Предмет. Краеведение
Класс.9
Базовое пособие/ Скрипник А.С., Луночкин А.В., Курилла И.И. “ История Волгоградской земли от древнейших времен до современности” М., Планета, 2011
Цели урока по линиям развития личности.
1-2 ЛР. Картины мира в фактах и понятиях.
Используя факты и ранее имеющиеся знания, обучающиеся смогут сформировать представление о развитии Заволжья в XVIII веке.
3 ЛР. Историческое мышление.
Обучающиеся смогут выявить принципы создания поселений в Заволжье в XVIII веке
4-5 ЛР Нравственное и гражданско-патриотическое самоопределение.
Обучающиеся смогут сформировать устойчивый познавательный интерес к истории родного края.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления знаний.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная, работа в группе.
Основные понятия: чумаки, слобода, чумацкий шлях.
Персоналии: Императрица Елизавета Петровна , подполковник Н. Ф. Чемодуров.
План урока
1. Проблема урока:
По какому принципу создавались поселения в Заволжье в XVIII веке.
2.Поиск решения проблемы.
1. Заселение земель в начале 18 века
Примерный вывод по проблеме: Первые поселения созданы в начале века беглыми крепостными- участниками булавинского восстания. Хутора получала названия по именам первых поселенцев.
2. Экспедиция Н.Ф.Чемодурова в 1746 году на озеро Эльтон.
Примерный вывод по проблеме: Началось исследование края. Увеличение поселений вокруг Эльтона.
3. Указ Елизаветы Петровны 24 февраля 1747 года.
Примерный вывод по проблеме: изменился этнический состав населения, так как прибыли чумаки из Харьковщины и Полтавщины.
Примерный вывод по проблеме урока: Первые поселения созданы в начале века беглыми крепостными- участниками булавинского восстания. Позже возникают поселения вдоль Волги. В связи с массовой добычей соли, создается чумацкий шлях, вдоль которого растут новые поселения в степи. Николаевские чумаки первыми стали осваивать нетронутую заволжскую степь, создавать хутора. Чумацкий шлях просуществовал до 1862 года (до открытия более дешевого соляного промысла на Баскунчаке)
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||
1. Актуализация знаний | Эмоциональная и мотивационная
подготовка учащихся к усвоению материала. Звучит мелодия песни “Николаевская сторонка”. Показывает слайды с видами храмов 18 века, гравюры о чумаках, современный храм и т.д |
Слушают и обсуждают тему урока, самостоятельно формулируют цели урока. | ||||||||||||||||
Вы узнали? Что это? Знать свой край-значит любить свою малую родину. Николаевская земля невелика, но ее, казалось бы, ни чем не примечательные степные просторы хранят глубокую тайну прошлого, в котором наши национальные истоки и корни, жизненный опыт наших предков. |
Называют исторические объекты. | |||||||||||||||||
Обратите внимание на карту. Какие поселения были созданы в начале 18 столетия? Определите: “Как изменилась территория к концу века?” |
Работают с картой. Показывают села
Кисловку, Очкуровку, Солодушино, Левчуновку. Рассуждают, высказывают свое мнение (территория увеличилась, появилось много новых поселений) |
|||||||||||||||||
Как вы думаете, почему всего за
несколько десятилетий резко увеличилась
территория? Где и когда появились новые поселения? |
Высказывают версии. Вслед за русскими первопроходцами шли наши предки с южных и восточных “ украин” Малороссии. Пустынные земли требовали рабочих рук, кропотливого труда и предприимчивости. | |||||||||||||||||
II. Создание проблемной ситуации | Какое вы заметили противоречие? Что вас удивило? Люди всегда стремились к воде. Рядом Волга-матушка. Но почему же тогда во второй половине столетия большинство поселений создавалось в степи? |
Примерные ответы: в начале века поселения располагались вдоль Волги, позже большинство поселений создавалось в степи. | ||||||||||||||||
III. Целеполагание | Какую проблему нам предстоит решить? | Предлагают версию: Выяснить, по какому принципу создавались поселения в Заволжье | ||||||||||||||||
IV. Планирование деятельности. | Мы изучаем один из переломных моментов истории Заволжья . Что нам необходимо узнать, чтобы решить проблему урока ? | Проявляют познавательную инициативу. Составляют план предстоящей деятельности. Ученики должны указать, что необходимо назвать причины создания хуторов на данной территории. | ||||||||||||||||
V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания). | На данном этапе урока можно организовать групповую работу, разделив класс на 4 группы. Каждая группа получает соответствующее задание по работе с таблицей. Время, которое предоставляется группам, ограничено, так как они должны успеть презентовать свою работу. | |||||||||||||||||
Побуждает к теоретическому объяснению
фактов. 1 группа: Работа с картой подполковника Н.Чемодурова. Проанализируйте карту. Какие выводы вы можете сделать? |
Обсуждают в группах варианты решения
учебной задачи. Знакомятся с новой информацией,
делают записи, задают уточняющие вопросы. Работают с картой. |
|||||||||||||||||
2 группа: Проанализируйте Указ Елизаветы Петровны от 24 февраля 1747 года (о наборе работных людей).
