Цель урока: знакомство с квадратом и его свойствами, развитие навыков конструирования плоских фигур на основе квадрата.
Задачи урока
Образовательные:
- сформировать первичные представления о квадрате и его свойствах.
Коррекционные:
- развивать:
- познавательную активность детей ЗПР;
- мотивацию к учебной деятельности;
- зрительное и пространственное восприятие;
- логическое мышление;
- конструктивные умения.
- формировать:
- умение работать по словесной инструкции и образцу;
- навыки внимания и самоконтроля.
Воспитательные:
- воспитание чувства личности в ребенке.
Организационные:
- реализовать индивидуальную траекторию обучения;
- интенсифицировать труд педагога;
- осуществить оперативный контроль процесса обучения.
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и закрепление его на практике).
Форма проведения урока: фронтальное изучение нового материала и практическая индивидуальная работа на компьютере с элементами контроля и самоконтроля.
Оборудование урока:
- компьютеры, наушники;
- специализированная обучающая компьютерная программа "Знакомство с геометрическими фигурами" (автор - Р.А.Кистенева) [1]. В ней даются понятия о простейших геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), их свойствах и классификации, развиваются навыки сравнения фигур по форме, цвету и величине, поиска фигур по шаблону, конструирования последовательности (узора) геометрических фигур. Курс направлен на решение следующих коррекционных задач: развитие зрительного восприятия и пространственной ориентировки, ассоциативного мышления, основных мыслительных операций, сенсорной сферы ребенка;
- дидактический счетный материал (набор геометрических фигур);
- карточки с индивидуальными и тестовыми заданиями [2–4];
- рамки-трафареты [2], цветные карандаши.
Ход урока
1. | Организационный момент | - Всем известно, что у нас самый лучший в школе класс! Мальчики здесь? - Здесь! - Девочки здесь? - Здесь! - Сядут те, кому сейчас 8 лет. - Сядут те, кто на год младше. - Как называется наш урок? - Чему вы на этом уроке учитесь? |
2. | Актуализация знаний | На доске - набор фигур разного
цвета:
Задание 1. Одна из фигур в этом наборе лишняя. Какая? Почему? (Дети выбирают квадрат.) |
3. | Постановка целей урока | - Как называется эта фигура? - Скажите, какую геометрическую фигуру мы будем изучать? (Квадрат.) - На уроке будем изучать квадрат и его свойства. |
4. | Изучение нового материала
Развитие зрительного восприятия и мелкой моторики рук
Обобщение |
(У детей в лотках наборы
геометрических фигур.) - Найдите у себя в лотке квадрат. - Сосчитаем, сколько у квадрата сторон? (Дети вместе с учителем считают стороны квадрата) - Сколько у квадрата вершин? - Сколько у квадрата углов? - Что узнали о квадрате? (Ученики делают вывод о количестве сторон, вершин и углов у квадрата.) Задание 2. Начертить квадрат с помощью рамки-трафарета. - Начертите квадрат и раскрасьте его в цвет вашего настроения (данные о цветовых предпочтениях используются для оценки психо-эмоционального состояния, учебной мотивации ребенка и планирования его индивидуальной коррекции). Задание 3. - Внимательно посмотрите вокруг и найдите в нашем классе предметы квадратной формы. - Что означает для квадрата число 4? (У квадрата — 4 стороны, 4 вершины и 4 угла.) Задание 4. Конструирование квадрата из счетных палочек. - Чем являются стороны квадрата? (Отрезками.) - Постройте квадрат из счетных палочек. Сколько счетных палочек вам для этого понадобиться? (После того, как учащиеся выполнили свою работу, учитель берет 4 палочки разной длины и строит трапецию.) - Я тоже взяла 4 палочки и построила фигуру. - Можно ли эту фигуру назвать квадратом? Почему? - Запомните свойство квадрата: Все четыре стороны — Одинаковой длины! - Теперь я возьму 4 отрезка одинаковой длины и попробую построить квадрат. (Учитель выстраивает ромб.) - Могу ли я такую фигуру назвать квадратом? - Почему? - Возьмите модель прямого угла и проверьте наложением, какими углами являются углы у квадрата. (Один из учеников у доски измеряет углы у ромба) - Запомните еще одно свойство квадрата: А углы его такие: Все до одного прямые! - Ребята, что должны помнить о квадрате? (Учащиеся делают обобщение о свойствах квадрата.) |
5. | Динамическая пауза Снятие мышечного напряжения, усталости |
- 1, 2, 3, 4, 5! Все умеем мы считать, Отдыхать умеем тоже — Руки за спину положим, Голову поднимем выше. И легко-легко подышим. |
6. | Оперативный контроль знаний с помощью тематических тестовых заданий |
Пример тестового задания: поиск
квадрата среди фигур.
