Профилактика аддиктивного поведения у подростков

Разделы: Внеклассная работа, Школьная психологическая служба, Социальная педагогика


Распространение среди подростков социально-обусловленных заболеваний (алкоголизм, наркотизация и т.д.) является одной из центральных психолого-педагогических проблем, с которыми сталкивается образовательное учреждение. Тяжелое экономическое положение страны, крушение прежнего мировоззрения и несформированность нового приводит общество к серьезным трудностям и внутренним конфликтам. Особенно трудно с этот период оказалось подрастающему поколению. Среди молодежи усиливается нигилизм, демонстративное и вызывающее поведение по отношению к взрослым, распространяется аддитивное поведение. Среди основных тенденций, характеризующих наркологическую ситуацию в России, наибольшую тревогу вызывает неуклонное омоложение потребителей психоактивных веществ. Все больше фиксируется случаев, когда первая проба наркотических и других психоактивных веществ (ПАВ) приходится на возраст 6—10 лет.

В то же время социально-экономические изменения последних десятилетий в нашей стране резко обострили социальные противоречия и оказали негативное влияние на семью как социальный институт. Растет число неблагополучных семей, ослабляются воспитательные позиции семьи в обществе. Убывает ее педагогический потенциал, уменьшается вклад в развитие личности детей. Время общения детей и родителей существенно сокращается по разным причинам. Многие семьи перестали быть базой стабильности для ребенка, взрослые все чаще занимают отстраненную, попустительскую позицию в отношении детей. Происходит снижение качества и содержания семейного воспитания, в новых общественно-экономических условиях нарушаются многоуровневые социальные функции семьи.

В связи с этим возрастает роль школы в решении данной проблемы. Эффективность реабилитационных программ недостаточно высока, поэтому современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ предполагает приоритет профилактической работы. Министерством образования Российской Федерации в 2000 г. был издан приказ “О концепции профилактики злоупотребления психоактивными веществами в образовательной среде”. Согласно этому документу, профилактика должна представлять собой комплекс мероприятий социально-психологического, медицинского и педагогического характера, направленных на нейтрализацию воздействия отрицательных факторов социальной среды на личность.

При ведении профилактической работы в образовательном учреждении следует учитывать, что приобщению подростков к употреблению табака, алкоголя и других психоактивных веществ способствуют специфические, характерные именно для данной возрастной группы психологические факторы. Такими факторами являются, в частности, любопытство, вхождение в молодежную группу, целью которой является добывание и совместное распитие спиртных напитков, а также проблемы, связанные с неумением строить взаимоотношения со сверстниками, низкая самооценка подростка, которые в сочетании с желанием ощущать себя взрослым в неблагоприятных условиях могут составить основу положительного субъективного восприятия ПАВ и способствовать формированию установки на употребление табака, алкоголя и других психоактивных веществ.

Таким образом, профилактическая работа должна включать в себя не только разъяснение вреда психоактивных веществ для организма, формирование ценностного отношения к своему здоровью, но и профилактику социальной дезадаптации.

1. Содержательные аспекты программы.

Целью программы является создание условий для приобретения подростками положительного социального опыта в процессе группового общения.

Цель достигается через решение следующих задач:

  • оптимизация взаимоотношений в коллективе;
  • совершенствование навыков внутригруппового взаимодействия;
  • способствовать сплочению коллектива;
  • развить коммуникативные и перцептивные навыки;
  • способствовать формированию умения противостоять внешнему социальному давлению;
  • способствовать формированию ценностного отношения к своему здоровью.

Внимание учащихся акцентируется на ценности общения, на роли правил в современном мире, на необходимости здорового образа жизни, на стадиях формирования зависимости от ПАВ.

2. Особенности проведения занятий.

Основная форма работы – групповые занятия. Оптимальное количество участников - 10-15 человек. Возраст участников 11-13 лет. Продолжительность занятия 1-2 академических часов. Продолжительность и частота могут варьироваться в зависимости от степени заинтересованности и подготовленности учащихся.

По окончании занятий рекомендуется проведение “круглого стола”, в ходе которого учащиеся смогут высказать свое отношение к занятиям, обсудить ценность полученной информации, свои впечатления и ощущения.

Тема занятия Кол-во часов Цели, задачи Примерные упражнения
1. Давайте познакомимся 1 Цель: создание благоприятных условий для работы в группе, знакомство с принципами работы тренинга.

Задачи: формирование представлений или актуализация имеющихся знаний о психологическом тренинге и принятия правил работы в группе.

Приветствие.

Упражнение “Имя и качество”.

Выработка правил работы в группе.

Упражнение “Соблюдение правил”.

Завершающее упражнение.

2. Активное слушание 2 Цель: создание условий для осознания учащимися ценности общения

Задачи: продемонстрировать важность умения слушать; дать учащимся представление о правилах общения; продолжить работу по формированию у учащихся навыков взаимодействия в группе.

Приветствие.

Проведение теста “Проверь себя, умеете ли вы слушать?”.

Работа в парах “Я говорю…”.

Работа в микрогруппах “Диктант”.

