Программа развития воспитательной системы Петропавловского детского дома Муромцевского р-на "Социальная адаптация воспитанников Петропавловского детского дома на 2003–2008 учебный год"

Разделы: Социальная педагогика


Цель программы: формирование навыков социальной адаптации у воспитанников Петропавловского детского дома.

Задачи:

  • Личностные:
    • формирование у воспитанников положительных жизненных планов, профессиональных намерений;
    • формирование социально-бытовых умений и навыков, необходимых в жизненном самоопределении;
    • развитие познавательного интереса, творческих способностей у ребёнка.
  • Управленческие:
    • создание благоприятных условий для проживания и развития детей;
    • разработка локальных программ для каждого направления воспитательной работы с детьми;
    • подбор диагностических методик для отслеживания результативности воспитательного процесса;
    • диагностирование состояния воспитательного процесса;
    • выявление отклонений от предполагаемого результата в работе коллектива;
    • создание обстановки заинтересованности, доверия и совместного творчества.

Реализация программы позволила создать условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения воспитанника в различных направлениях жизнедеятельности: познание, труд, здоровье, граждановедение, семья, культура.

Направление жизнедеятельности

Задачи

Содержание

Формы работы

Познание

1. Прививать интерес к учению

2. Формировать положительный мотив учения

3. Создать условия для развития любознательности, познавательного интереса у воспитанников

1. Еженедельное подведение итогов результатов успеваемости

2. Проведение самоподготовки

3. Посещение уроков в школе

4. Реализация положения “Золотой росток”

5. Реализация положения конкурса “Читающая семья”

Линейки-отчёты, консультации, факультативы, самоподготовка, конкурсы, викторины, олимпиады, защита рефератов

Труд

Хозяйственно-бытовой труд 1. Прививать навыки самообслуживания

2. Научить простейшим строительным и ремонтным работам

3. Научить элементам простейшего покроя, пошива и ремонта одежды, вязания

1. Реализация положения “Умелые руки”

2. Работа в швейной и столярной мастерских

3. Проведение работ по благоустройству групп-семей

4. Работа в ремонтных бригадах

5. Проведение генеральных уборок

Практические, теоретические, инструктивные занятия

Занятия в кружках

Труд в домашнем хозяйстве 1. Дать знания, связанные с выращиванием растений

2. Прививать умение вести домашнее хозяйство

3. Формировать навыки работы с землёй и растениями, с животными

1. Реализация положения о трудовом воспитании в детском доме

2. Реализация программы “Трудовое воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (авт. Васькова О.В.)

Практические, инструктивные занятия, игры, конкурсы, экскурсии
Профессиональная деятельность Создать условия для развития личности ребёнка путём вовлечения в различные виды труда, учитывая способности, интересы 1. Организация работ от службы занятости

2. Реализация программы “Профессиональное становление воспитанников” (авт. Ахметчанова Л.В.)

Анкетирование,
экскурсии,
беседы,встречи с людьми разных профессий, конусльтации

Здоровье

Спортивно-оздоровительная деятельность 1. Сохранять и укреплять здоровье воспитанников

2. Способствовать реализации физических возможностей детей

3. Воспитывать потребность в регулярных занятиях спортом

1. Реализация программы “Здоровья” (Павлова Н.А)

2. Проведение спортивных мероприятий по плану детского дома

3. Участие в областных, районных спортивных соревнованиях

Спортивные праздники, олимпиады, походы, состязания, соревнования
Санитарно-просветительская деятельность 1. Прививать гигиенические навыки

2. Формировать умение вести здоровый образ жизни

1. Реализация положения “Здоровье”.

2. Проведение санитарно-просветительских мероприятий по плану детского дома

Беседы, конкурсы, уроки здоровья, практические занятия

Культура

Развитие личности ребёнка 1. Развивать творческие способности каждого ребёнка с учетом его внутренних психологических наклонностей

2. Развивать эмоциональную сферу ребёнка, творческие способности детей

1. Реализация программы “Создание условий для развития творческих способностей воспитанников в ЦДПИ”(Согоян В.Н)

2.Реализация программы “Библиотека – центр развития творческих способностей детей” (Полошкова Н.А.)

3. Реализация программы “Развитие творческих способностей у детей средствами театральной педагогики” (Мачульская Т.Б.)

Практические занятия, концерты, конкурсы театрального мастерства, игры, тренинги, выставки, фестивали
Этикет и общение 1. Формирование в коллективе культуры межличностных отношений и совместной деятельности

2. Формирование навыков разнопланового общения

1. Реализация программы “Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста” (Зуева Г.Н.)

2. Реализация программы “Формирование коммуникативных навыков у воспитанников детского дома, как одно из важнейших условий успешной социальной адаптации ребёнка” (Шулепова С.Г.)

Уроки этикета, посещение театров, музеев, выставок, вечера, диспуты, практические занятия, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, массовые мероприятия, тренинги.

