Технология тематического портфолио в системе подготовки будущего педагога к воспитанию толерантности у школьников

Разделы: Социальная педагогика


Традиционно портфолио понимается как набор работ студентов, спланированная ранее индивидуальная подборка достижений учащихся. Таким образом, уже в самом определении обозначаются важные для осмысления моменты:

  • во-первых, назначение портфолио состоит в систематизации обучающимся личных достижений в той или иной сфере деятельности. В связи с чем деятельность для ученика должна быть акутальной, известной ему, личностно принятой, а само портфолио может носить тематическую или проблемную направленность;
  • во-вторых, деятельность по оформлению портфолио должна быть заранее спланированной, продуманной и осмысленной как педагогом, так и обучающимся (осознание конечного результата и определение того, для чего осуществляется данная деятельность, планирование системы действий по организации работы над портфолио, определение вспомогательных материалов, итоговой формы предоставления защиты портфолио и т. д.). Следовательно, работа над портфолио может быть рассмотрена в аспекте технологии обучения, в том числе и профессионального.

Определяя портфолио как одну из технологий профессионального обучения, мы не сводим работу студентов над портфолио к формальному "накоплению" материала. Мы разделяем точку зрения И. О. Загашаева и С. И. Заир-Бека о том, что данный вид деятельности способствует развитию умений планировать свое развитие, анализировать собранную информацию [с. 265].

Вместе с этим в системе подготовки студентов к воспитанию толерантности у детей мы используем портфолио и для решения задачи по развитию мотивации будущих педагогов к самостоятельному исследованию, пробуждению у них интереса к организации обозначенного вида деятельности в личной педагогической практике.

"как возможность для рефлексии студентами собственных изменений и работы для установления связи между предыдущим знанием и новым знанием" [1, с. 265]

С. И. Заир-Бек, И. О. Загашев в монографии "Критическое мышление: технология развития. Перспективы для высшего образования" отмечают, что в современной педагогической практике различают портфолио разных видов:

  • практико-ориентированные (в основе анализ практической деятельности);
  • проблемно-ориентированные ( в основе решение проблемы);
  • тематические (в оснвое анализ различных аспектов темы) [1, с. 266].

В рамках изучения авторского курса "Педагогика толерантности" нами организована деятельность студентов по оформлению тематического портфолио (тема: "Толерантность в социокультурном и педагогическом аспектах").

Раскроем наиболее важные аспекты применения портфолио в системе подготовки студентов к воспитанию толерантности у школьников.

1. Организационный аспект.

Организация работы над портфолио начинается в начале изучения курса. После первых занятий преподаватель знакомит студентов с обоснованием и методикой работы над портфолио, предоставляет практические рекомендации по его составлению. Студенты определяют цели собственного осмысления темы и оформления портфолио, планируют свою деятельность по исследованию проблемы, затем в течение семестра работают над портфолио в соответствии с личным планом. В конце семестра организуется презентация портфолио, которая проводится в присутствии студентов данной учебной группы, преподавателей предметно-цикловой комиссии педагогики и психологии, преподавателей обществоведческих и культурологических дисциплин, классного руководителя группы. Презентация портфолио является формой итоговой аттестации студента по предмету. При этом в оценивании исследовательской деятельности и в самой непосредственной презентации участвуют все вышеперечисленные лица, сам студент, а также на выполненное портфолио студент получает отзыв значимого для него лица (классный руководитель, преподаватель колледжа, учитель школы, сокурсник, член семьи и т. д.).

На итоговом обсуждении студенты и преподаватели имеют возможность дать совет выступающему по содержанию и структуре портфолио.

Далее в течение всего обучения (от курса к курсу) данное портфолио сопровождает студента, пополняясь материалами по проблеме воспитания толерантности с практики, размышлениями об изменениях, происходящих со студентом по осмыслению темы, личными исследованиями сформированности толерантности у учащихся и педагогов.

2. Содержательный аспект.

Система предлагаемых заданий имеет ряд отличительных черт:

  • задания отражают содержание основных тем курса "Педагогика толерантности";
  • задания связаны не только с содержанием "Педагогики толерантности", но и предметных областей "Педагогика", "Психология", "Основы педагогического мастерства", "Обществоведение".
  • система вариативна: преподавателем предлагается несколько (не более 10) обязательных заданий, остальные задания выбираются студентом самостоятельно;
  • система заданий предполагает организацию различных видов деятельности студентов (творческой, аналитической, рефлексивной), способствующих как формированию компетентности специалиста в области воспитания толерантности, так и развитию его исследовательских умений.

Далее нами предлагается описание содержания тематического портфолио, которое может быть полезным педагогам, интересующимся проблемой внедрения технологии портфолио в образовательный процесс, а также специалистам, работающим по проблеме подготовки педагогов к воспитанию толерантности у школьников.

