Профильное обучение — требование времени

Разделы: Общепедагогические технологии, Социальная педагогика


Профильное обучение – требование времени.

Сегодняшняя школа очень отличается от школы прежних лет.

Раньше в школах всей страны занимались по одинаковой программе, учебные планы тоже были похожими и учащийся после окончания школы мог легко трудоустроиться. Если он продолжал образование в вузе, то после окончания института ему было гарантировано рабочее место.

Сегодняшняя жизнь очень изменилась… Поэтому школа с большой ответственностью относится к проблемам, которые стоят перед выпускником, и стремится помочь ему в выборе направления обучения, соответствующего его возможностям, склонностям и способностям.

Познание жизни невозможно в рамках урока. Подготовка к жизни возможна только через деятельность детей, через разнообразие видов их деятельности.

Овладение какими знаниями позволит не бояться конкуренции на рынке труда в сегодняшней реальной жизни? При наличии каких навыков труда на тебя может быть спрос? Какие профессии требуются? Где находят применение выпускники вуза? Коллектив гимназии стремится рассматривать все эти вопросы в процессе учебно-воспитательной работы.

Помочь найти свое призвание каждому выпускнику – одна из задач нашего коллектива, социализация личности учащихся напрямую связана с работой профильных классов.

Профильные классы уже давно существуют в практике общего образования, именно об этом свидетельствует все возрастающее количество общеобразовательных учреждений различных видов, которые наиболее востребованы учащимися и их родителями. Профильная школа предполагает учет интересов и склонностей обучающихся. Обучение в профильном классе не означает получение профессиональных знаний, углубленно изучаются школьные предметы, а не вузовские дисциплины.

Система организации учебно-воспитательного процесса старшеклассников такова, что они получают не только базовое образование за курс средней школы, но и углубленные знания в избранной области обучения.

Гимназия работает по учебному плану, имеющему три компонента: базовый, гимназический и профильный. Базовый компонент включает те дисциплины, которые позволяют заложить фундаменты знаний по основным дисциплинам, обеспечить уровень, соответствующий стандарту образования.

Для реализации гимназического образования в учебный процесс были включены предметы: ритмика, уроки нравственности, английский язык (2 кл. – 4кл.), татарский язык, изобразительное искусство (углубленное изучение), стилистика русского языка.

Для реализации профильного обучения в 10 – 11 классах были созданы подгруппы двух направлений (гуманитарное, физико-математическое).

Одна из подгрупп изучает углубленно английский язык, стилистику русского языка, татарский язык. Другая же подгруппа изучает физику, математику, информатику.

Профильная подготовка начинается в девятом классе. При выборе профиля обучения учитываются не только желания учащихся и их родителей, но и итоговые оценки.

Особую важность приобретают задачи предпрофильной подготовки девятиклассников - как комплексной их подготовки к жизненно важному выбору.

Уже в девятом классе ученик получает информацию о возможных путях продолжения образования, - причем совершенно конкретно, в отношении территориально доступных ему образовательных учреждений, - оценивает свои силы и принимает ответственное решение. А как узнать свои склонности к определенной деятельности?

На помощь приходят психолог, профконсультант (кл. рук.).

Обнажить суть профессии, исследовать склонности, способности, возможности молодого человека, дать совет, но ни в коем случае не подсказывать готовое решение – вот задачи психолога и профконсультанта, с этой целью они проводят анкетирование. По итогам анкетирования учителя дают рекомендации, направляют мысль в нужное русло, помогают ученику разобраться в профессиональной готовности, утвердиться в правильности выбора профессии.

Чтобы претворять в жизнь профильное обучение проводятся классные часы на следующие темы: “Способность, труд и карьера”, “Мои личные достижения”, встречи с представителями различных профессий поселка, района, города Нижнекамска; диспуты на темы: “Семейные профессиональные династии – это хорошо или плохо?”; “Если дело по душе…”, тестирование профессиональных способностей; вместе с учениками посещают предприятия, выпускают стенгазеты на тему: “Сто путей - сто дорог”.

Выбор профессии – это выбор судьбы. Поэтому классные руководители и администрация гимназии профориентационную работу проводят в тесной связи с родителями. На общих собраниях знакомят родителей с результатами тестирования.

Формирование интересов учащихся осуществляется в процессе всей учебно – воспитательной работы. Учебная работа сочетается с разнообразной внеклассной творческой деятельностью учащихся в различных кружках и факультативах, где выявляются интересы и задатки, развиваются способности и склонности детей.