Граждановедение

Правовое воспитание Предупреждение правонарушений среди воспитанников 1. Сотрудничество с курсантами и преподавателями Омской Академии МВД РФ.

2. Реализация программы “Я – гражданин России” (Пузырева Л.А.)

Лекции, викторины, беседы с детьми “группы риска”.
Патриотическое воспитание 1. Формирование патриотических чувств и сознания на основе исторических ценностей России

2. Развитие чувства гордости за свой дом, край, страну

3. Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого

1. Реализация программы “Экологическое воспитание детей” (сост. Ершова Л.Н., Филимонова Н.М.)

2. Реализация программы “Формирование патриотических качеств у воспитанников через возрождение народных традиций” (Тарасюк Л.Н.)

Лекции, беседы, диспуты, конкурсы, походы, экспедиции.

Семья

1. Формирование умения планировать бюджет семьи, расходования денег

2. Формирование ответственного отношения к членам своей семьи

3. Формирование готовности выполнять семейные роли

4. Распространение положительного опыта семьи

1. Реализация положения “Лучшая семья”

2. Реализация программы “Семейное воспитание детей в условиях детского дома” (Вершинина О.В.)

3. Реализация программы “Подготовка детей-сирот к решению социально-экономических задач”   (Андреева Е.)

Бизнес-игра, инструктивные практические занятия, беседы, консультации, рассказы, конкурсы, игры, решение жизненных ситуаций

Реализация программы включает три этапа:

1 этап. Подготовительный

Цель: создание обстановки готовности коллектива к инновационной деятельности.

Реализация подготовительного этапа предполагает:

  • проведение проблемного анализа по вопросам воспитания в детском доме;
  • знакомство педагогического коллектива с научно-методической литературой и опытом работы детских домов по проблеме “Социальная адаптация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”;
  • привлечение к организации воспитательной работы учреждений и организаций района и области;
  • презентация программы развития воспитательной системы.

2 этап. Поисково-внедренческий

Цель: разработка методик, технологий, локальных программ и их реализация.

Содержание работы на 2004–2005 годы:

  • проведение семинаров, практикумов по повышению профессионального мастерства педагогов;
  • подбор диагностических и коррекционных методик для отслеживания результатов реализации программы;
  • разработка технологий, локальных программ по созданию условий для участия воспитанников в различных направлениях жизнедеятельности.

Содержание работы на 2005–2007 годы:

  • работа педагогического коллектива по направлениям воспитательной работы, внедрение локальных воспитательных программ и технологий;
  • проведение промежуточного контроля по выявлению результативности и эффективности программы развития воспитательной системы детского дома.

3 этап. Итогово-обобщающий

Цель: систематизация материала и оценка деятельности по программе.

Содержание работы на 2007–2008 год:

  • подведение итогов работы по внедрению программ развития воспитательной системы в форме конференции;
  • оформление документации.

Педагогами детского дома реализован подготовительный этап программы и начата реализация поисково-внедренческого этапа.

  1. В 2004 году все педагоги детского дома были обучены на курсах повышения квалификации по теме “Содержание и организация воспитательной деятельности в условиях детского дома”.
  2. Повышению профессиональной компетентности способствовало проведение семинаров и практикумов по проблеме “Социальная адаптация детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”.
  3. В рамках программы развития создано 13 локальных воспитательных программ. Наработки педагогов являются востребованными в районе и области. Об этом свидетельствуют результаты конкурсов профессионального мастерства:
    • библиотекарь детского дома Полошкова Н.А. стала победителем областного конкурса “Библиобраз-2004”;
    • три педагога стали победителями областного конкурса “Педагогических программ и технологий” и лауреатами Всероссийского конкурса “Педагогические инновации”;
    • в 2005 году воспитатель Тарасюк Л.Н. стала победителем областного конкурса “Воспитатель года” среди воспитателей детских домов;
    • педагоги детского дома приняли активное участие во всероссийском фестивале социально-педагогических проектов в г. Самаре.
  4. Коллективом детского дома были разработаны положения об организации методической работы, о работе методического совета, методического объединения, методического кабинета, разработаны оценочные листы по отслеживанию результативности проведения воспитательных занятий, самоподготовки, внеклассных мероприятий, ведения документации. С целью отслеживания результативности работы педагога в межаттестационный период разработана карта достижений педагога – портфолио.
  5. Для выявления сформированности навыков и умений по социальной адаптации у воспитанников разработано положение о конкурсе “Лучшая семья”, которое проводится в детском доме в течение года.
  6. Для отслеживания результатов работы с воспитанниками по профориентации разработана “Карта профессионального самоопределения воспитанника”.
  7. Почти 50% воспитанников занимаются в общеобразовательной школе на 4 и 5, неуспевающих нет.
  8. В 2004–2005 гг. количество выпускников детского дома продолживших образование  составило 10 человек, из них 3 – поступили в вузы, 4 –  в специальные учебные заведения, 3 – в профессиональные училища.

Реализация программы способствует повышению профессионального мастерства педагогов и формированию навыков социальной адаптации воспитанников детского дома