Задачи урока:
- Раскрыть отличительные черты культуры русского народа.
- Пробудить у школьников понимание красоты произведений искусства русских земель, чувство уважения к их творцам и традициям русского народа.
Оборудование:
- Аудио магнитофон.
- Эпипроектор.
- Экран.
- Проектор для слайдов.
- Раздаточный материал.
“О, светло светлая и прекрасно украшенная земля
Русская!
Многими красотами прославлена ты...
Всем ты преисполнена земля Русская...”
Ход урок
Звучит музыкальный фрагмент. Под музыку: текст эпиграфа и слова.
“Так далекие предки гордились своей Отчизной. И было чем! Великолепные памятники архитектуры и живописи, поразительной красоты “узорочье” - ювелирные изделия, прекрасные литературные произведения. До сих пор мы восхищаемся ими. Это истоки русской культуры.
Вводная беседа:
1. Объясните, что такое культура?
2. Перечислите достижения общества в области материальной и духовной культуры.
История русской культуры велика и многогранна. Сегодня мы охватим лишь малый промежуток времени относящийся к ХII-ХV векам и приоткроем две её наиболее яркие страницы: архитектура и иконопись.
(Звучат колокола)
Вклад в достижения культуры вносили различные слои населения Руси, но главную роль играл трудовой народ, прежде всего горожане занимавшиеся ремеслом. Среди ремесленников были искусные градостроители. Они создавали великолепные деревянные здания и каменные постройки.
До наших дней сохранились лишь здания из камня.
Архитектурные произведения являются и памятниками материальной культуры (строили, пользуясь точными расчетами формата кирпичей, толщины стен, радиусов арок, общих габаритов здания; использовали разнообразные приемы кладки, конструкции материала) и произведениями искусства (их архитектурные особенности, пропорции, единение с природой заставляют любоваться и восхищаться ими и поныне).
У православных славян так же как и у других народов храмы были рассчитаны на то чтобы поразить воображение их посетителей.
(Сообщение о строительстве храмов на Руси)
Работа у доски: на готовой схеме обозначить детали древнерусского храма.
Работа на местах: всмотреться в облик здания, рассмотреть современное изображение храма, дать ему характеристику.
(Музыкальный фрагмент)
Проверка задания на доске. Ответы на задание с места.
I. Церковь Покрова на Нерли. Иллюстрация через эпипроектор на доску.
Вопросы уточнения:
- Какой храм называется крестово- купольным?
- Откуда ведет своё начало этот тип храма?
- Какие типы храмов вы еще знаете?
- Какие приемы используют для придания изящества и стройности зданию?
Встроенные в стену колонки называются пилястрами. Пилястры устремлены к небу - это придает невесомость, легкость белому камню. Все детали устремлены вверх.
Рассмотрим аркатурный пояс. Колонки стоновятся ближе, арочки вытягиваются, принимая подковообразную форму, частые вертикальные колонки гармонируют с линиями окон. Они узкие, щелевидные, их вертикальные откосы скрывают ощущение мощи стен.
Завершается здание одним куполом,, расположенном на вытянутом барабане. Купол –луковичный.
(Сообщение о строительстве храма Покрова на Нерли)
Большого искусства достигает художественное мастерство русских зодчих в строительстве Дмитриевского Собора - дворцового храма могучего Всеволода III.
II. Дмитриевский Собор во Владимире. (Иллюстрация через эпипроектор.)
Задание:
1. Сравните оба храма.
2. Что общего и что различного в них.
III. На доске иллюстрация двух архитектурных памятников.
Сравнение соборов
В плане сходен с нерлинским храмом. Кажется более массивным. В нем нет ощущения невесомости и утонченности. Дмитриевский храм кажется более тяжелым, мощным и торжественным. Перед зодчими стояла задача показать силу и мощь Владимирского князя.
Вопрос: Каким образом достигается это впечатление?
В объёме Дмитриевский храм-куб, где высота каждой стены почти равна её ширине. Абсиды напоминают могучие полуцилиндры. Подчеркивают горизонтальные линии: шире расставлены колонки аркатурного пояса, арочки вытянуты по горизонтали, покрытие кровли, как единая плавная линия обегает всё здание. Массивный барабан увенчан шлемовидным куполом.
...Но вверх взгляни - над серыми холмами
Увидишь ты ожившую мечту.
Как дым костра в безветрие, как пламя,
Как песня, храм струится в высоту;
Он рвется в высь торжественен и строен,
Певучей силой камень окрылен, -
Для бога он аль не для бога строен
Но человеком был воздвигнут он.
(Шефнер. Б.)
Следующая страница нашего урока посвящена иконописи.
