Цель: обобщение полученных знаний после изучения блока “Я и моя семья” 5 класс.
Данная социально-педагогическая игра представляет собой своеобразный тест на проверку знаний учащихся 5-х классов по изучению курса “Мы живем среди людей”, блока “Моя семья” и позволяет определить уровень знаний пятиклассников и их социальную компетентность во внутрисемейных отношениях.
3 команды по 5 человек (капитан, докладчик, менеджер, художник, хронограф)
+ эксперт (работа со словарем), помощники (2 человека).
Домашнее задание: пословицы и поговорки о семье, название команды, девиз.
Ход игры
Мы любим дом, где любят нас,
Пускай он сыр, пускай он душен,
Но лишь бы теплое радушье
Цвело в окне хозяйских глаз.
и по любой мудреной карте
Мы этот старый дом найдем.
Где длинный чай, красивый фартук,
Нет одиночества вдвоем.
Где равно - в декабре иль в марте
Нам все невзгоды нипочем.
Ребята, все вы живете в семьях, построенных нашими родителями. Когда вы станете взрослыми, вы будете строить свои собственные отношения и создадите свои семьи. Сегодня мы с вами попробуем построить свой дом. Это дело непростое, но знания, которыми мы вооружены, помогут нам. Для начала определимся с местом строительства. Где мы будем строить наш дом? (Найти на карте или глобусе то место, где будет происходить строительство). Записать адрес дома и фамилию семьи, проживающую в нем.
Девиз игры: Не учись разрушать, а учись строить (Девиз зашифрован в виде ребуса).
На протяжении всей игры мы с вами будем следовать правилам работы в группе (написаны на доске):
1. Правила “здесь и сейчас”.
2. Правило “стоп”.
3. Правило конфиденциальности и уважения.
4. Правило “Я - высказывания”.
5. Правила активного участия.
6. Правило принятия других участников.
А теперь послушаем мнение эксперта о том, что такое дом (определение слова из словаря). А у вас какие ассоциации возникают, когда вы слышите слово дом? Для этого нам понадобится слово-магнит (Приложение 1), которое поможет понять, какие слова притягиваются к слову дом, а какие отталкиваются от него (использование метода “мозгового штурма”).
А теперь пришло время представить наши команды. У каждого члена команды есть свои обязанности: капитан контролирует работу каждого члена команды, докладчик сообщает нам о результатах работы группы, менеджер обеспечивает группу всем необходимым для работы, художник оформляет задания, а хронограф засекает время выполнения каждого упражнения.
Первое задание: закладка фундамента нашего дома (создание семьи). Вам нужно создать семейный альбом, вклеить фото ваших родственников и подписать родственные связи, кто кем кому является (Приложение 2). Необходимо заранее приготовить раздаточный материал.
1 этаж ЭТАЖ МУДРОСТИ (вопросы по этикету в виде теста), (Приложение 3).
2 этаж ЭТАЖ ЛЮБВИ (сочинить стихотворение с рифмами любовь-морковь, сирень -весь день).
Чтение стихотворения Сергея Антрушина “Ягры” (эксперт) (Приложение 4)
Физкультминутка (ведущий надевает костюм доктора Айболита)
Ребята дружно все играли и задания выполняли,
Доктор Айболит сейчас всех проверит сей же час!
Попрошу сидящих встать и команды выполнять.
Все дышите, не дышите, вместе руки поднимите,
Превосходно, опустите, наклонитесь, разогнитесь,
Встаньте прямо, улыбнитесь.
Да, осмотром я доволен, из ребят никто не болен,
Каждый весел и здоров и к занятию готов.
3 этаж ЭТАЖ ДОМОВИТОСТИ
1 человек пришивает пуговицу
1 человек угадывает марки машин
1человек распределяет обязанности
1 человек пишет названия стиральных порошков
Подведение предварительных итогов жюри.
Исполнение песни Е.Куменко “Дом” (Приложение 4)
4 этаж КРАСОТЫ (внешняя и внутренняя красота жилища разных народов) угадать вид жилица
баня изба церковь хата палатка вигвам иглу юрта (Приложение 5)
5 этаж ЭКОНОМНОСТИ
Ситуации:
- дать советы человеку, отправляющемуся на юг с крупной суммой денег
- как помочь человеку, у которого имеются признаки простуды
- написать виды помощи, которую вы можете оказать своим бабушкам и дедушкам
6 этаж ВЗАИМОПОМОЩИ
Распределить домашние обязанности между членами семьи (Приложение 6)
МАМА ПАПА СЫН ДОЧЬ БАБУШКА ДЕДУШКА
Выбрать то, чему бы вы научились у данной семьи и что бы в ваши семьи вы не взяли (Приложение 7)
Определить по номеру телефона следующие службы:
01 пожарная часть
02 милиция
03 скорая помощь
04 служба газа
08 междугородняя связь
09 справочное бюро
Знаете ли вы, как называется
- отдельная комната монаха в монастыре (келья)
- дворец феодала (замок)
- постройка из жердей, покрытых ветками, травой или листвой (шалаш)
- крытое углубление в земле, вырытое для жилья (землянка)
Мы с вами построили наш дом. Он уютен, здесь у каждого есть свои обязанности, и каждому члену семьи комфортно в нем. а пока члены жюри подводят итоги нашей игры, мы вспомним гимн нашей школы - нашего второго дома. Так как все знают, что от нас зависит в будущем, как будут к нам относиться одноклассники, и как избежать тех подводных камней, которые мешают хорошим взаимоотношениям в классе.
“Гимн школы 5” (на мотив песни “Замыкая круг…” ).
(исполнение учащимися во время подсчета результатов членами жюри)
Школу домом называем.
Здесь мы многое узнаем,
Здесь научат нас читать, писать.
Здесь друзей найдем мы много,
И открыта в мир дорога.
Где высоты будем покорять.
Припев:
Может, вспомнишь вдруг свою школу, добрый друг.
Школа как дорога в жизнь длиною в десять лет.
Пусть идут дожди, прошлых бед от них не жди.
Пусть в окнах пятой школы свет сияет много лет.
Злые ветры дуют с моря,
Вместе в радости и в горе,
Наша школа как одна семья.
Не задует этот ветер, тот огонь,
Что в сердце светит,
Сохраним его мы навсегда.
Припев:
С каждым выпуском взрослее,
С каждым выпуском мудрее станут школа и учителя.
Но сентябрьским днем погожим
С каждым первым классом все же
Наша школа вечно молода.
Пусть у каждого будет свой дом,
Чтобы знал он в минуту ненастья,
Ожидает его в доме том
Верность, радость и счастье.
Если в доме прописан уют,
Значит, будут в нем дети и внуки,
Потому что уют создают благодарные женские руки.
Человек устает от дорог и поэтому снова и снова
Он приходит на добрый порог милого, отчего дома.
Подведение итогов, вручение грамот и сладких призов.