Реформы Столыпина "Тихая революция"

Разделы: История и обществознание


Цель урока:

  • Сформировать у учащихся представление о реформах П. А. Столыпина как об определенной трансформации революции “снизу” в революцию “сверху”;
  • Уяснить политические, экономические и социальные задачи столыпинского аграрного законодательства;
  • Сравнить столыпинский аграрный законопроект с думскими аграрными программами;
  • Уяснить причины, по которым начинания П. А. Столыпина не нашли широкой социальной поддержки.

Основные знания: альтернативы общественного развития России в 1906 г.; думские аграрные проекты; содержание правительственной программы П. А. Столыпина; суть столыпинской аграрной реформы; развитие кооперативного движения.

Основные понятия: отруб, хутор, кооперация, артель (слайд 1).

Оборудование урока: хрестоматия, презентация, таблицы, карта “Российская империя в 1907—1914 гг. Аграрная реформа П. А. Столыпина”.

1. Организационный момент.

2. Актуализация.

Урок начинается с беседы по вопросам домашнего задания. Можно провести проверочное тестирование для всего класса.

1. В каком году Николай 2 стал императором?

А) в 1894.
Б) в 1896.
В) в 1898.
Г) в 1900.

2. Какое событии произошло ранее других?

А) сражение на реке Шахэ.
Б) гибель крейсера “Варяг”.
В) сдача русскими войсками Порт-Артура.
Г) гибель адмирала Макарова.

3. Кто был участников Русско-японской войны?

А) А.Н. Куропаткин.
Б) П.С. Нахимов.
В) В.И. Истомин.
Г) М.Д. Скобелев.

4. Высшая единица административно-территориального деления в Российской империи начала 20 века называлась

А) Провинцией.
Б) Губернией.
В) Волостью.
Г) Уездом.

5. Как назывались в начале 20 века выборные органы местного самоуправления в России?

А) Земства.
Б) Общины.
В) Мировые судьи.
Г) Советы.

6. Что явилось одним из итогов Русско-японской войны?

А) Россия признала Корею сферой японского влияния.
Б) Уплата Россией контрибуции в пользу Японии
В) Союз Японии и Англии против России
Г) Открытие Китая для торговли европейских стран.

7. Расположите данные события в хронологическом порядке

А) Денежная реформа С.Ю. Витте.
Б) Венчание на царство Николая 2, трагедия на Ходынском поле.
В) Смерть Александра 3, начало царствования Николая 2.
Г) Убийство В.К. Плеве.

8. Кто занимал должность министра внутренних дел Российской империи? Назовите два имени из пяти предложенных.

А) С.Ю Витте.
Б) В.К. Плеве.
В) П.Д. Святополк-Мирский.
Г) В.Н. Коковцев.
Д) П.П. Рябушинский.

9. Установите соответствие между событиями и годами.

А) подписание договора между Японией и Англией против России а) 1882
Б) Портсмутский мир б) 1891
В) Начало образования русско-французского Союза в) 1902
  г) 1905

10. Назовите лидера партии октябристов

А) А.И. Гучков.
Б) Ю.О. Мартов.
В) П.Н. Милюков.
Г) В.М. Чернов.

11. В каком году была создана 1-ая Государственная дума?

А) в 1899.
Б) в 1901.
В) в 1905.
Г) в 1906.

Поверка (слайд 4)

3. Объяснение нового материала.

   Деятельность   Государственной думы: ее аграрные проекты.

  Виттевский закон Столыпинский закон
1 Дума 2 Дума 3 Дума 4 Дума
Год выборов 1906 Начало 1907 Конец 1907 1912
Правые и октябристы 13 (2,7%) 54 (10,4%) 292 (68,1%) 283 (64,0%)
Либералы и примыкающие 248 (51,9 %) 192 (37,1%) 104(24,2%) 128 (29,0%)
Беспартийные 100 (20,9) 50 (9,7%) 0 7 (1,6%)
Крестьянская демократия 107 (22,4%) 157 (30,3%) 14 (3,3%) 10 (2,3%)
Социал-демократия 10 (2,1 %) 65 (12,5%) 19 (4,4%) 14 (3,2%)
Итого 478 518 429 442

(Слайд 5)

 Перед рассказом о личности П. А. Столыпина и его программе реформирования России можно поставить перед учащимися вопрос: какие реформаторские идеи объединяли позиции С. Ю. Витте и П. А. Столыпина и в чем заключалось различие в их подходах к реформированию России? (слайд 2)

В 1906 году Председателем совета Министров назначается сторонник монархии, очень решительный человек Столыпин Петр Аркадьевич. (1862-1911). Он считает своим долгом подавление революционного движения. Практикуются очень жестокие меры наказания по отношению к крестьянским движениям, революционных организаций, которые применяли террористические акты. В стране организуются простые военно-полевые суды, без вмешательств адвокатов. 1906 году к высшей меры наказания подвергаются около1100 человек.

