В “Стратегиях модернизации содержания общего образования” даются цели и ожидаемые результаты образования ближайшего будущего. В них приводится “список социальных компетенций, позволяющий выпускнику средней школы самостоятельно действовать в ситуациях, которые ставит перед ним жизнь, это:
- самостроительная компетенция: овладение элементарными способностями по самопроектированию, самореализации и рефлексии;
- социальная компетенция, или компетенция солидарности – овладение коммуникативной деятельностью по само- и взаимопомощи в общественной жизни.”
Таким образом, “развитие коммуникативной и социальной компетенции всех школьников” становится ключевой задачей образования на современном этапе. Ученик, учась в школе, должен не только овладевать определенной суммой знаний, необходимой для поступления в вуз, но и для активного участия в жизни общества и, самое главное, для гармоничного строения своих отношений с окружающими людьми. В работе по развитию коммуникативной и социальной компетенции учащихся основной упор необходимо делать в 5-7 классах, т.е. в подростковом возрасте, так как этот возраст является самым сенситивным периодом для развития коммуникативных способностей.
Многочисленные реформы не устраняют существующие в школьном образовании противоречия. По-прежнему объектом обеспокоенности является ученик, тот, кто учится, ради кого и ведутся непрекращаемые поиски повышения эффективности обучения. Наконец-то признано, что ученик - не объект, а субъект обучения, от кого в успешности обучения зависит если не все, то очень многое. И педагоги поставлены перед необходимостью выявить и решить, как сделать каждого ученика субъектом обучения, при том, что он всегда будет оставаться и объектом целенаправленных педагогических действий. Ведь его необходимо многому научить, включая и овладение субъектной ролью. Он и приходит в школу, чтобы многому научиться.
Подростковый возраст – это самый ответственный период, поскольку здесь складываются основы нравственности, формируются социальные установки, отношения к себе, к людям, к обществу. Кроме того, в данном возрасте стабилизируются черты характера и основные формы межличностного поведения. Главные мотивационные линии этого возрастного периода, связанные с активным стремлением к личностному самосовершенствованию, – это самопознание, самовыражение и самоутверждение. Отношения в группах сверстников строятся на более серьезных, чем развлекательные игры, делах, охватывающих широкий диапазон видов деятельности, от совместного труда над чем-нибудь до личного общения на жизненно важные темы.
Все знают, что человек - существо общественное и что только в обществе он может развить свою природу. За прошедшие века эта истина многократно подтверждалась в педагогической и широкой социальной практике. В общении с людьми растущий человек приобретает научные и житейские знания, осваивает навыки и умения в разнообразных видах деятельности, учится понимать окружающих людей и строить нормальные с ними отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориентаций с позиции истины, добра и красоты. И, наконец, только в общении с людьми возможна самореализация человека: если поет или танцуют - нужны слушатели и зрители; сочинил стихи - кому-то посвятил; посадил цветы - любуются все; добрый ли, злой ли поступок - опять же отражается на людях. Так возвратно-оценочные суждения и методы воздействия окружающих людей становятся мощным стимулом для развития в человеке позитивного и тормозом негативного.
Учащиеся учатся в школе для своей личностной творческой самореализации, для сотворения своей судьбы. Что и будет, в конечном счете, той отдачей, которую ожидает от школы и от каждого ученика общество: чем полнее ученик сможет реализовать себя в жизни, тем счастливее сложится его судьба, тем больше и значительнее будет его вклад в бытие общества и государства. Таким образом, ученик учится в школе не только для овладения определенной суммой знаний и для поступления в вуз, но и для активного участия в современной жизни, для готовности быть и чувствовать себя гражданином, носителем нравственных и конституционных ценностей общества, но, самое главное, для того, чтобы гармонично строить свои отношения с окружающими людьми!
Столь богатые возможности человеческого сообщества для развития личности растущего человека подводят к выводу о том, что для создания оптимальных условий развития личности необходимо развитие у каждого ребенка умения правильно общаться и эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми. В результате чего сегодня школа стала больше внимания уделять на “внеучебные” проблемы, в частности, и на коммуникативные умения учащихся.
При изучении коммуникативных умений современных подростков-бурят, учащихся II ступени национальных бурятских школ по различным методикам было выявлено, что свободное самовыражение не является их особенностью. Для них характерны ограничивание круга своих знакомств, трудность в установлении контактов, некоторая обидчивость, чувствуется постоянная внутренняя напряженность, одним словом, нет уверенности в общении или несколько занижены коммуникативные способности. Вышеперечисленные особенности требуют от педагогического коллектива национальной бурятской школы определенной работы по развитию адекватной самооценки, социального доверия и коммуникативных умений современных подростков, учащихся школы.