|
Делают вывод: многие поселение
появились вокруг Эльтона после начала массовой
добычи соли. Делают вывод: Первые переселенцы были с Харьковщины и Полтавщины. |
|||||||||||||||||
3 группа: Работа с гравюрой 18 века “Добыча соли на Эльтоне”. В каких условиях работали чумаки? На чем перевозили соль? |
Делают вывод: новые поселения появились вдоль дороги доставки соли от Эльтона до Волги. (Чумацкий шлях) | |||||||||||||||||
4 группа: Работа с документом. Как была создана слобода? Почему она так называется? Что нового мы узнали? |
Делают вывод: слобода возникла у Волги (здесь находились амбары с солью для дальнейшей транспортировки в центр России) | |||||||||||||||||
VI.Выражение решения. | “Названия - это народное поэтическое
оформление страны. Они говорят о характере
народа, его истории, его склонностях и
особенностях быта”, - писал К. Паустовский. О чем свидетельствуют названия поселенцев? Выполнение каких действий приведет нас к решению учебной задачи? Организует работу с документами
Исходя из того, что мы узнали, какой ответ на основной вопрос урока мы можем дать? (указывает на проблему, записанную за доске) |
Представители от групп сообщают о
результатах коллективной работы и фиксируют
свое “открытие” Внутри группы ученики выполняют индивидуальные задания (по алгоритму) а) анализируют легенды о создании заволжских сел; б) Выясняют принципы появления названий в) характеризуют занятия жителей. Читают тексты, делают записи в тетрадях (даты рождения сел), находят на карте села, работают с таблицей
Аргументировано отвечают на вопросы, строят логическое суждение по теме. Акцентируют ответы на следующем: 1) Первые поселения созданы в начале века беглыми крепостными- участниками булавинского восстания 2) Позже вдоль Волги появился хутора переселенцев из Украины- чумаков солевозов. 3) Вдоль Чумацкого шляха в степи создаются поселения . 4) После указа Екатерины Великой прибыли переселенцы из Европы(немцы), которые получили земли в Заволжье. Николаевские чумаки первыми стали осваивать нетронутую заволжскую степь, создавать хутора. Чумацкий шлях просуществовал до 1862 года (до открытия более дешевого соляного промысла на Баскунчаке) |
||||||||||||||||
VII. Применение нового знания. | Чередует формы работы: индивидуальную,
парную, групповую. Предлагает разноуровневые задания.(найти ошибки в тексте, тесты на соответствие, и т.д.) Объясните термины: чумак, чумацкий шлях, слобода С какими событиями связаны даты 1708, 1746, 1747, 1794 г Вопрос: “Почему на гербе Николаевского района Волгоградской области наряду с другими символами изображена солонка?”. |
Учащиеся выполняют задания на
закрепление материала.
Работают с иллюстрацией “Герб Николаевского района” |
||||||||||||||||
VIII. Рефлексия. Подведение итогов. | Предлагает вспомнить тему и задачи
урока, соотнести с планом работы, записанным на
доске, и оценить меру своего личного продвижения
к цели и успехи класса в целом.
Применяет прием “Кубик Блума” Необходимо сформулировать вопрос к теме урока по той грани, на которую выпадет кубик Спасибо за сотрудничество. В благодарность за труд отличные отметки получают...... Выставление оценок. |
Отмечают наиболее трудные и наиболее
понравившиеся эпизоды урока. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Ученики формулируют вопросы Почему.... Появился чумацкий шлях Объясни..... название сел Назови... .принципы создания поселений Придумай... выход из ситуации Предложи.... план работы группы Поделись... своими мыслями, чувствами от проделанной работы |
||||||||||||||||
IX. Домашнее задание. | Конкретизирует домашнее задание. Подготовить презентацию “Рождение слободы Николаевской”. Составить словарик местных диалектов. |
Записывают домашнее задание. |
Приложение 1
Внутри группы ученики выполняют индивидуальные задания (по алгоритму)
а) Пронализируйте легенды о создании заволжских сел;
б) Выясните принципы происхождения названий
в) Охарактеризуйте занятия жителей.
Село | Год основания | Принцип происхожения названия | Занятие населения |