Учитель может использовать текст указа “Об учреждении военно-полевых судов” от 19 августа 1906 г. и отрывок из правительственного сообщения, сделанного П. А. Столыпиным при вступлении на пост Председателя Совета министров, помещенные в хрестоматии.

П.А.Столыпин, считает, что для того чтобы одержать победу над революционным движением, нужно устронить их причины. Основной причиной считается аграрная проблема. В связи с этим в 1906 году издается несколько указов.

9 ноября 1906 года издается (по ст. 87 Основных законов) главный законодательный акт аграрной реформы — указ “О дополнении некоторых постановлений действующего закона, касающихся крестьянского землевладения и землепользования” Указом был провозглашен широкий комплекс мер по разрушению коллективного землевладения сельского общества и созданию класса крестьян — полноправных собственников земли. (слайд 6)

Особое внимание уделялось тем крестьянам, которые желали получить свои участки выделенными к одному месту, вместо нескольких полос в разных полях (эти участки назывались “отрубами”, а если на участке стоял и дом владельца — “хуторами”). Если крестьянин желал выделиться “на отруб”, сельское общество в подавляющем большинстве случаев технически не могло это исполнить путем частичной перекройки существующих полосок; требовался полный передел земель. Закон разрешал сельскому обществу в таком случае отказаться от полного передела и предоставить желающему выделиться на выбор владение той чересполосной землей, которой он уже пользовался, либо выход из общины без земли с получением адекватной денежной компенсации. Но если община принимала решение произвести передел, она должна была отрезать участки к одному месту всем домохозяевам, которые о том просили. Около 10 % населения переселились в отрубы и хутора. Им отводилась около 15, 5 % земель, которые до реформы считалось землями общины. Хутора и отрубы объединялись в кооперативы.

Кооперация – объединение свободных производителей, для совместного ведения хозяйства и продажи продукции (слайды 7, 8, 9, 10).

Переселение крестьян – важная часть государственной аграрной программы. Крестьянам, у которых мало земли, приняты законы по их переселению, в непоселенные районы Сибири, Средней Азии, Казахстана. Желающим переселятся делали некоторые уступки. Им давали беспроцентные ссуды, дали деньги для переселения, прощались долги, мужчины освобождались от военной службы. (слайд 12)

Это политика переселения населения не прошла одинаково. Она несколько смягчила социальные конфликты. Примерно 3,1 млн. бедных молодых людей отправились осваивать новые земли, примерно 100 тысяч из них умерли от акклиматизации, 0,5 млн. человек вернулись в родные края. Те, которые остались, освоили около 10 % земель. Они объединялись в артели. (слайд 11)

Артель – объединение граждан для совместного ведения хозяйства (слайд 13).

Обобщая изложенный материал, учитель спрашивает: как вы думаете, в чем заключался политический смысл аграрной реформы; какую социальную цель она преследовала? Какова была экономическая перспектива реформы?

Итоги реформы в численном выражении оказались следующими:

  • Ходатайства о закреплении земли в частную собственность были поданы более чем 6 млн. домохозяйств из существовавших 13.5 млн.
  • Из 13.500 тыс. крестьянских домохозяйств выделилось из общины и получило землю в единоличную собственность 1.436 тыс. (10.6 %)
  • Из 119 миллионов десятин надельных земель в 47 губерниях Европейской России было размежевано (и передано в собственность крестьян, товариществ и сельских обществ) на начало 1916 года 25.2 млн. (21.2 %), ещё на 9.1 млн десятин (7.6 %) было не окончено оформление документов; по-видимому, к моменту Февральской революции землеустроительные работы были фактически проведены на 37-38 млн десятин (около 31 % надельных земель)
  • При посредничестве Крестьянского Поземельного банка, выдавшего кредиты на 1.04 млрд руб, крестьяне приобрели 9.65 млн десятин (дополнительно 8,1 % к размеру надельных земель).
  • Около половины крестьянских домохозяйств, ходатайствовавших о закреплении земли в собственность, выбрало единоличную форму собственности; в том числе, 1.8 млн домохозяйств пожелало выделиться на хутора и отруба.
  • Помещичьи хозяйства как массовое явление утеряли хозяйственную значимость, крестьяне в 1916 году засевали (на собственной и арендуемой земле) 89,3 % земель. (слайд 14)

