Цель программы: формирование навыков социальной адаптации у воспитанников Петропавловского детского дома.
Задачи:
- Личностные:
- формирование у воспитанников положительных жизненных планов, профессиональных намерений;
- формирование социально-бытовых умений и навыков, необходимых в жизненном самоопределении;
- развитие познавательного интереса, творческих способностей у ребёнка.
- Управленческие:
- создание благоприятных условий для проживания и развития детей;
- разработка локальных программ для каждого направления воспитательной работы с детьми;
- подбор диагностических методик для отслеживания результативности воспитательного процесса;
- диагностирование состояния воспитательного процесса;
- выявление отклонений от предполагаемого результата в работе коллектива;
- создание обстановки заинтересованности, доверия и совместного творчества.
Реализация программы позволила создать условия для освоения нравственных ценностей и самоопределения воспитанника в различных направлениях жизнедеятельности: познание, труд, здоровье, граждановедение, семья, культура.
Направление жизнедеятельности |
Задачи |
Содержание |
Формы работы |
|
Познание |
1. Прививать интерес к учению 2. Формировать положительный мотив учения 3. Создать условия для развития любознательности, познавательного интереса у воспитанников |
1. Еженедельное подведение итогов
результатов успеваемости 2. Проведение самоподготовки 3. Посещение уроков в школе 4. Реализация положения “Золотой росток” 5. Реализация положения конкурса “Читающая семья” |
Линейки-отчёты, консультации, факультативы, самоподготовка, конкурсы, викторины, олимпиады, защита рефератов | |
Труд |
Хозяйственно-бытовой труд | 1. Прививать навыки самообслуживания 2. Научить простейшим строительным и ремонтным работам 3. Научить элементам простейшего покроя, пошива и ремонта одежды, вязания |
1. Реализация положения “Умелые руки” 2. Работа в швейной и столярной мастерских 3. Проведение работ по благоустройству групп-семей 4. Работа в ремонтных бригадах 5. Проведение генеральных уборок |
Практические, теоретические,
инструктивные занятия Занятия в кружках |
Труд в домашнем хозяйстве | 1. Дать знания, связанные с выращиванием
растений 2. Прививать умение вести домашнее хозяйство 3. Формировать навыки работы с землёй и растениями, с животными |
1. Реализация положения о трудовом
воспитании в детском доме 2. Реализация программы “Трудовое воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей” (авт. Васькова О.В.) |
Практические, инструктивные занятия, игры, конкурсы, экскурсии | |
Профессиональная деятельность | Создать условия для развития личности ребёнка путём вовлечения в различные виды труда, учитывая способности, интересы | 1. Организация работ от службы занятости 2. Реализация программы “Профессиональное становление воспитанников” (авт. Ахметчанова Л.В.) |
Анкетирование, экскурсии, беседы,встречи с людьми разных профессий, конусльтации |
|
Здоровье |
Спортивно-оздоровительная деятельность | 1. Сохранять и укреплять здоровье
воспитанников 2. Способствовать реализации физических возможностей детей 3. Воспитывать потребность в регулярных занятиях спортом |
1. Реализация программы “Здоровья” (Павлова
Н.А) 2. Проведение спортивных мероприятий по плану детского дома 3. Участие в областных, районных спортивных соревнованиях |
Спортивные праздники, олимпиады, походы, состязания, соревнования |
Санитарно-просветительская деятельность | 1. Прививать гигиенические навыки 2. Формировать умение вести здоровый образ жизни |
1. Реализация положения “Здоровье”. 2. Проведение санитарно-просветительских мероприятий по плану детского дома |
Беседы, конкурсы, уроки здоровья, практические занятия | |
Культура |
Развитие личности ребёнка | 1. Развивать творческие способности
каждого ребёнка с учетом его внутренних
психологических наклонностей 2. Развивать эмоциональную сферу ребёнка, творческие способности детей |
1. Реализация программы “Создание
условий для развития творческих способностей
воспитанников в ЦДПИ”(Согоян В.Н) 2.Реализация программы “Библиотека – центр развития творческих способностей детей” (Полошкова Н.А.) 3. Реализация программы “Развитие творческих способностей у детей средствами театральной педагогики” (Мачульская Т.Б.) |
Практические занятия, концерты, конкурсы театрального мастерства, игры, тренинги, выставки, фестивали |
Этикет и общение | 1. Формирование в коллективе культуры
межличностных отношений и совместной
деятельности 2. Формирование навыков разнопланового общения |
1. Реализация программы “Воспитание
культуры поведения у детей дошкольного
возраста” (Зуева Г.Н.) 2. Реализация программы “Формирование коммуникативных навыков у воспитанников детского дома, как одно из важнейших условий успешной социальной адаптации ребёнка” (Шулепова С.Г.) |
Уроки этикета, посещение театров, музеев, выставок, вечера, диспуты, практические занятия, конкурсы, сюжетно-ролевые игры, массовые мероприятия, тренинги. | |
Граждановедение |
Правовое воспитание | Предупреждение правонарушений среди воспитанников | 1. Сотрудничество с курсантами и
преподавателями Омской Академии МВД РФ. 2. Реализация программы “Я – гражданин России” (Пузырева Л.А.) |
Лекции, викторины, беседы с детьми “группы риска”. |