Содержание портфолио по теме "Толерантность в социокультурном и педагогическом аспектах" (в рамках курса "Педагогика толерантности").

Рубрики, выделенные жирным шрифтом, должны быть обязательно включены в структуру портфолио. Остальные – по выбору.

- Как проявляется толерантность и интолерантность в классе (рисунок – схема с пояснениями).

- Глоссарий (словарь) основных понятий, связанных с темой "Воспитание толерантности" (15-20 ключевых понятий с определениями и комментариями, если необходимо).

- Эссе о толерантности (интолерантности) в вашей жизни.

- Интернет-обзор сайтов по толерантности.

- Составление библиографического списка по теме "Воспитание толератности".

- Психолого-педагогические особенности и методические рекомендации по обучению русскому языку детей из иноязычных и двуязычных семей и семей-мигрантов (личные рассуждения, подтвержденные теоретическими источниками).

- 10 -15 способов (методов, приемов) воспитания толерантности у подростков (краткое описание и необходимые пояснения).

- Воспитание гуманизма, эмпатии, уважение к миру другого на уроках литературы (личные рассуждения, подтвержденные теоретическими источниками)

- Диагностика измерения толерантности у детей и подростков (подбор диагностик).

- Программа воспитания толерантности во внеурочное время (самостоятельное составление программы с кратким обоснованием).

- Осознание того, насколько толерантность является для Вас личностно значимым качеством (самоанализ с обоснованием и использованием материала, полученного на занятиях).

- Интервью с педагогами на тему: "Нужна ли толерантность современному миру" (по результатам написать выводы).

- Что вы делаете для того, чтобы оставаться толерантным к учащимся (студентам). Интервью с преподавателем, который (которая), с вашей точки зрения, являются образцом педагогической толерантности. Необходимо составить план интервью (его приложить) и придерживаться его при интервьюировании.

- Психолого-педагогический анализ интолерантного поведения ребенка к одноклассникам (перечислите различные факторы, побуждающие к этому, используя материалы лекции и другие источники, сделайте выводы).

- Создание эмблемы толерантности.

- Эссе на основе логической цепочки: "автономия личности – социализация - толерантность".

- Теоретическое "расследование" на тему: "Последствия этнической ассимиляции" (с опорой на теоретические источники).

- Общие выводы после изучения темы "Психолого-педагогические основы развития толерантности у детей" (1-2 страницы обобщающего анализа с выводами).

- Подбор текстов детских толерантно-ориентированных произведений (в том числе, включенных в программу по литературе). Необходимо составить список произведений и предложить методику работы с 2-3 произведениями с целью развития толерантности.

- Анализ проблемы геноцида по кинофильмам "Клетка для кроликов", "Список Шиндлера".

- Цитаты известных педагогов, психологов, философов, писателей о проблеме толерантности.

- Анализ личностных изменений в процессе тренинговой работы на занятиях по курсу.

- Отзыв однокурсника (однокурсницы) о моем портфолио.

- Отзыв значимого для меня педагога о портфолио.

- Мои творческие работы по дисциплине "Педагогика толерантности"

- Разработка одной из форм воспитательной работы по формированию толерантности.

- Подбор сценариев по воспитанию толерантности (предоставить разработки сценариев с аннотацией).

- Аннотация на 2-3 научные публикации по проблемам воспитания толерантности.

- Список вопросов, оставшиеся без ответа.

- Описание того, что изменилось в моем представлении о проблеме толерантности и необходимости ее воспитания в современном мире после изучения курса.

- Определение того, насколько я готов к воспитанию толерантности у школьников после изучения курса (размышление).

4. Пояснения

Предлагаем в портфолио включить следующие разделы:

  1. Раздел 1. Мое понимание толерантности.
  2. Раздел 2. Толерантность в современном мире.
  3. Раздел 3. Толерантность в детской среде.
  4. Раздел 4. Рекомендации по воспитанию толерантности у детей.
  5. Раздел 5. Мои творческие работы.
  6. Раздел 6. Рефлексия.

Таким образом, тематическое портфолио как одна из технологий обучения выполняет ряд важнейших функций:

  • образовательно-формирующую – способствует приобретению новых знаний, умений (прежде всего исследовательских и умений по творческой переработке материала);
  • диагностическую – позволяет увидеть уровень готовности к самостоятельной организации педагогической деятельности (является средством оценивания);
  • рефлексивную – предоставляет студентам возможность приобрести опыт по организации рефлексии;
  • мотивационно-презентативную – позволяет студенту предоставить результаты собственного осмысления проблемы, повышает мотивацию к ее изучению.

Список литературы:

  1. Загашев И. О., Заир-Бек С. И. Критическое мышление: технология развития. – СПб, 2004.
  2. Чернявская А. П. Педагогическая техника. – Москва, 2001.