(Колокола)
Важнейшим элементом православного храма является икона.
Икона - (от греческого слова - “изображение”) возникла до зарождения древнерусской культуры и получила широкое распространение во всех православных храмах
Иконопись же нигде не достигла такого развития как на Руси, нигде не создала столько шедевров и не стала на протяжении столетий излюбленным видом изобразительного искусства целого народа.
Первопричина ясна. Дерево, а не камень служило у нас основным строительным материалом, так что подавляющее большинство русских церквей были деревянными. Значит мозаике не суждено было стать на Руси общераспространенным живописным убранством храмового интерьера.
Властно приковывая к себе взоры молящихся, иконы превращали даже самую убогую церквушку в сказочную сокровищницу. И так же засияла она при свете лампады в крестьянской избе, просветляя своими посулами, всей своей утешительной гармонией каждодневную жизнь русского человека ,в его заботах, раздумьях и тяжелом труде
Центром расцвета иконописи на Руси стали Новгород и Москва. В Новгороде он принадлежит кисти великого византийского художника Феофана Грека.
(Сообщение о Феофане Греке)
Со временем имя Феофана Грека стало произноситься с благоговением и это не случайно.
На доску проецируется изображение икон Ф.Грека. “Авель”, “Троица”, “Ной”)
Художнику удалось в силу особенной одаренности постичь глубину исканий русского общества той эпохи, отразить высокие духовные запросы своих современников.
Образы художника обладают яркой индивидуальностью, особой экспрессией. Белые и сероватые блики, которые художник накладывал на лица персонажей своих икон, придают ликам особую динамику и энергию, скрытый драматизм. Многие работы художника отличаются отсутствием спокойствия и умиротворения, которые присущи работам его последователя Андрея Рублева.
(Сообщение об Андрее Рублеве)
Творения Рублева отличают глубина и одухотворенность человеческих образов, спокойный ритм линий, изящество и грация движений человеческого тела... общая жизнерадостность живописи.
Живопись Рублева отличает большое спокойствие. От его работ веет сдержанным тихим оптимизмом.
Одной из самых знаменитых икон Андрея Рублева является его “Троица”.
(На доску проецируется изображение “Троицы”)
Вопрос: Какое впечатление производит на вас эта икона?
(Светлые тона, отсутствие темного цвета, плавность контуров, отсутствие резких линий)
(Сообщение о “Троице” Андрея Рублева.)
Задание:
1. Сравните “Троицу” Андрея Рублева и фреску Феофана Грека из церкви Спаса Преображения на Ильине.
2. Чем отличается живопись этих людей?
(Ф.Грек - темные тона, резкие линии. Впечатление суровости и тревоги. Этого нет у А.Рублева)
Обратите внимание на гамму естественных красок преобладающих в произведениях А.Рублева: синий, васильковый, темно-вишневый, золотистый. В нежных красках он сумел воплотить свою любовь к родной природе, земле, передать ощущение мира и тишины.
Таким же чувством любви, мира и тишины пронизана икона Владимирской Богоматери.
(На доску проецируется икона Владимирской Богоматери А.Рублева)
“Не на троне - на Её руке,
Левой ручкой обнимая шею, -
Взор во взор ,щекой припав к щеке,
Неотрывно требует ... Немею-
Нет ни сил, ни слов на языке ...
А она в тревоге и в печали
Через зыбь грядущего глядит
В мировые рдеющие дали,
Где простор пожарами повит.И такое скорбное волненье
В чистых девичьих чертах, что Лик
В пламени молитвы каждый миг
Как живой меняет выраженье ...Простирались старцы и черницы
Дымные сияли алтари,
Ниц лежали кроткие царицы,
Преклонялись хмурые цари ...
Черной смертью и кровавой битвой
Девичья светилась пелена,
Что осьмивековою молитвой
Всей Руси вовек озаренаНет в мирах слепительнее чуда
Откровенья вечной красоты!
Так оценил отношение народа к творчеству А.Рублева Максимилиан Волошин.
Произведения А.Рублева являются шедевром мировой культуры. Современники уже при жизни московского живописца высоко чтили его.
Достойная оценка А.Рублеву была дана В.И.Лениным. Подписывая в 1918 году Декрет об охране памятников культуры, Ленин на первом месте поставил имя Андрея Рублева и его знаменитое произведение “Троицу”. А в 1960 году по решению Всемирного Совета Мира всё человечество отмечало 600-летие со дня рождения Рублева.
Помимо архитектуры и иконописи культура русского народа богата многочисленными, литературными произведениями, музыкальным творчеством, народными промыслами.
Мы сегодня коснулись лишь малой толики нашего культурного наследия.
(Колокола)