Распространение среди подростков социально-обусловленных заболеваний (алкоголизм, наркотизация и т.д.) является одной из центральных психолого-педагогических проблем, с которыми сталкивается образовательное учреждение. Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового приводит общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно с этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усиливается нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, распространяется аддитивное поведение. Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Все больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных веществ (ПАВ) приходится на возраст 6—10 лет.
В то же время социально-экономические изменения последних десятилетий в нашей стране резко обострили социальные противоречия и оказали негативное влияние на семью как социальный институт. Растет число неблагополучных семей, ослабляются воспитательные позиции семьи в обществе. Убывает ее педагогический потенциал, уменьшается вклад в развитие личности детей. Время общения детей и родителей существенно сокращается по разным причинам. Многие семьи перестали быть базой стабильности для ребенка, взрослые все чаще занимают отстраненную, попустительскую позицию в отношении детей. Происходит снижение качества и содержания семейного воспитания, в новых общественно-экономических условиях нарушаются многоуровневые социальные функции семьи.
В связи с этим возрастает роль школы в решении данной проблемы. Эффективность реабилитационных программ недостаточно высока, поэтому современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ предполагает приоритет профилактической работы. Министерством образования Российской Федерации в 2000 г. был издан приказ “О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде”. Согласно этому документу, профилактика должна представлять собой комплекс мероприятий социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность.
При ведении профилактической работы в образовательном учреждении следует учитывать, что приобщению подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ способствуют специфические, характерные именно для данной возрастной группы психологические факторы. Такими факторами являются, в частности, любопытство, вхождение в молодежную группу, целью которой является добывание и совместное распитие спиртных напитков, а также проблемы, связанные с неумением строить взаимоотношения со сверстниками, низкая самооценка подростка, которые в сочетании с желанием ощущать себя взрослым в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия ПАВ и способствовать формированию установки на употребление табака, алкоголя и других психоактивных веществ.
Таким образом, профилактическая работа должна включать в себя не только разъяснение вреда психоактивных веществ для организма, формирование ценностного отношения к своему здоровью, но и профилактику социальной дезадаптации.
1. Содержательные аспекты программы.
Целью программы является создание условий для приобретения подростками положительного социального опыта в процессе группового общения.
Цель достигается через решение следующих задач:
- оптимизация взаимоотношений в коллективе;
- совершенствование навыков внутригруппового взаимодействия;
- способствовать сплочению коллектива;
- развить коммуникативные и перцептивные навыки;
- способствовать формированию умения противостоять внешнему социальному давлению;
- способствовать формированию ценностного отношения к своему здоровью.
Внимание учащихся акцентируется на ценности общения, на роли правил в современном мире, на необходимости здорового образа жизни, на стадиях формирования зависимости от ПАВ.
2. Особенности проведения занятий.
Основная форма работы – групповые занятия. Оптимальное количество участников - 10-15 человек. Возраст участников 11-13 лет. Продолжительность занятия 1-2 академических часов. Продолжительность и частота могут варьироваться в зависимости от степени заинтересованности и подготовленности учащихся.
По окончании занятий рекомендуется проведение “круглого стола”, в ходе которого учащиеся смогут высказать свое отношение к занятиям, обсудить ценность полученной информации, свои впечатления и ощущения.
