Социальная педагогика
-
Роль социокультурной деятельности в процессе социализации учащихся 2006
Общая цель педагогической деятельности - приобщение человека к ценностям культуры. Механизмом приобщения человека к культурным ценностям является социокультурной деятельностью. Социокультурная деятельность - это процесс, осуществляемый в образовательной среде. Процесс социокультурной деятельности включает в себя культурную трансмиссию, процессы инкультурации и социализации.
-
Методические рекомендации по проведению образовательной ролевой игры "День самоуправления" в общеобразовательном учреждении 2006
В данной статье представлены методические рекомендации о том, как провести качественный, продуктивный, полноценный учебный день, не смотря на то, что учителями станут сами дети. Успех игры во многом зависит от ее подготовки, которая начинается задолго до обозначенного дня. Четкий алгоритм действий поможет учащимся организовать данный день при дружеской поддержке и доверии педагогов. В статье представлен полный комплект документов, необходимых в ходе реализации игры.
-
Доклад: "Школа, семья, ребенок: аспекты социально-психологического здоровья 2006
Доклад посвящен обзору психического здоровья детей. Раскрываются понятия "трудный" подросток, агрессивность детей. Даны советы родителям и учителям по оказанию помощи детям в различных жизненных ситуациях.
-
Социально-психологические аспекты организации профилактической деятельности в школе. Тренинг как нетрадиционная форма обучения 2006
Подростковый возраст – один из самых сложных периодов жизни человека. В этом возрасте основным видом деятельности является учение. На мой взгляд, в данном возрасте следует уделять внимание нетрадиционным формам и методам обучения, особенно в сфере профилактической деятельности в общеобразовательных учебных заведениях. В статье рассматривается тренинг как нетрадиционная форма обучения, являющаяся одной из лучших в профилактической работе, в которую входят социально-психологические аспекты организации деятельности на основе проведения тренингов в малых группах.
-
Роль социального центра в школе 2006
Социальный центр помогает повысить роль семьи в выполнении её основных функций. Благодаря социально-педагогической работе в школе можно внести необходимые коррективы в поведение трудных подростков.
-
Адаптация методов обработки и интерпретации полученных данных для исследований, проводимых школьниками 2006
Статья посвящена проблеме адаптации методов обработки и интерпретации данных для учебно-исследовательской деятельности учащихся. В ней отмечено, что вовлечение школьников в исследовательскую работу позволяет перейти от информативного обучения к активному, исследовательскому, на основе самостоятельного приобретения учащимися субъективно новых, значимых для них знаний. Выделяются основные формы обобщения первичной информации с привлечением математических приемов; способы интерпретации данных и оформления результатов исследования; написания информационного документа.
-
Родительское собрание "Умеете ли вы любить своего ребенка" 2006
На родительском собрании "Умеете ли вы любить своего ребенка?" участники задумаются о своем отношении к детям и формах выражения любви к своему ребенку, сопоставят свое восприятие ребенка с тем, что советуют педагоги и психологи. Автор надеется, что, сравнив себя с другими, родители, участвующие в разговоре станут меньше тревожиться о своих педагогических ошибках и больше проявлять безусловных родительских чувств.
-
Причины школьной дезадаптации 2006
В последние годы проблема школьной дезадаптации оказалась в центре внимания не только педагогов и психологов, но и врачей. Причины сложностей школьного обучения и проблем поведения у детей могут иметь различную природу. Трудности усвоения школьной программы, нарушения поведения и нарушение эмоционально-личностной сферы - основные компоненты школьной дезадаптации.
-
Профилактика аддиктивного поведения у подростков 2006
Целью программы является создание условий для приобретения подростками положительного социального опыта в процессе группового общения. Внимание учащихся акцентируется на ценности общения, на роли правил в современном мире, на необходимости здорового образа жизни, на стадиях формирования зависимости от ПАВ.
-
"В поисках своего призвания" (курс занятий по профессиональному самоопределению школьников) 2006
Краткий курс занятий по профессиональному самоопределению школьников. Трехдневный курс занятий позволяет определить профессиональную направленность ребенка, выявить его основные интересы и склонности. Курс включает в себя рефлексивный блок (диагностика и самопознание), информационный блок (профессиональное просвещение), практический блок (практикумы по самопознанию и нравственному профессиональному самоопределению). Занятия способствуют расширению знаний учащихся о профессиях, их специализации, о занятости населения в регионе, о востребованных специальностях в регионе, о средних и высших профессиональных учебных заведениях города.