Завершающее упражнение.

3. Правила нашей жизни 1 Цель: создать условия для осознания учащимися необходимости соблюдения правил в жизни.

Задачи: информировать учащихся о роли правил в жизни; дать возможность учащимся оценить свое отношение к соблюдению правил.

Приветствие.

Мозговой штурм “Что было бы, если правил не было”.

Упражнение “Волшебный сундучок”.

Упражнение “Молекулы”, “Большое животное - Умка”.

Рефлексия, с акцентированием внимания на соблюдении правил.

Упражнение “Талисман”.

Завершающее упражнение.

4. Конфликты и компромиссы 2 Цель: создать условия для формирования у учащихся представлений о конфликтах и путях их решения.

Задачи: развить умение анализировать ситуации; способствовать формированию навыков конструктивного решения конфликтов.

Приветствие.

Ведущий предлагает учащимся назвать наиболее типичные конфликты для подростковой среды.

Ролевая игра, в ходе которой рассматриваются варианты выхода из конфликтной ситуации.

Завершающее упражнение.

5. Учимся свободно выражать негативные эмоции 2 Цель: знакомство учащихся с эмоциями, эмоциональными состояниями, способами выражения негативных эмоций.

Задачи: способствовать осознанию опасности негативных эмоций и необходимости контролировать их проявление.

Разминка.

Ролевая игра “Выражение гнева, ярости”

Обсуждение результатов, выработка социально - приемлемых вариантов выражения ярости, гнева.

Ролевая игра “Выражение страха”

Обсуждение результатов, выработка социально - приемлемых вариантов выражения страха.

Завершающее упражнение.

6. Курение и здоровье 2 Цель: сформировать установку на необходимость здорового образа жизни.

Задачи: выяснить уровень осведомленности учащихся по данной проблеме; дать информацию о последствиях курения

сформировать отношение к табакокурению как к действию, приводящему к зависимости;

Разминка.

Упражнение “Табу”.

Мозговой штурм “Курение и его причины”.

Ведущий рассказывает о последствиях курения, его влиянии на внешний вид человека, здоровье.

Коллективный рисунок “Нет курению!”.

7. Алкогольная зависимость 2 Цель: сформировать установку на необходимость здорового образа жизни.

Задачи: выяснить уровень осведомленности учащихся по данной проблеме;

информировать по проблемам, связанным с алкоголизмом;

сформировать отношение к пиву как к алкогольному напитку, приводящему к алкоголизации;

способствовать осознанию необходимости осторожного отношения к употреблению алкоголя.

Разминка.

Мозговой штурм “Люди пьют, потому что…”.

Информация ведущего об алкоголе, акцент делается на пиве и пивном алкоголизме (его состав, влияние на организм подростка).

Упражнение “Провокация”.

Творческое задание “Что будет, если… (все люди будут пить пиво; никто не будет пить пиво; все женщины (девочки) будут пить пиво; все мужчины (мальчики) будут пить пиво).

Завершающее упражнение.

 

8. Человек и наркотики 2 Цель: сформировать установку на необходимость здорового образа жизни.

Задачи: дать сведения о последствиях употребления наркотических веществ; сформировать стремление искать конструктивные способы решения проблем, не прибегая к использованию ПАВ.

Разминка.

Упражнение “Провокация”.

Информирование учащихся о наркомании.

Упражнение. “Качества личности ” (качества личности, содействующие формированию зависимости).

Упражнение “Аукцион идей”: “Ценным в жизни является…”.

Завершающие упражнения.

9. Умение сказать “нет”! 2 Цель: создание условий для формирования навыков отказа от употребления ПАВ.

Задачи: информирование о механизмах возникновения зависимости; формирование умения противостоять давлению окружающей среды; выработка умения говорить “нет”.

Актуализация материала прошлых занятий.

Упражнение “Мифы”.

Упражнение “Ассоциация” со словом зависимость.

Упражнение “Марионетка”.

Мозговой штурм “Как сказать нет, когда тебе предлагают попробовать ПАВ”.

Ролевые игры.

Завершающие упражнения.

10. Итоговое занятие. 2 Цель: получить обратную связь от участников группы.

Задачи: дать возможность учащимся высказать свое мнение по итогам проведения данной программы.

Возможны различные варианты проведения.

Список литературы:

  1. Анн Л. Ф. Психологический тренинг с подростками. – СПб., 2004.
  2. МакееваА.Г. Все цвета, кроме черного: пед. профилактика наркотизма школьников: метод. пособие для учителя 7-9. М., 2005.
  3. “Работающие программы”, выпуск 4. Программа “Путешествие во времени”: Методические рекомендации по курсу профилактических занятий для подростков. М., 2000.
  4. Родионов В.А., Ступницкая М.А. Я и все-все-все. – Ярославль, 2001.
  5. Родионов В.А., Ступницкая М.А., Кардашина О.В. Я и другие. – Ярославль, 2001.
  6. Сизанов А.Н., Хриптович В.А. Модульный курс профилактики курения. Школа без табака. 5-11 классы, ПТУ. М., 2004.