Материалы по социально-педагогической диагностике сформированности социально одобряемого поведения у учащихся представленные на Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”, являются частью программы социально-педагогического просвещения и коррекции по формированию социально одобряемого поведения “Я и мир вокруг меня”.
В социальной педагогике социум, социальная среда рассматривается, прежде всего, с точки зрения процесса включения и интеграции в нее ребенка через ближайшую социальную среду и общество в целом. Среда – это не просто улицы, дома и вещи, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы, войдя в нее, чувствовать себя там комфортно. Среда – это еще и самые разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности. Поэтому, с одной стороны, человек вносит в нее что-то свое, в определенной степени влияет на нее, изменяет ее, но в то же время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Она может принимать человека, какие-то его поступки, проявления, а может и отвергать; может относиться к нему доброжелательно, а может и неприязненно. Поэтому необходимо, как можно раньше, подготовить ребенка к соблюдению социальных норм и правил. Для этого была разработана программа социально-педагогического просвещения и коррекции по формированию социально одобряемого поведения у учащихся. Настоящая программа предназначена для работы социального педагога с детьми 10-12 лет. Указанный возрастной период является очень благоприятным временем для подобной работы. Это связано, с одной стороны, с возрастанием их интереса к себе, к своим возможностям, способностям, а с другой, - с открытостью их к помощи со стороны взрослых в преодолении затруднений, проблем, принятии решений.
Цель программы: обеспечение посредством развивающих и коррекционных занятий, формирования у учащихся социально одобряемого поведения.
Задачи:
- способствовать формированию навыков социального доверия;
- содействовать развитию коммуникативных навыков;
- содействовать развитию навыков самостоятельного принятия верных решений;
- способствовать формированию умений адекватного решения своих проблем;
- содействовать развитию социальных эмоций.
Программа предполагает следующие направления работы:
- социально-педагогическая диагностика;
- просвещение;
- профилактика;
- индивидуальное и групповое консультирование.
Программа осуществляется с помощью форм и методов работы:
- с учащимися;
- с родителями;
- с педагогами.
Содержание работы с данными категориями участников программы представлено в приложении 1.
Формы и методы деятельности учащихся и социального педагога могут быть различны и зависят от целей и задач каждого конкретного занятия.
Формы работы:
- семинар;
- родительские собрания;
- психолого-педагогические консилиумы;
- диагностика;
- педагогические совещания;
- коррекционные и развивающие занятия;
- индивидуальные и групповые консультации.
Методы работы:
- анкетирование;
- тестирование;
- наблюдение;
- опрос;
- беседа;
- мини-лекция;
- мозговой штурм;
- рефлексия;
- деловая игра;
- экспресс-диагностика;
- самодиагностика;
- тренинговые приемы;
- игровые приемы и упражнения;
- психолого-педагогические упражнения.
К предполагаемым результатам программы социально-педагогического просвещения относятся:
- формирование, определенного содержанием программы социально-педагогического просвещения, объема знаний по социально одобряемому поведению;
- формирование умений и навыков практического применения знаний по самовоспитанию и выполнению ряда социальных ролей;
- воспитание необходимых для жизни в современном социуме социально одобряемых качеств личности (дисциплинированность, воспитанность, социально одобряемая система отношений).
Социально-педагогическая диагностика как направление работы по выявлению особенностей поведения учащихся включает в себя следующие методики:
- Социальный паспорт класса;
- Анализ процесса адаптации учащихся 5-х классов. Социально-педагогический аспект.
- Оценка воспитанности учащихся;
- Диагностика склонности к преодолению социальных норм и правил.
На этапе диагностики, для определения социального статуса учащихся была разработана и использована методика “Социальный паспорт класса”, целью которой является сбор и анализ сведений о социальном составе учащихся класса и школы. Классным руководителем каждого класса заполняется регистрационный бланк, который содержит в себе: Ф.И.О. учащегося; число, месяц, год рождения; домашний адрес, сведения о каждом из родителей: Ф.И.О., место работы, должность, образование; категория семьи (см. приложение 2).
По итогам данной методики можно установить параметры, определяющие социальный статус учащихся. Нами были изучены категории семей, в которых воспитываются учащиеся. Этот параметр дает первоначальные представления об уровне семейного воспитания школьников.
Целью методики “Анализ процесса адаптации учащихся 5-х классов” является анализ особенностей процесса адаптации учащихся 5-х классов при переходе из начальной школы в основное звено (см. приложение 3).
Методика включает в себя три аспекта:
Учебный аспект. Проводится классным руководителем по основным учебным предметам: математика, русский язык, чтение, а в 5 классе учителями-предметниками по этим же параметрам.
Психологический аспект. Включает в себя изучение уровня учебной мотивации, уровня тревожности, уровня самооценки. Проводится педагогом-психологом.
Социально-педагогический аспект. Включает в себя изучение уровня воспитанности и особенностей поведения учащихся. Проводится социальным педагогом социальным педагогом.
Данная методика позволяет увидеть динамику учебных, психологических и социальных успехов и трудностей каждого ученика на окончание 4-го, начало и конец 5-го классов.
Социально-педагогический аспект составляется с помощью методики “Оценка воспитанности учащихся” и методики диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил.
Целью методики “Оценка воспитанности учащихся” является определение уровня воспитанности учащихся в классе и в школе (см. приложение 4). Данная методика позволяет определить уровень проявления воспитанности по следующим критериям оценки: внешний вид, прическа, одежда, украшения и пр.; общение, речь; отношение к ребятам; отношение к учителям; отношение к другим сотрудникам школы; дисциплинированность (выполнение указаний учителя); отношение к школьному имуществу, к труду других.
Данная методика предполагает оценку учащихся классными руководителями с помощью наблюдения за учениками в учебно-воспитательном процессе.
Целью методики диагностики склонности к преодолению социальных норм и правил является выявление предрасположенности отклонению в поведении учащихся (см. приложение 5).
Наблюдение и беседа используются как вспомогательные методики для уточнения, подтверждения или опровержения данных, полученных в результате диагностики.
Социально-педагогическая диагностика проводится в начале учебного года и в конце учебного года, как в 5-ом классе, так и 6-ом классе. По результатам всех использованных методик можно сделать вывод об уровень сформированности социально одобряемого поведения у учащихся 5 – 6-х классов.
Список использованной литературы
- Воспитание трудного ребенка: Дети с девиантным поведением. / Под ред. М.И. Рожкова - М., 2001.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения. – М., 2001.
- Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога – М.: 2001.
- Рабочая книга социального педагога. / Авторы-составители Е.А. Романова, А.Б. Малюшкин. – М., 2002.
- Руководство практического психолога: Психологические программы развития личности в подростковом и старшем школьном возрасте. / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1997.
- Социальная педагогика. / Под ред. М.А. Галагузовой. – М., 2001.