Таким образом, мы видим необходимость введения в учебную программу школы курсов, способствующих развитию коммуникативных и организаторских способностей учащихся, их умению устанавливать деловые и товарищеские контакты, активному участию в общественных и классных мероприятиях, умению направить взаимодействие с другими людьми в нужное русло и проявлять инициативу.
Итак, нами предлагается курс “Основы коммуникативной культуры”.
Цель предлагаемого курса заключается в подготовке учащихся национальных школ к успешной социализации в современном обществе, в расширении границ его коммуникативной компетентности.
При этом реализуются следующие задачи:
- способствовать овладению учащимися умений и навыков эффективного общения;
- развивать коммуникативные способности учащихся;
формировать внутреннюю активность и социальное доверие учащихся.
Курс состоит из шести тем, последовательно знакомящих с видами и методами социальной коммуникации, способами управления чувствами и основами коммуникативной культуры. Теоретический материал представляется учащимся в виде эвристической беседы и дискуссии. Основу курса составляют практические занятия с использованием активных методов обучения, таких как, ролевые учебные игры, тренинговые упражнения и деловые игры, направленные на совершенствование навыков общения и саморегуляции учащихся. Самостоятельная работа учащихся в рамках каждой темы дополняет содержательный компонент теоретико-практической подготовки.
Требования к уровню освоения содержания дисциплины
Ученик должен знать:
- сущность коммуникативной культуры;
- содержательный аспект основных компонентов общения;
- общие нормы и правила коммуникативной культуры;
- собственное внутреннее состояние и отношение к самому себе и другим людям.
Уметь:
- использовать полученные знания в целях совершенствования процесса обучения и непосредственной практической деятельности;
- создавать психологический комфорт при общении с окружающими;
- рефлексировать собственную коммуникативную культуру.
Владеть:
- приемами коммуникативной культуры;
- методами оценивания коммуникативных умений;
- способами активизации общения, взаимодействия и сотрудничества.
Объем дисциплины и виды учебной работы
№ | Вид учебной работы | Всего часов |
1. | Общая трудоемкость | 34 |
2. | Аудиторные занятия | 12 |
3. | Практические занятия | 14 |
4. | Самостоятельная работа | 6 |
5. | Вид контроля (входная и заключительная диагностика, зачет) | 2 |
Содержание дисциплины
Разделы дисциплины и объем учебных часов
№ | Разделы | Всего часов |
1. | Понятие коммуникативной культуры | 2 |
2. | Вербальная коммуникация | 5 |
3. | Невербальная коммуникация | 6 |
4. | Взаимодействие и восприятие | 6 |
5. | Конфликт как неэффективное общение | 5 |
6. | Оптимизация общения | 8 |
Содержание разделов дисциплины
- Понятие коммуникативной культуры.
Цели обучения. Понятие общения. Понятие коммуникации. Особенности коммуникации в современном мире. - Вербальная коммуникация.
Виды вербальной коммуникации. Культура языка как средство выражения мысли. Уровни и типы коммуникативного воздействия. - Невербальная коммуникация.
Визуальное общение. Мимика лица. Нос, рот и голова. Жесты. Поза. Звуки и запахи. - Взаимодействие и восприятие.
Самосознание и самооценка. Позитивные установки. Межличностные взаимодействия. Нормы взаимодействия. Социальное пространство. Восприятие окружающих, понимание и уважение их. Межличностные влияния. - Конфликт как неэффективное общение.
Эмоции и чувства. Виды причин конфликта. Типологии конфликтных ситуаций. Разрешение конфликта. - Оптимизация общения.
Обратная связь. Принятие эффективных решений. Критерии удовлетворенности общением.
Учебно-методическое обеспечение дисциплины
Рекомендуемая литература
- Андриенко Е.В. Социальная психология. – М., 2002.
- Бодалев А.А. Личность и общение. – М., 1995.
- Брудный А.А. К теории коммуникативного воздействия // Теоретические и методологические проблемы социальной психологии. – М., 1977.
- Василюк Ф.Е. Психология переживания. – М., 1984.
- Жимбаева Ц.Ч. Современный подросток: проблемы социально-психологической адаптации подростков-бурят. – Агинское, 2002.
- Каменская В.Г. Психология общения. – СПб., 1993.
- Кан-Калик В.А. Грамматика общения. – М., 1995.
- Лупьян Я.А. Барьеры общения, конфликты, стресс…– Ростов н/Д., 1991.
- Пиз А. Язык телодвижений. Как читать мысли других людей по их жестам. – М., 1995.
- Реан А.А., Коломинская Я.Л. Социальная педагогическая психология. – СПб., 1999.
- Рогов Е.И. Психология общения. – М., 2002.
- Селевко Г.К. и др. Познай себя. – М., 2001.