Программа по развитию коммуникативной культуры учащихся национальной школы

Разделы: Классное руководство, Социальная педагогика


В “Стратегиях модернизации содержания общего образования” даются цели и ожидаемые результаты образования ближайшего будущего. В них приводится “список социальных компетенций, позволяющий выпускнику средней школы самостоятельно действовать в ситуациях, которые ставит перед ним жизнь, это:

  • самостроительная компетенция: овладение элементарными способностями по самопроектированию, самореализации и рефлексии;
  • социальная компетенция, или компетенция солидарности – овладение коммуникативной деятельностью по само- и взаимопомощи в общественной жизни.”

Таким образом, “развитие коммуникативной и социальной компетенции всех школьников” становится ключевой задачей образования на современном этапе. Ученик, учась в школе, должен не только овладевать определенной суммой знаний, необходимой для поступления в вуз, но и для активного участия в жизни общества и, самое главное, для гармоничного строения своих отношений с окружающими людьми. В работе по развитию коммуникативной и социальной компетенции учащихся основной упор необходимо делать в 5-7 классах, т.е. в подростковом возрасте, так как этот возраст является самым сенситивным периодом для развития коммуникативных способностей.

Многочисленные реформы не устраняют существующие в школьном образовании противоречия. По-прежнему объектом обеспокоенности является ученик, тот, кто учится, ради кого и ведутся непрекращаемые поиски повышения эффективности обучения. Наконец-то признано, что ученик - не объект, а субъект обучения, от кого в успешности обучения зависит если не все, то очень многое. И педагоги поставлены перед необходимостью выявить и решить, как сделать каждого ученика субъектом обучения, при том, что он всегда будет оставаться и объектом целенаправленных педагогических действий. Ведь его необходимо многому научить, включая и овладение субъектной ролью. Он и приходит в школу, чтобы многому научиться.

Подростковый возраст – это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы.

Все знают, что человек - существо общественное и что только в обществе он может развить свою природу. За прошедшие века эта истина многократно подтверждалась в педагогической и широкой социальной практике. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские знания, осваивает навыки и умения в разнообразных видах деятельности, учится понимать окружающих людей и строить нормальные с ними отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориентаций с позиции истины, добра и красоты. И, наконец, только в общении с людьми возможна самореализация человека: если поет или танцуют - нужны слушатели и зрители; сочинил стихи - кому-то посвятил; посадил цветы - любуются все; добрый ли, злой ли поступок - опять же отражается на людях. Так возвратно-оценочные суждения и методы воздействия окружающих людей становятся мощным стимулом для развития в человеке позитивного и тормозом негативного.

Учащиеся учатся в школе для своей личностной творческой самореализации, для сотворения своей судьбы. Что и будет, в конечном счете, той отдачей, которую ожидает от школы и от каждого ученика общество: чем полнее ученик сможет реализовать себя в жизни, тем счастливее сложится его судьба, тем больше и значительнее будет его вклад в бытие общества и государства. Таким образом, ученик учится в школе не только для овладения определенной суммой знаний и для поступления в вуз, но и для активного участия в современной жизни, для готовности быть и чувствовать себя гражданином, носителем нравственных и конституционных ценностей общества, но, самое главное, для того, чтобы гармонично строить свои отношения с окружающими людьми!

Столь богатые возможности человеческого сообщества для развития личности растущего человека подводят к выводу о том, что для создания оптимальных условий развития личности необходимо развитие у каждого ребенка умения правильно общаться и эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми. В результате чего сегодня школа стала больше внимания уделять на “внеучебные” проблемы, в частности, и на коммуникативные умения учащихся.

При изучении коммуникативных умений современных подростков-бурят, учащихся II ступени национальных бурятских школ по различным методикам было выявлено, что свободное самовыражение не является их особенностью. Для них характерны ограничивание круга своих знакомств, трудность в установлении контактов, некоторая обидчивость, чувствуется постоянная внутренняя напряженность, одним словом, нет уверенности в общении или несколько занижены коммуникативные способности. Вышеперечисленные особенности требуют от педагогического коллектива национальной бурятской школы определенной работы по развитию адекватной самооценки, социального доверия и коммуникативных умений современных подростков, учащихся школы.