Патриотическое воспитание | 1. Формирование патриотических чувств и
сознания на основе исторических ценностей
России 2. Развитие чувства гордости за свой дом, край, страну 3. Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого |
1. Реализация программы “Экологическое
воспитание детей” (сост. Ершова Л.Н., Филимонова
Н.М.) 2. Реализация программы “Формирование патриотических качеств у воспитанников через возрождение народных традиций” (Тарасюк Л.Н.) |
Лекции, беседы, диспуты, конкурсы, походы, экспедиции. | |
Семья |
1. Формирование умения планировать
бюджет семьи, расходования денег 2. Формирование ответственного отношения к членам своей семьи 3. Формирование готовности выполнять семейные роли 4. Распространение положительного опыта семьи |
1. Реализация положения “Лучшая семья” 2. Реализация программы “Семейное воспитание детей в условиях детского дома” (Вершинина О.В.) 3. Реализация программы “Подготовка детей-сирот к решению социально-экономических задач” (Андреева Е.) |
Бизнес-игра, инструктивные практические занятия, беседы, консультации, рассказы, конкурсы, игры, решение жизненных ситуаций |
Реализация программы включает три этапа:
1 этап. Подготовительный
Цель: создание обстановки готовности коллектива к инновационной деятельности.
Реализация подготовительного этапа предполагает:
- проведение проблемного анализа по вопросам воспитания в детском доме;
- знакомство педагогического коллектива с научно-методической литературой и опытом работы детских домов по проблеме “Социальная адаптация детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”;
- привлечение к организации воспитательной работы учреждений и организаций района и области;
- презентация программы развития воспитательной системы.
2 этап. Поисково-внедренческий
Цель: разработка методик, технологий, локальных программ и их реализация.
Содержание работы на 2004–2005 годы:
- проведение семинаров, практикумов по повышению профессионального мастерства педагогов;
- подбор диагностических и коррекционных методик для отслеживания результатов реализации программы;
- разработка технологий, локальных программ по созданию условий для участия воспитанников в различных направлениях жизнедеятельности.
Содержание работы на 2005–2007 годы:
- работа педагогического коллектива по направлениям воспитательной работы, внедрение локальных воспитательных программ и технологий;
- проведение промежуточного контроля по выявлению результативности и эффективности программы развития воспитательной системы детского дома.
3 этап. Итогово-обобщающий
Цель: систематизация материала и оценка деятельности по программе.
Содержание работы на 2007–2008 год:
- подведение итогов работы по внедрению программ развития воспитательной системы в форме конференции;
- оформление документации.
Педагогами детского дома реализован подготовительный этап программы и начата реализация поисково-внедренческого этапа.
- В 2004 году все педагоги детского дома были обучены на курсах повышения квалификации по теме “Содержание и организация воспитательной деятельности в условиях детского дома”.
- Повышению профессиональной компетентности способствовало проведение семинаров и практикумов по проблеме “Социальная адаптация детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей”.
- В рамках программы развития создано 13 локальных
воспитательных программ. Наработки педагогов
являются востребованными в районе и области. Об
этом свидетельствуют результаты конкурсов профессионального
мастерства:
- библиотекарь детского дома Полошкова Н.А. стала победителем областного конкурса “Библиобраз-2004”;
- три педагога стали победителями областного конкурса “Педагогических программ и технологий” и лауреатами Всероссийского конкурса “Педагогические инновации”;
- в 2005 году воспитатель Тарасюк Л.Н. стала победителем областного конкурса “Воспитатель года” среди воспитателей детских домов;
- педагоги детского дома приняли активное участие во всероссийском фестивале социально-педагогических проектов в г. Самаре.
- Коллективом детского дома были разработаны положения об организации методической работы, о работе методического совета, методического объединения, методического кабинета, разработаны оценочные листы по отслеживанию результативности проведения воспитательных занятий, самоподготовки, внеклассных мероприятий, ведения документации. С целью отслеживания результативности работы педагога в межаттестационный период разработана карта достижений педагога – портфолио.
- Для выявления сформированности навыков и умений по социальной адаптации у воспитанников разработано положение о конкурсе “Лучшая семья”, которое проводится в детском доме в течение года.
- Для отслеживания результатов работы с воспитанниками по профориентации разработана “Карта профессионального самоопределения воспитанника”.
- Почти 50% воспитанников занимаются в общеобразовательной школе на 4 и 5, неуспевающих нет.
- В 2004–2005 гг. количество выпускников детского дома продолживших образование составило 10 человек, из них 3 – поступили в вузы, 4 – в специальные учебные заведения, 3 – в профессиональные училища.
Реализация программы способствует повышению профессионального мастерства педагогов и формированию навыков социальной адаптации воспитанников детского дома