В последнее время все чаще в педагогике и психологии стал употребляться термин социально-педагогическая запущенность, применяемый к детям в основном школьного возраста.
По мнению Овчаровой Р.В. [5], социально-педагогическая запущенность есть состояние личности ребенка, которое обусловлено теми социально - педагогическими условиями, в которых развивается ребенок.
Социальная запущенность формируется под влиянием фактора, который вызывает определенные деформации личности ребенка. Основными проявлениями социальной запущенности в детском возрасте являются неразрывность социально-коммуникативных качеств и свойств личности, низкая способность к социальной рефлексии, трудности в овладении социальными ролями. Социальная запущенность противоположна воспитанности, становясь тем самым основой трудновоспитуемости и социальной дезадаптации ребенка [5].
Педагогическая запущенность обусловлена, прежде всего, недостатками воспитательно-образовательной работы, следствием которых является несформированность ребенка как субъекта учебно-познавательной, игровой и других видов деятельности. Ее проявлениями следует считать труднообучаемость, трудновоспитуемость, т.е. собственно педагогическую трудность ребенка и слабо выраженную индивидуальность в учебно-познавательном процессе. У младших школьников несостоятельность в учении демонстрируется как неразвитость учебно-познавательной мотивации, они не осознают цели обучения и смысл учебной деятельности, учебно-познавательная активность недостаточно развита. Педагогическая запущенность – это состояние, противоположное развитости, образованности (обученности): отсутствие необходимого запаса знаний, слабое владение способами и приемами их приобретения и неразвитость учебно-познавательных мотивов [5].
Внешними причинами социально-педагогической запущенности в детском возрасте, по мнению того же автора, являются дефекты семейного воспитания, на которое наслаиваются недостатки и просчеты в воспитательно-образовательной работе в детском саду и школе, в частности дегуманизация педагогического процесса и семейного воспитания. Внутренними причинами возникновения и развития запущенности детей могут быть индивидуальные психофизиологические и личностные особенности ребенка, генотип, состояние здоровья, доминирующие психоэмоциональные состояния, внутренняя позиция, уровень активности во взаимодействии с окружающими [5].
Таким образом, социально-педагогическая запущенность возникает там, где не создаются условия для полноценной социализации и индивидуализации личности ребенка: окружающая микросреда, прежде всего родители и педагоги, отрицательно влияет на формирование личности ребенка как субъекта собственной жизни: он не получает достаточной свободы для проявления своей активности во взаимодействии с предметной и социальной средой [5].
Социальные педагоги считают [7], что в любом обществе есть люди, которые требуют особого внимания к себе. И даже в условиях интеграции, когда выделяют различные проблемы или характер ограничений в возможностях людей, тем самым уже полагают, что внешние обстоятельства, в которых они находятся, или состояние их здоровья не соответствуют определенным, принятым в данном обществе нормам.
Шипицына Л.М. с соавторами [3] отмечает, что обнаруживается так называемое “скрытое социальное сиротство”, которое связано с ухудшением жизни семьи, падением ее нравственных устоев и изменением отношения к детям, вплоть до их полного вытеснения из семьи, вследствие чего растет беспризорность огромного количества детей и подростков.
Социально запущенные учащиеся не только имеют хроническую запущенность по предметам учебной программы и оказывают сопротивление педагогическим воздействиям, но, в отличие от педагогически запущенных, профессионально не ориентированы, у них не сформированы полезные навыки и умения, сужена сфера интересов. Они характеризуются глубоким отчуждением от семьи и школы, их формирование и социальное развитие идет в основном под влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп, усвоение групповых норм и ценностей которых приводит к деформации сознания, ценностых ориентаций и социальных установок [1].
Один из источников предупреждения социальной дезадаптации – формирование должных ценностей. Существенную роль в формировании ценностных ориентаций играет семья.
С точки зрения ряда авторов [8] [9], именно семья создает условия для предупреждения дезадаптации, т.к. обладает мощным адаптационным потенциалом. Кроме того, именно семья превращается в один из самых важных источников формирования ценностных ориентаций детей и подростков [9].