Пример тестового задания: поиск частей квадрата по цвету. |
7. | Работа по конструированию (самостоятельная работа) Развитие пространственного восприятия, самоконтроля и умения работать по опорным схемам |
Работа с раздаточным
материалом. Детям выдаются наборы одинаковых квадратов и карточки с индивидуальными заданиями. Задание 5. - Отсчитайте 6 квадратов. - Что из них можно сконструировать? (Дорожка, башня, лестница и т.д.) |
8. | Организационный момент по работе на компьютере | Учитель напоминает о правильной посадке и приемах работы с мышью. |
9. | Закрепление материала с
использованием обучающей программы Р.А.
Кистеневой по результатам выполнения теста Развитие самоконтроля, мотивации к учебной деятельности |
Упражнение 1. Поиск квадрата
среди фигур. Цель упражнения: развитие умения находить данную фигуру среди других геометрических фигур. Упражнение 2. Поиск предметов с формой квадрата. Цель упражнения: развитие умения узнавать геометрические фигуры в окружающем пространстве. Упражнение 3. Поиск пары по цвету. Цель упражнения: развитие сенсорной сферы, умения соотносить предметы по цвету. Упражнение 4. Поиск частей квадрата по цвету. Цель упражнения: развитие сенсорной сферы, умения соотносить предметы по цвету. Упражнение 5. Поиск частей квадрата по форме. Цель упражнения: развитие пространственной ориентировки. Упражнение 6. Конструирование на основе квадрата. Цель упражнения: развитие зрительного восприятия, мышления, навыков сравнения фигур по цвету и величине, конструирования последовательности (узора) геометрических фигур. Упражнение 7. Конструирование на основе квадрата. Цель упражнения: развитие мотивации к учебной деятельности, навыков конструирования. Упражнение 8. Конструирование на основе квадрата. Цель упражнения: развитие мышления (поиск закономерностей), конструирования последовательности (узора) геометрических фигур. |
10. | Подведение итогов урока | - С какой геометрической фигурой
познакомились? - Что узнали о квадрате? - Чему учились? |
План урока (35 мин).
1. Организационный момент — 1 мин.
2. Актуализация знаний — 2 мин.
3. Постановка целей урока — 1мин.
4. Изучение нового материала — 10 мин.
5. Динамическая пауза — 1 мин.
6. Оперативный контроль знаний с помощью тестовых заданий — 3 мин.
7. Работа по конструированию — 5 мин.
8. Организационный момент по работе на компьютере — 1 мин.
9. Упражнения по закреплению нового материала с использованием компьютерного курса Р.А.Кистеневой — 10 мин.
10. Подведение итогов урока — 1 мин.
Использованная литература
- Кистенева Р.А. Мультимедийный курс "Знакомство с геометрическими фигурами" © ИДО ТГУ//www.ido.tsu.ru.
- Белошистая А. Наглядная геометрия//Начальная школа. 2004, №27-28, с.2-59.
- Жикалкина Т.К. Игровые и занимательные задания по математике. Пособие для учителя. М.: Просвещение. 1989, 62с.
- Михайлова З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение. 1990, 93с.