – формами мышления, способами построения доказательств, видами суждений и условиями их истинности. Теоретической базой для развития навыка решения специфических задач выступают знания, полученные в процессе изучения курса обществознания.
Цели:
- развивать у старшеклассников критическое мышление, способности формулировать и аргументировать свою позицию с опорой на научное знание и на собственный опыт;
- формировать навыки написания эссе; развивать умение анализировать текст; в-третьих, учиться рецензировать высказывание.
- содействовать воспитанию толерантности.
Задачи:
- развивать умение анализировать текст, рецензировать письменное высказывание;
- воспитывать внимательное отношение к работе каждого члена группы, доброжелательность, объективность в оценке результатов труда.
- формирование навыков аналитической работы с источником информации;
- воспитание внимательного отношения к результатам работы другого человека;
- выработка единых критериев оценивания эссе;
- повысить информационную и коммуникативную компетентность учащихся.
Приёмы:
- Анализ работы, самоанализ.
- Обобщение на основе выделенных смысловых концентров.
Формы контроля за знаниями – самые разнообразные:
- проблемные задачи;
- зачеты;
- самооценка;
- взаимооценка;
- тесты;
- проектные работы, их презентация.
Курс рассчитан на 34 часа в год. Работа ведётся по модулям. Каждый из них содержит теоретическую часть и практическую работу по основным содержательным линиям, выносимым на государственную аттестацию. Элективный курс учит учиться, требует творчески мыслить и работать, приучает к самостоятельности и ответственности.
При разработке курса были учтены рекомендации
ФИПИ, аналитические справки по результатам сдачи
ЕГЭ в различные годы, методические рекомендации
по написанию
эссе (Санкт-Петербург, 2005)
Элективный курс учит учиться, требует творчески мыслить и работать, приучает к самостоятельности и ответственности.
Критерии оценивания эссе по обществознанию.
При оценке ответа необходимо выделить следующие элементы:
- Представление собственной точки зрения (позиции, отношения) при раскрытии проблемы.
- Раскрытие проблемы на теоретическом уровне (в связях и с обоснованиями) или без использования обществоведческих понятий в контексте ответа.
- Аргументация своей позиции с опорой на факты общественной жизни или собственный опыт.
Содержание верного ответа и указания к оцениванию |
Баллы |
Представлена собственная точка зрения
(позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта на теоретическом уровне, в связях и с обоснованиями, с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. |
4 балла |
Представлена собственная точка зрения
(позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта с корректным использованием обществоведческих терминов и понятий в контексте ответа (теоретические связи и обоснования не присутствуют или явно не прослеживаются). Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. |
3 балла |
Представлена собственная точка зрения
(позиция, отношение) при раскрытии проблемы. Проблема раскрыта при формальном использовании обществоведческих терминов. Дана аргументация своего мнения с опорой на факты общественной жизни или личный социальный опыт. |
2 балла |
Представлена собственная позиция по поднятой проблеме на бытовом уровне без аргументации. | 1 балл |
Проблема не раскрыта или дана информация (факты общественной жизни или личного опыта) не в контексте задания. | 0 баллов |
Модуль 1. Работа с эссе. Задание С 8.
- Требования к эссе как альтернативному заданию по обществознанию.
- Знакомство с образцами эссе.
- Структура доказательств, необходимых для написания эссе.
- “Проба пера”, или проведение практической работы по освоению учащимися алгоритма написания эссе (учащиеся могут писать эссе в малых группах, используя все необходимые для работы материалы: от учебника, словарей до иных источников информации).
- Презентация и коллективная оценка эссе, разработанных в группах (работа с примерными темами по основным содержательным линиям.
- Определение общих трудностей (ошибок, недочетов) в ходе написания эссе и путей их преодоления (исправления).
- Написание индивидуальных эссе.
Модуль 2. Задания с развёрнутым ответом.
1. Задания на перечисление свойств, характеристик, проявлений конкретного социального объекта
- Знакомство со структурой заданий. Составление алгоритма решения заданий подобного типа
- Тренинг по решению заданий подобного типа по основным содержательным линиям
2. Задания на конкретизацию теоретических положений фактами социальной действительности
- Знакомство с разновидностями заданий подобного типа. Разработка алгоритма решения
- Практическая работа по решению заданий по основным содержательным линиям
3. Решение заданий-задач. Задания С 7.
- 1.Знакомство со структурой задания. Анализ состава (условие и требование) задачи; определение в условии полезной информации, данной в явном и неявном (“зашифрованном”) виде; выявление области, из которой следует привлечь недостающие знания (установить контекст данной проблемы);
- 2. Решение заданий данного типа в соответствии с алгоритмом. Выбор аргументов и их проверка.
Модуль 3. Задания на выбор из двух суждений.
- Логическая единица – суждение. Структура суждения. Суждение простое и сложное, совместимое и несовместимое.
- Анализ представленных суждений (тренировочная работа).
- Решение задач по содержательным линиям.
Литература:
Галактионова Т.Г. От самопознания к
самореализации. Персонал-технология
образовательной деятельности – СПб: Институт
специальной педагогики и психологии. – 1999 г.
Простые слова. Конкурс эссе. Пособие для
участников конкурса. – МОО "Достижения
молодых" – Junior Achievement Russia – М., 2002.
Федосюк М., Хамракулова Х. Эссе//Экономика в школе.
- 2000. - №1.
Источники из Интернет. Т.Е.Ворожейкина. Как
написать хорошее эссе. Web: http:
www.msses.ru/study/how-to-write-good-essay.html
Лазебникова А.Ю., Брандт М.Ю. Задания на выбор из
двух суждений на экзамене по обществознанию –
Преподавание истории и обществознанию, 5, 2005 –
с.56-59
Обществознание: реальные варианты 2007-2008 /
авт.-сост. О.А.Котова, Т.Е.Лискова. – М.:Астрель, 2007.
Приложение (тематическое планирование и методические рекомендации)