Образ жизни семьи, отношения членов семьи друг к другу и к другим людям, к группам и к обществу в целом – вот что играет определяющую роль в воспитании. Требования, предъявляемые к жизни родителями, и форма, в какой эти требования осуществляются, выбор слов, организация в семье досуга, отношения с друзьями и соседями и разговоры об этом – все это, в том или ином смысле, приобретает для ребенка особое значение именно потому, что он услышал это от людей, которым доверяет [10]. Согласно взглядам социальных педагогов [8], семья способствует не только формированию личности, но и самоутверждению человека, стимулирует его социальную, творческую активность, раскрывает индивидуальность. Непосредственно опыт ребенка, приобретенный в семье, в младшем возрасте становится подчас единственным критерием отношения ребенка к окружающему миру, людям. Правда, и в условиях семьи воспитание может быть деформированным, когда родители больны, ведут аморальный образ жизни, не обладают педагогической культурой и т.д.
В монографии Л.М. Шипицыной с соавторами [4] отмечалось, что острый социальный кризис в нашей стране отразился не только на социальном, но и на нравственном здоровье семьи.
Наиболее острые социальные проблемы современной семьи обусловлены сегодня рядом факторов:
- резким социально-экономическим расслоением общества;
- постоянным дефицитом в области государственного финансирования бюджетной сферы;
- ростом скрытой и явной безработицы;
- нарастанием вынужденной миграции населения из-за различных чрезвычайных ситуаций;
- ограничениями в географической мобильности в целях улучшения жизненных условий [4].
Весьма разнообразные причины, вызывающие семейное неблагополучие, взаимосвязаны и взаимозависимы. Можно выделить три группы причин неблагополучия в семье, негативно воздействующих на ребенка:
- кризисные явления в социально-экономической сфере, которые непосредственно влияют на семью и снижают ее воспитательный потенциал;
- причины психолого-педагогического свойства, связанные с внутрисемейными отношениями и воспитанием детей в семье;
- причины биологического характера (физически или психически больные родители, дурная наследственность у детей, наличие в семье детей с недостатками развития или детей-инвалидов).
Ослабление или даже разрыв семейных связей между детьми и родителями также вызывают:
- сверхзанятость родителей;
- конфликтная ситуация в семье;
- пьянство родителей;
- случаи жестокого обращения с детьми (физического, психического, сексуального насилия);
- отсутствие в семье благоприятной эмоциональной атмосферы;
- типичные ошибки родителей в воспитании детей;
- особенности подросткового возраста и др.
В общеобразовательной школе Кировского района города Санкт-Петербурга проводились исследования во 2 классе, обучающемся по системе Л.В.Занкова, и во 2 классе, обучающемся по обычной программе. Возраст детей, обучающихся в этих классах, от 8 лет 2 месяцев до 10 лет 2 месяцев.
Социальный состав учащихся в обоих классах примерно одинаков, большая часть детей относится к группе риска по различным социальным причинам (Таблица 1).
Таблица 1
ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА ИССЛЕДОВАНИЯ
2 Б |
2 А |
|
1. Кол-во человек | 28 | 28 |
- мальчиков | 14 | 12 |
- девочек | 14 | 16 |
2. Семья | ||
- неполная | 7 | 8 |
- полная | 21 | 20 |
- опекуны | 0 | 2 |
- отчим | 8 | 3 |
3. Кол-во детей в семье | ||
- один | 14 | 16 |
- два | 12 | 9 |
- многодетная (от 3-х) | 2 семьи (по 3 ребенка.) | 3 семьи (по 3, 4, 5 детей) |
4. Другая национальность + дети “билингвы” | 5 чел. (поляк, казах, белорус, азерб.(2)) | 5 чел. (арм., поляк, укр., абх., фин+евр.) |
5. Пьющие родители | 8 человек | 6 человек |
6. Образование родителей | ||
- высшее | 12 | 17 |
- ср.спец. | 23 | 17 |
- среднее | 10 | 5 |
- нез. высшее | 2 | 2 |
7. Не работают по специальности | 22 | 16 |
8. Не работают | 14 | 9 |
- не найти | 5 | 4 |
- не хочу | 1 | 0 |
- не здоров | 1 | 1 |
- домохозяйка | 7 | 4 |
Поступление детей в данные классы проводилось без предварительного отбора, но в начале первого класса школьным психологом в процессе диагностического исследования с помощью “Экспресс-диагностики готовности к школе” (Е.К.Вархотовой, Н.В.Дятко, Е.В.Сазоновой; - М.: Генезис, 1999. 48 с.) было выявлено, что 2/3 детей каждого класса не были подготовлены к школе (не знали букв, не умели считать в пределах 10, не владели монологической речью).