Таким образом, мы видим необходимость введения в учебную программу школы курсов, способствующих развитию коммуникативных и организаторских способностей учащихся, их умению устанавливать деловые и товарищеские контакты, активному участию в общественных и классных мероприятиях, умению направить взаимодействие с другими людьми в нужное русло и проявлять инициативу.

Итак, нами предлагается курс “Основы коммуникативной культуры”.

Цель предлагаемого курса заключается в подготовке учащихся национальных школ к успешной социализации в современном обществе, в расширении границ его коммуникативной компетентности.

При этом реализуются следующие задачи:

  • способствовать овладению учащимися умений и навыков эффективного общения;
  • развивать коммуникативные способности учащихся;

формировать внутреннюю активность и социальное доверие учащихся.

Курс состоит из шести тем, последовательно знакомящих с видами и методами социальной коммуникации, способами управления чувствами и основами коммуникативной культуры. Теоретический материал представляется учащимся в виде эвристической беседы и дискуссии. Основу курса составляют практические занятия с использованием активных методов обучения, таких как, ролевые учебные игры, тренинговые упражнения и деловые игры, направленные на совершенствование навыков общения и саморегуляции учащихся. Самостоятельная работа учащихся в рамках каждой темы дополняет содержательный компонент теоретико-практической подготовки.

Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Ученик должен знать:

  • сущность коммуникативной культуры;
  • содержательный аспект основных компонентов общения;
  • общие нормы и правила коммуникативной культуры;
  • собственное внутреннее состояние и отношение к самому себе и другим людям.

Уметь:

  • использовать полученные знания в целях совершенствования процесса обучения и непосредственной практической деятельности;
  • создавать психологический комфорт при общении с окружающими;
  • рефлексировать собственную коммуникативную культуру.

Владеть:

  • приемами коммуникативной культуры;
  • методами оценивания коммуникативных умений;
  • способами активизации общения, взаимодействия и сотрудничества.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Всего часов
1. Общая трудоемкость 34
2. Аудиторные занятия 12
3. Практические занятия 14
4. Самостоятельная работа 6
5. Вид контроля (входная и заключительная диагностика, зачет) 2

Содержание дисциплины

Разделы дисциплины и объем учебных часов

Разделы Всего часов
1. Понятие коммуникативной культуры 2
2. Вербальная коммуникация 5
3. Невербальная коммуникация 6
4. Взаимодействие и восприятие 6
5. Конфликт как неэффективное общение 5
6. Оптимизация общения 8

Содержание разделов дисциплины

  1. Понятие коммуникативной культуры.
    Цели обучения. Понятие общения. Понятие коммуникации. Особенности коммуникации в современном мире.
  2. Вербальная коммуникация.
    Виды вербальной коммуникации. Культура языка как средство выражения мысли. Уровни и типы коммуникативного воздействия.
  3. Невербальная коммуникация.
    Визуальное общение. Мимика лица. Нос, рот и голова. Жесты. Поза. Звуки и запахи.
  4. Взаимодействие и восприятие.
    Самосознание и самооценка. Позитивные установки. Межличностные взаимодействия. Нормы взаимодействия. Социальное пространство. Восприятие окружающих, понимание и уважение их. Межличностные влияния.
  5. Конфликт как неэффективное общение.
    Эмоции и чувства. Виды причин конфликта. Типологии конфликтных ситуаций. Разрешение конфликта.
  6. Оптимизация общения.
    Обратная связь. Принятие эффективных решений. Критерии удовлетворенности общением.

Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Рекомендуемая литература

  1. Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2002.
  2. Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1995.
  3. Брудный А.А. К теории коммуникативного воздействия // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. – М., 1977.
  4. Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М., 1984.
  5. Жимбаева Ц.Ч. Современный подросток: проблемы социально-психологической адаптации подростков-бурят. – Агинское, 2002.
  6. Каменская В.Г. Психология общения. – СПб., 1993.
  7. Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – М., 1995.
  8. Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс…– Ростов н/Д., 1991.
  9. Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. – М., 1995.
  10. Реан А.А., Коломинская Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.
  11. Рогов Е.И. Психология общения. – М., 2002.
  12. Селевко Г.К. и др. Познай себя. – М., 2001.