№ | Тема занятия | Кол-во часов | Цели, задачи | Примерные упражнения |
1. | Давайте познакомимся | 1 | Цель: создание благоприятных
условий для работы в группе, знакомство с
принципами работы тренинга. Задачи: формирование представлений или актуализация имеющихся знаний о психологическом тренинге и принятия правил работы в группе. |
Приветствие. Упражнение “Имя и качество”. Выработка правил работы в группе. Упражнение “Соблюдение правил”. Завершающее упражнение. |
2. | Активное слушание | 2 | Цель: создание условий для
осознания учащимися ценности общения Задачи: продемонстрировать важность умения слушать; дать учащимся представление о правилах общения; продолжить работу по формированию у учащихся навыков взаимодействия в группе. |
Приветствие. Проведение теста “Проверь себя, умеете ли вы слушать?”. Работа в парах “Я говорю…”. Работа в микрогруппах “Диктант”. Завершающее упражнение. |
3. | Правила нашей жизни | 1 | Цель: создать условия для осознания
учащимися необходимости соблюдения правил в
жизни. Задачи: информировать учащихся о роли правил в жизни; дать возможность учащимся оценить свое отношение к соблюдению правил. |
Приветствие. Мозговой штурм “Что было бы, если правил не было”. Упражнение “Волшебный сундучок”. Упражнение “Молекулы”, “Большое животное - Умка”. Рефлексия, с акцентированием внимания на соблюдении правил. Упражнение “Талисман”. Завершающее упражнение. |
4. | Конфликты и компромиссы | 2 | Цель: создать условия для
формирования у учащихся представлений о
конфликтах и путях их решения. Задачи: развить умение анализировать ситуации; способствовать формированию навыков конструктивного решения конфликтов. |
Приветствие. Ведущий предлагает учащимся назвать наиболее типичные конфликты для подростковой среды. Ролевая игра, в ходе которой рассматриваются варианты выхода из конфликтной ситуации. Завершающее упражнение. |
5. | Учимся свободно выражать негативные эмоции | 2 | Цель: знакомство учащихся с
эмоциями, эмоциональными состояниями, способами
выражения негативных эмоций. Задачи: способствовать осознанию опасности негативных эмоций и необходимости контролировать их проявление. |
Разминка. Ролевая игра “Выражение гнева, ярости” Обсуждение результатов, выработка социально - приемлемых вариантов выражения ярости, гнева. Ролевая игра “Выражение страха” Обсуждение результатов, выработка социально - приемлемых вариантов выражения страха. Завершающее упражнение. |
6. | Курение и здоровье | 2 | Цель: сформировать установку на
необходимость здорового образа жизни. Задачи: выяснить уровень осведомленности учащихся по данной проблеме; дать информацию о последствиях курения сформировать отношение к табакокурению как к действию, приводящему к зависимости; |
Разминка. Упражнение “Табу”. Мозговой штурм “Курение и его причины”. Ведущий рассказывает о последствиях курения, его влиянии на внешний вид человека, здоровье. Коллективный рисунок “Нет курению!”. |
7. | Алкогольная зависимость | 2 | Цель: сформировать установку на
необходимость здорового образа жизни. Задачи: выяснить уровень осведомленности учащихся по данной проблеме; информировать по проблемам, связанным с алкоголизмом; сформировать отношение к пиву как к алкогольному напитку, приводящему к алкоголизации; способствовать осознанию необходимости осторожного отношения к употреблению алкоголя. |
Разминка. Мозговой штурм “Люди пьют, потому что…”. Информация ведущего об алкоголе, акцент делается на пиве и пивном алкоголизме (его состав, влияние на организм подростка). Упражнение “Провокация”. Творческое задание “Что будет, если… (все люди будут пить пиво; никто не будет пить пиво; все женщины (девочки) будут пить пиво; все мужчины (мальчики) будут пить пиво). Завершающее упражнение.
|
8. | Человек и наркотики | 2 | Цель: сформировать установку на
необходимость здорового образа жизни. Задачи: дать сведения о последствиях употребления наркотических веществ; сформировать стремление искать конструктивные способы решения проблем, не прибегая к использованию ПАВ. |
Разминка. Упражнение “Провокация”. Информирование учащихся о наркомании. Упражнение. “Качества личности ” (качества личности, содействующие формированию зависимости). Упражнение “Аукцион идей”: “Ценным в жизни является…”. Завершающие упражнения. |
9. | Умение сказать “нет”! | 2 | Цель: создание условий для
формирования навыков отказа от употребления ПАВ. Задачи: информирование о механизмах возникновения зависимости; формирование умения противостоять давлению окружающей среды; выработка умения говорить “нет”. |
Актуализация материала прошлых
занятий. Упражнение “Мифы”. Упражнение “Ассоциация” со словом зависимость. Упражнение “Марионетка”. Мозговой штурм “Как сказать нет, когда тебе предлагают попробовать ПАВ”. Ролевые игры. Завершающие упражнения. |
10. | Итоговое занятие. | 2 | Цель: получить обратную связь от
участников группы. Задачи: дать возможность учащимся высказать свое мнение по итогам проведения данной программы. |
Возможны различные варианты проведения. |
Список литературы:
- Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2004.
- МакееваА.Г. Все цвета, кроме черного: пед. профилактика наркотизма школьников: метод. пособие для учителя 7-9. М., 2005.
- “Работающие программы”, выпуск 4. Программа “Путешествие во времени”: Методические рекомендации по курсу профилактических занятий для подростков. М., 2000.
- Родионов В.А., Ступницкая М.А. Я и все-все-все. – Ярославль, 2001.
- Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. – Ярославль, 2001.
- Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ. М., 2004.