Многие родители ошибочно перекладывают всю ответственность за воспитание ребенка на “плечи” воспитательных и учебных заведений. Дети приходят в школу с уже сложившимися индивидуально-личностными особенностями. Учитель не может общаться с каждым ребенком индивидуально, как с уникальной в своем роде, сложившейся личностью. Школа может только корректировать, а иногда и исправлять плоды сложившегося семейного воспитания. И все, что ценностное сознание ребенка будет получать в школе, он будет сравнивать с тем, что уже знает по собственному опыту жизни в семье. Во-вторых, профессиональная задача каждого педагога – нести знания и формировать умения в своей специфической области, и все остальное неизбежно оказывается на периферии его внимания. В-третьих, имея десятки, если не сотни учеников, учитель не может общаться с каждым, как с целостной, своеобразной, уникальной личностью.
Родителям диагностируемых классов была дана возможность ответить на ряд вопросов, выявляющих детско-родительские отношения [7]. В результате проведенной работы был получен следующий результат – на нижеуказанные утверждения родители дали положительный ответ:
- В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.
- Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.
- Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.
- Мой ребенок часто неприятен мне.
- Мой ребенок ничего не добьется в жизни.
- Мой ребенок не добьется успеха в жизни.
- Мой ребенок не в состоянии что-либо делать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.
- Основная причина капризов моего ребенка – эгоизм, упрямство и лень.
- Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.
- Я не доверяю своему ребенку.
- Я невысокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.
- Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.
Правильные взаимоотношения между детьми и взрослыми, по мнению педагогов и психологов, – важнейший фактор развития ребенка. При нарушении взаимоотношений ребенок испытывает разочарование и склонен к различным поступкам. Ведущий путь воспитания – это организация образа жизни семьи, это подражание ребенка поступкам и действиям родителей. Для того чтобы изменить поведение ребенка и его самого в лучшую сторонуителям прежде всего нужно изменить себя [2] [6] [11].
Человек рождается как биологическое существо, становится же он личностью, усваивая социальный опыт поведения, который передается в процессе воспитания и развития личности от одного поколения к другому.
В диагностируемых классах были проведены родительские собрания по теме: “Значение семьи в жизни детей и взрослых” (текст собрания прилагается) и озвучены результаты проведённого исследования. В индивидуальных беседах было выявлено, что некоторые родители изменили свой взгляд на “семью” и делают попытки к усовершенствованию отношений с родственниками.
Родительское собрание.
Семья обеспечивает ребенку психологический комфорт или, наоборот, порождает чувство ненужности, заброшенности, одиночества. Беспорядочная жизнь, приятели родителей создают в семье обстановку суеты, проявление излишних эмоций. Все это перегружает нервную систему детей. В круге интересов и занятий родителей дети отодвигаются на периферию, т.к. внимание родителей сосредотачивается на своих приятелях. Аналогично влияют на жизнь семьи и частые визиты друзей детей.
Родители часто жалуются на то, что они работают, заняты, и им некогда заниматься воспитанием детей. Социологи установили, что на воспитание детей у родителей остается ежедневно всего лишь 17 минут. Но родители воспитывают детей в семье не только во время своего присутствия, но и отсутствия.
Семейное воспитание – это не морали и нотации, а весь образ жизни, это постоянное общение с детьми. Воспитывают в семье иногда даже молчанием, взглядом, мимикой, шуткой или грустью.
Трагедия человека – с юных пор почувствовать себя обреченным неудачником, способным совершать лишь негативные действия. Необратимые последствия могут повлечь равнодушие лиц, чье мнение для него имеет важное значение.
“Семья с существующими в ней взаимоотношениями между детьми и родителями – первая школа интеллектуального, нравственного, эстетического и физического воспитания”. (Сухомлинский В.А. 1969 год).
Русская пословица гласит: “Ребенок учится тому, что видит у себя в дому: родители пример тому”. Ребенок повторяет все, что мы делаем, говорим, совершает те же поступки, что и мы. В семье ребенок получает первое представление о том, как надо жить и вести себя в обществе. Общение в семье задает детям определенные модели поведения. Стиль общения в семье влияет на дальнейшее формирование личности ребенка. Доверие вырабатывает у детей чувство собственного достоинства, развивает самостоятельность, доброжелательность. Адекватная оценка ребенка со стороны взрослых, помогает правильно увидеть ему себя со стороны, оценить свои поступки. Ребенок с завышенной или заниженной самооценкой не получает в процессе общения с родителями критической оценки своих личностных качеств и поступков. Это нарушает его гармоничное развитие и приводит к внутреннему конфликту, дискомфорту и соответствующим формам поведения таким, как агрессивность, подозрительность, упрямство, болезненная обидчивость. В семье, где есть пьющие родители, дети чувствуют себя брошенными, одинокими, а самое главное, незащищенными.