Переходя от одного занятия к другому, ученик пробует, ошибается, ищет, выбирает. Он получает возможность собственными руками осуществлять свои замыслы в изделиях, практически реализовать свои, пусть несложные, творческие планы. В процессе всего этого постепенно воспитывается преимущественный интерес к определенному виду деятельности, который в конечном итоге влияет на выбор его дальнейшего трудового пути.

Занимаясь в предметных кружках, факультативах, учащиеся получают углубленные знания в интересующей их области, приобретают практические навыки и усваивают некоторые элементы исследовательского труда (умение пользоваться научно – популярной литературой, организовать наблюдение за ходом эксперимента, обобщать полученные данные, делать из них выводы, оформлять результаты в виде схем и таблиц, сообщений, докладов и др.).

На третьей ступени обучения (10 кл. – 11 кл. профильные классы в гимназии) дети получают полное общее образование, профессиональное направление, углубленное изучение предметов в соответствии с избираемым им профилем.

Профильное, углубленное изучение ряда дисциплин в старших классах нашей гимназии способствует улучшению подготовки выпускников к продолжению образования.

Профильное обучение – это реальные возможности способностей ребенка. Профильное обучение востребовано жизнью: нехватка профессиональных рабочих, неудовлетворенность желаний детей современной школой, конкуренция между школами в поселке (снижение количества детей).

После окончания девятого класса часть выпускников поступает в нефтехимический, политехнический колледжи, в педучилище, ПТУ г. Нижнекамска.

70% – 75% учащихся продолжает учиться в 10 классе гимназии. Это уже те учащиеся, которые знают цену знаниям и с желанием учатся.

Ученики в профильные классы принимаются по их желанию. И система дополнительного образования дает возможность углубленно заниматься по предметам и развивать индивидуальные особенности личности. Каждый ученик наряду с подготовкой и усвоением основ общего образования должен больше внимания уделять на предметы, соответствующие его профилю. Учащиеся гимназии так и делают.

В 11 классе учится 37 учащихся. Из них 24 в математическом, а 13 – в гуманитарном. В начале 10 класса учащиеся могут переходить из одной подгруппы в другую (но это бывает редко).

Учащийся, который заинтересован в определенном направлении, старательно учится, получает дополнительные задания, много занимается самостоятельно.

В этих классах работают мастера своего дела, опытные педагоги. В нашей гимназии работают 29 учителей. Из них 2 – ведущих учителя, 17 учителей I квалификационной категории, 8 – второй квалификационной категории. 1 учитель награждена значком “Отличник народного просвещения”, 3 учителя – награждены нагрудными знаками “За заслуги в образовании”.

Учителя гимназии активно участвуют в различных конкурсах, в которых раскрывается их педагогическое мастерство.

Учитель высшей квалификационной категории Харрасова Каусария Фатхутдинновна составила авторские программы по народной педагогике и “Углубленное изучение татарского языка в профильных классах”. А программа “Развитие связной речи”, составленная Харрасовой К.Ф. была удостоена на республиканском конкурсе авторских программ Диплома II степени. Программа также предусматривает углубление знаний по морфологии, синтаксису. По этим разделам татарского языка темы, которые трудно усваиваются, повторяются, знания углубляются.

Учителя математики Аглямзянова Р.Г., Саматова А.Г. работают в профильных классах по авторским программам, в основе которых углубленное изучение математики. Темы на уроках математики углубляются, конкретизируются, усложняются материалами факультативных занятий. Проводятся тесты, зачеты.

После окончания гимназии многие выпускники поступают в вузы, соответствующие профилю обучения. Учатся охотно и успешно.

В 1994 – 2005 годах 78% из 255 выпускников поступили учиться в вузы. Они учатся в КГТУ, КАИ, КГЭУ, КамПи, ЕГПУ, НХТИ и др.

За эти годы окончили гимназию на золотую медаль 8 учащихся, а на серебряную 14.

В этом учебном году в районной олимпиаде участвовало по 20 предметам участвовали 46 учащихся. Из них 10 учащихся заняли первое место, 11 учащихся – второе место, 8 учащихся – третье место. Результативность – 63%.

Учащиеся нашей гимназии успешно выступают и на республиканских олимпиадах. Результаты за последние 3 года: участвовали 26 учащихся. Из них 5 учащихся заняли первое место, 4 – второе место, 2 – третье место, 3 – четвертое место.

Я полагаю, что в будущем многие школы перейдут на профильное обучение. Профильное обучение дает больше возможностей подготовить учащихся к вступительным экзаменам в вузы. Ученик уже в школе может готовиться целенаправленно. Мы работаем по этой модели, и она дает свои положительные результаты, которые вдохновляют нас на дальнейшие творческие успехи.