-
Современные подходы к проблемам многодетных семей в норильском социуме 2006
Современная многодетная семья переживает сложный этап эволюции, снижается её социальный статус. Стратегия социальной политики, социальной защиты и поддержки многодетных семей в норильском промышленном районе ориентированы на формирование здоровых отношений в социуме, с целью развития социальной инфраструктуры семьи, стимулировании конструктивных семейно-соседских отношений, пропаганды положительного семейного опыта посредством формирования общественного мнения в поддержку многодетной семьи.
-
Разработка занятия по духовно-нравственному развитию детей "Сотрудничество как способ поведения" 2006
Презентация программ, обучающих детей не только академическим знаниям, но и нравственным ценностям, не за горами, потому что потребность в них велика. Одна из них – программа духовно-нравственного развития детей 7–16-и лет "Единство" – перед вами, и по данной программе представлена разработка специального занятия, обучающего детей необходимому в наше время умению сотрудничать, относящегося к такой общечеловеческой ценности, как ненасилие.
-
Книга в профилактике детской агрессии 2006
В своей работе я уделила внимание еще одному немаловажному аспекту профилактической работы – книги в профилактике детской агрессии. 21 год проработала в детской библиотеке, из них 12 в школьной. Последние два года работаю социальным педагогом. На собственном опыте убедилась: с помощью книги можно достучаться до сознания самых "трудных детей".
-
Технология тематического портфолио в системе подготовки будущего педагога к воспитанию толерантности у школьников 2006
Назначение портфолио состоит в систематизации обучающимся личных достижений в той или иной сфере деятельности. В связи с чем деятельность для ученика должна быть акутальной, известной ему, личностно-принятой, а само портфолио может носить тематическую или проблемную направленность.
-
Неполная семья как субъект конструктивного взаимодействия с социальным педагогом школы в условиях северного региона 2006
Процессы, происходящие в нашей стране – разрушение былых идеалов, ломка структур, которые оказывают определённое влияние на развитие, образование и воспитание наших детей, ставят в особое положение семью как важнейший институт развития личности ребёнка. Неполная семья – одна из самых незащищенных категорий семей на сегодняшний день. Как показывает практика, использование социальным педагогом различных форм работы, психологического и педагогического инструментария способствует формированию целостного представления о мире семьи, о ее социальных, экономических и психолого-педагогических проблемах, активизирует социально-педагогическую деятельность и помогает воспитанию подрастающего поколения Норильского промышленного района.
-
Урок математики и конструирования в 1-м классе VII вида 2006
Урок входит в программу предмета "Математика и конструирование" в 1 классе для детей с задержкой психического развития. На уроке используется материал мультимедийного авторского курса "Знакомство с геометрическими фигурами", созданный совместно с Институтом дистанционного обучения Томского госуниверситета. В плане урока представлены приемы развития познавательной активности, повышения интереса к учебной деятельности, снижения уровня тревожности младших школьников, в том числе, на основе применения компьютерных технологий.
-
Социально-педагогическая диагностика сформированности социально одобряемого поведения у учащихся 5–6-х классов 2006
Социально-педагогическая диагностика сформированности социально одобряемого поведения у учащихся является частью программы социально-педагогического просвещения и коррекции по формированию социально одобряемого поведения "Я и мир вокруг меня". Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с детьми 10–12 лет. Социально-педагогическая диагностика включает в себя определенные методики. По результатам всех использованных методик можно сделать вывод об уровне сформированности социально одобряемого поведения у учащихся 5–6-х классов.
-
Профильное обучение — требование времени 2006
В данной статье представлены вопросы перехода к профильному обучению. Профильная школа предполагает учет интересов и склонностей обучающихся, обеспечивает углубленную подготовку учащихся к вступительным экзаменам в вузы. Ученик уже в школе может готовиться целенаправленно.
-
Использование национально-регионального компонента на уроках социальной психологии 2006
Учебная дисциплина "Социальная психология" является составной частью общепрофессиональной подготовки будущего учителя начальных классов и направлена на изучение теории общения, психологии социальных групп, социализации ребенка, социальной виктимологии, социальной психологии в образовании, а также на саморазвитие и самосовершенствование личности студента. Мы рассматриваем использование национально-регионального компонента на уроках социальной психологии.
-
Программа по развитию коммуникативной культуры учащихся национальной школы 2006
Ученик, учась в школе, должен не только овладеть определенной суммой знаний, но и научиться строить свои отношения с окружающими людьми. При изучении коммуникативных умений подростков-бурят было выявлено, что свободное самовыражение не является их особенностью, у них нет уверенности в общении или несколько занижены коммуникативные способности. Поэтому учителям национальной школы предлагается программа по развитию социального доверия и коммуникативных умений подростков.