Многие родители ошибочно перекладывают всю ответственность за воспитание ребенка на “плечи” воспитательных и учебных заведений. Дети приходят в школу с уже сложившимися индивидуально-личностными особенностями. Школа может только корректировать, а иногда и исправлять плоды сложившегося семейного воспитания. Задача учителя нести знания в своей специфической области, а воспитание отодвигается на второй план. Учитель не может общаться с каждым ребенком индивидуально, как с уникальной в своем роде, сложившейся личностью.
Принципы отношений родителей с детьми:
- Я хочу, чтобы меня любили. Поэтому я буду открыт любящим детским сердцам.
- Я люблю, когда меня принимают таким, каков я на самом деле. Поэтому я буду стремиться сопереживать ребенку и ценить его.
- Я – единственный, кто может прожить мою жизнь. Поэтому я не должен стремиться к тому, чтобы полностью управлять жизнью ребенка.
- Я забываю часто о сложных лабиринтах детства. Поэтому я позволю детям помочь мне найти выходы из тупиковых ситуаций.
- Я знаю много об окружающем мире. Поэтому я буду стараться, чтобы мой ребенок тоже нашел себя в этом мире.
- Я не могу сделать, чтобы страх, боль и разочарования ребенка исчезли. Поэтому я буду стремиться смягчать удары судьбы.
- Я чувствую страх, когда я беззащитен. Поэтому я буду прикасаться к внутреннему миру ребенка с добротой, лаской и нежностью.
(После анализа проделанной работы)
Поиграем в школу. Поднимите руку, если Вы хотите дать утвердительный ответ:
- Кто любит, чтобы его хвалили?
- Кто боится, когда его ругают?
- Кто не хочет признаваться в своих ошибках?
- Кто боится огорчать близких?
- Кто хочет, чтобы лишний раз приласкали?
- Кто не выносит ссор и громких криков?
- Кто хочет иметь дома близкого друга, чтобы делиться секретами?
- Кто может сказать: Мой дом – моя крепость.
- Моя семья – это моя Родина.
Как мало осталось поднятых рук. Родину любят за то, что она есть. Не все могут похвастаться тем, что у них есть семья и близкие люди. Давайте будем ценить то, что имеем!
Литературные источники:
- Беличев С.А., Фокин В.М. Социальная профилактика отклоняющегося поведения несовершеннолетних как комплекс охранно-защитных мер. – М.: Редакционно-издательский центр Консорциума “Социальное здоровье России”, 1993.-62 стр.
- Климова – Фюгнерова М. Эмоциональное воспитание в семье. – Минск: Народная асвета, 1981.-174 стр.
- Комплексное сопровождение и коррекция развития детей-сирот: социально эмоциональные проблемы./ Под науч. Ред. Л.М.Шипицыной и Е.И.Казаковой. - СПб.: Институт специальной педагогики и психологии, 2000.-108с.
- Концепция предупреждения социального сиротства и развития образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей./ Под науч. ред. Л.М.Шипицыной. СПб.: ИСПиП, 2000.-с.54
- Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе.- М.: ТЦ “Сфера”. 2001. – 240с.
- Психокоррекционная и развивающая работа с детьми./ Под ред. И.В. Дубровиной. - М.: Академия, 1999.-160 стр.
- Психологические тесты/ Под ред. А.А. Карелина: Т 2.-М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1999. – 312 с.: ил.
- Социальная педагогика./ Под ред. М.А. Галагузовой. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2000.-416 стр.
- Умом и сердцем: Мысли о воспитании./ Cоставитель Н.И. Монахов. – М.: Политиздат, 1980.-383 стр.
- Философия: учебник для ВУЗов./ Под ред. В.П.Кохановского. – Ростов-на-Дону: Феникс, 1995.-576 стр.
- Шуман С.Г. Родительские тревоги. – М.: Педагогика, 1989.-175 стр.