Сам Столыпин предполагал, что все задуманные им реформы будут осуществлены комплексно (а не только в части аграрной реформы) и дадут максимальный эффект в долговременной перспективе (по словам Столыпина, требовалось “двадцать лет покоя внутреннего и внешнего”). Характер инициированных реформой перемен, как институциональных (повышение качества права собственности), так и производственных (переход на 7-9 летние севообороты), был постепенным, долговременным и не давал оснований ожидать существенного эффекта за 6-7 лет активного хода реформы (считая реальное развертывание реформы в 1908 году и приостановку её хода с началом войны в 1914 году). Многие наблюдатели 1913—1914 года полагали, что страна наконец подошла к началу стремительного аграрного роста; однако, данное явление было заметным не в основных показателях сельскохозяйственной статистики, а в косвенных проявлениях (бурное развитие низового сельскохозяйственного образования, столь же бурное увеличение спроса на современное сельскохозяйственное оборудование и специальную литературу и т. п.)

  1870-е гг 1880-е гг 1890-е гг 1900-1905 гг 1909-1913 гг
Картофель (млн.чтв) 40,8 49,8 96,4 118,8 168,2
Зерновые (млн чтв) 234,4 284,2 335,5 382,2 395,5
Всего (с пересчетом картофеля на зерно) 257 300,8 367,6 420,8 451,6
В % к предыдущему периоду - 117,8 122,2 114,5 107,3
Среднегодовой прирост в % - 1,7 2,22 2,41 1,46

4. Закрепление.

Работа с учебником, ознакомление с историческими документами.

1. П. А. Столыпин считал главным препятствием на пути развития сельского хозяйства в России:

А) Расслоение крестьянства.
Б) Сохранение крестьянской общины.
В) Сохранение помещичьего землевладения.
Г) Включение крестьян в рыночные отношения.

2.Отрезки – это

А) Часть земли крестьян, перешедшая к помещикам в ходе Крестьянской реформы Александра II.
Б) Часть общинной земли, получаемая крестьянином при регулярных переделах.
В) Земля, арендованная крестьянином у помещика в 1870 - 90-х гг.
Г) Часть общинной земли, полученная крестьянином в собственность в ходе Столыпинской реформы.

3. Аграрную реформу П.А. Столыпина характеризует

А) Переселение крестьян за Урал.
Б) Поддержка крестьянских общин.
В) Конфискация помещичьих земель.
Г) Развитие крестьянской производственной кооперации.

4. Аграрные отношения в России в начале XX в. не характеризовало

А) Господство помещичьего землевладения.
Б) Сохранение крестьянской общины.
В) Сохранение крепостного права.
Г) Сохранение выкупных платежей.

5. Как называется участок земли, выделенный крестьянину при выходе из общины с сохранением его двора в деревне?

А) Хутор.
Б) Отруб.
В) Надел.
В) Поместье.

6. Что стало одним из итогов деятельности П.А. Столыпина на пост председателя Совета министров

А) Переселение в восточные районы страны более 2 млн человек.
Б) Исчезновение крестьянских общин.
В) Повсеместное преобладание крестьян в земских собраниях.
Г) Введение всеобщего начального образования.

7. Прочитайте данный отрывок и укажите слово, пропущенное в тексте.

Наиболее совершенным типом земельного владения считался хутор, в котором крестьянская усадьба, земля и прочие угодья сводились в единое целое. На случай, когда разверстать всю общинную землю на отдельные хутора не представлялось возможным, рекомендовался __________- в этом случае все пахотные земли, закреплявшиеся за крестьянами, все равно сводились воедино, но находились на некотором расстоянии от “коренной усадьбы”.

8. Установите соответствие между терминами и определениями.

А) Отруб 1) Кооперативное крестьянское хозяйство
Б) Хутор 2) Монополистическое объединение
В) Синдикат 3) Часть общинной земли, выделенная крестьянину в единоличную собственность (без переноса усадьбы)
  4) Обособленная крестьянская усадьба, находившаяся за пределами общины.

Запишите в таблицу выбранные цифры.

а б в
     

5. Итог.

Задание на дом. Первой группе: тестовые задания (Ист России , М: н.о. 60 диагн-их вар-ов, вар-4, стр 19.), остальным:§ 5 и вопросы к нему.