-
Программа развития воспитательной системы Петропавловского детского дома Муромцевского р-на "Социальная адаптация воспитанников Петропавловского детского дома на 2003–2008 учебный год" 2006
Коллективом Петропавловского детского дома была разработана и внедряется программа развития воспитательной системы "Социальная адаптация воспитанников детского дома". Программа разработана на период с 2003 по 2008 год. В ней отражены тенденции изменения в организации работы детского дома, меры по обновлению содержания и организации воспитательного процесса и управления коллективом детского дома. Цель программы: формирование навыков социальной адаптации у воспитанников Петропавловского детского дома.
-
Социально-педагогическая запущенность учащихся младших классов и методы ее коррекции 2006
В статье представлены исследования социально-педагогической запущенности учащихся младших классов и методы её коррекции.
-
Программа социально-педагогической деятельности 2006
Программа социально-педагогической деятельности: работа с детьми, стоящими на внутришкольном контроле, работа с семьями учащихся, работа с инспектором по делам несовершеннолетних, работа по профилактике правонарушений.
-
Здоровье без лекарств: метод БОС в общеобразовательной школе 2006
В статье рассказывается об опыте применении оздоровительной дыхательной гимнастики с использованием метода Биологической обратной связи (БОС) в условиях общеобразовательной школы.
-
В помощь заместителю директора по социальной защите, ответственному по питанию 2006
В статье дан ряд рекомендаций и советов начинающему руководителю, заместителю директора по социальной защите, ответственному по питанию. В приложении можно найти некоторые электронные документы: табель, акты, ведомость.
-
Акция "Нет табачному дыму!" 2006
Затягиваясь ароматным дымом сигареты, люди тем самым наносят огромный вред своему организму. Уже сегодня курение убивает каждого десятого человека в мире. В 2030 году эта пропорция составит один из шести, или 10 миллионов случаев смерти в год – больше, чем по любой другой причине. Подавляющее большинство людей начинает курить в школьном возрасте. Поэтому в школе необходимо вести активную антикурительную пропаганду. Привлечение внимания к данной проблеме как можно большего числа школьников, родителей, общественности – ценность данной акции.
-
Программа работы СОШ № 1 с гимназическими и лицейскими классами г. Нерюнгри Республики Саха (Якутия) по защите прав детей, предупреждению правонарушений и преступлений школьников 2006
С целью формирования правовой культуры школьников разработана программа практической работы по реализации основных положений Закона "Об образовании".
-
Учебно-тематические путешествия в учебно-воспитательном процессе школы 2006
В статье говорится, что использование учебно-тематических путешествий в учебно-воспитательном процессе школы дает ощутимые результаты в повышении качества образования обучающихся. В результате целенаправленного внедрения учебно-тематических путешествий в учебно-воспитательный процесс принципиально изменилась система взаимодействия субъектов образования, образовательных учреждений и учреждений дополнительного образования. Родители и учащиеся из "потребителей" превратились в полноправных партнеров во взаимодействии с ОУ и УДО.
-
Социализация выпускников школы, как одно из направлений деятельности социального педагога 2006
Социализация – процесс, в ходе которого культура общества передается детям. Старший школьный возраст – это период вхождения в мир человеческой культуры и общественных ценностей, открытия и утверждения своего уникального Я. Семья и школа – наиболее значимые институты социализации. Виды деятельности социального педагога по социализации выпускников школы: консолидация усилий школы и семьи, поддержка деятельности детских объединений в школе, пропаганда здорового образа жизни, повышение правовой культуры старшеклассников, коррекция нарушений процесса социализации.
-
Социализация детей с ограниченными возможностями средствами куклотерапии 2006
Из-за поражения ЦНС умственно отсталые дети трудно осмысливают окружающую жизнь, не понимают требований взрослых, поэтому занятия по куклотерапии расширяют кругозор ребенка, развивают его речь, обогащают социальными навыками. Работа с куклой за ширмой предполагает развитие мелкой и грубой моторики. Спрятавшись за ширму, говоря от имени куклы, закрывшись маской, ребенок получает уникальную возможность целительной исповеди без травматического ущерба для психики. Большая внушаемость и подражательность окружающим дисциплинирует детей, делает их более воспитанными, происходит автоматизация усвоенных поведенческих навыков. Происходит совершенствование предпосылок интеллекта, гармонизация эмоциональной и нравственной сфер, актуализация зоны ближайшего развития. Метод совместной режиссуры помогает в работе с проблемными семьями, имеющими детей-инвалидов.