На ваш суд представлено занятие, которое проведено в Доме детского творчества в кружке "Я сам", где занимаются дети с ограниченными возможностями здоровья. Вообще педагог работает с каждым ребенком индивидуально, но иногда проходят и коллективные занятия. Дети разного возраста, с различными заболеваниями, поэтому участие на занятии 3-4 детей оптимальный вариант.
Арттерапевтическое занятие.
Тема:
Cоль. Ее свойства, использование в медицине.
Изготовление декоративного панно.
Цель:
научить детей пользоваться природным материалом ( солью) в лечебных целях.
Задачи:
расширить и систематизировать знания обо всем известном веществе;
дать практические советы в применении соли как лечебного вещества;
учить соединению разных материалов с помощью клея; развивать творческую фантазию, воображение;
воспитывать чувство уверенности в своих силах;
изготовить картину из соли;
Ход занятия:
1. Организационный момент.
– Сегодня у нас необычное занятие. Ведь обычно мы занимаемся индивидуально, сегодня же нас трое. Думаю, это только поможет нам в работе.
Посмотрите на продукты, что находятся у вас в тарелочках (соленые огурчики, кириешки, соленые орешки.) Попробуйте их.
– Что за вещество, продукт использован в их приготовлении? \ соль.
Правильно, ребята, это соль. Продукт, который есть у каждого в доме и мы часто не задумываемся о том, какую роль он играет в нашей жизни.
2. Исторический экскурс.
А) Вернемся, мысленно, на много много лет назад.
Еще нет магазинов, что бы купить соль. Да и соли нет.
Люди живут натуральным хозяйством, все что им нужно производят сами: шьют одежду из шкур, делают сыр из молока , собирают коренья и травы…
И вот однажды часть собирателей ушла далеко от поселения, солнце сильно полило, всем страшно хотелось пить. Они нашли источник, но что за чудо –вода в нем не такая, и пить ее нельзя. Набрав необычную воду в емкости для воды, люди к заходу солнца добрались до дому. Оказалось, что если найденную воду развести обычной водой, то ее можно использовать для приготовления пищи. Всем нравилось есть кушанья приготовленные таким способом. Но вот беда, носить соленую воду было очень далеко.
– Что же делать? \ Дети пытаются ответить.
Б) А, сейчас, Женя расскажет о том, как она получала кристаллики соли, и что из этого получилось. \ Кристаллизация соли.
– Хороший способ, правда? А. Сейчас представьте, что вам нужно много соли и быстрей.
– Что же делать?( Дети пытаются найти выход)
В) Попробуем нагреть соленый раствор до кипения. \ Выпаривание соли.
Как вы думаете, какой способ эффективнее? Почему?
Соль получают, вываривая ее, поэтому она называется – поваренная соль.
Г) Позднее люди нашли соляные пещеры, где можно было брать соль в готовом виде, но способ вываривания соли используется и сегодня. Как вы думаете почему? / Если соль нужно обогатить йодом, или изготовить соль с травами, а так – же если соль не достаточно высокого качества.
3. Использование соли.
А) История умалчивает, когда далекий предок впервые приправил пищу щепоткой соли. Египтяне выпаривали ее из морской воды в специальных ваннах. В третьем тысячелетии до нашей эры шумеры использовали для добычи соли еще более оригинальную технологию: они опускали бревно в воду Персидского залива, долго вымачивали, затем сушили на солнце и соскребали выступившие на поверхности белые кристаллы. По рассказам русского путешественника Миклухо-Маклая, попуасы искали куски дерева долго пролежавшие в воде, сжигали их, ели соленую золу, считавшимся изысканным лакомством. У древних римлян слово salarium буквально означало “деньги на соль”. В средние века в некоторых странах солью платили налоги. Из-за нее даже происходили кровопролитные войны. А вот в Древнем Китае из соли изготавливали деньги. Соляные деньги были в ходу и у других народов, например в Африке.
Б) Соль во все века была символом верности, дружбы.
Не зря говорят, чтобы узнать человека, нужно с ним пуд соли съесть.
– А много ли соли требуется человеку в день? \ 4–6 г. чайная ложка без верха.
В) На многих языках мира слово “ соль” звучит примерно одинаково. Это говорит о том, что продукт этот известен очень давно. С ним в народе связано множество поверий, примет, гаданий.
– Какие приметы или обычаи, связанные с солью, вы знаете? \Дети отвечают.
- Рассыпанная соль – к ссоре.
- Полная солонка – достаток и благополучие в доме.
- На крестинах – отцу дают ложку пересоленной каши, чтоб он почувствовал, как трудно пришлось матери.
- На Руси всегда встречали гостей хлебом солью.
- Желая добра, говорят: “ Хлеб соль вам”.
- Девушки, гадая, ели пересоленную пищу, говоря перед сном: “ Суженый мой, приди воды напиться”.
- Во время царского пира, царь посылал кусок хлеба круто посыпанного солью, оказывая этим свое расположение слуге.
Г) Но еще соль великолепное лекарство.
- Вспомните те случаи, когда в лечении вам помогала соль. / Дети вспоминают случаи из своей жизни.
- Лечим горло полосканием соленой водой.
- Заложен нос – прикладываем холщовый мешочек с горячей солью.
- Если болят уши – греем мешочком с горячей солью.
- Что бы укрепить зубы – перед сном кладем в рот три кристаллика морской соли.
- Если устал – прими соляную ванну на травах.
Д) Соль, как чистящее средство. На занятии у нас есть девочки, представим, что дома не оказалось чистящего средства.
– Как почистить пятно на плите с помощью соли? \ Девочки рассказывают.
4. Физминутка.
Поиграем – отдохнем. Передаем мяч по кругу, называя свойства соли или способ лечения или примету.
5. Практическая часть.
На сегодняшнем занятии мы постарались вспомнить все свойства соли, но оказывается, что солью можно и рисовать и создавать картины.
Техника работы похожа на ту, когда мы изготавливали картины из крупы, только работая с солью, мы не будем делать предварительный эскиз.
“Картина пишется” сразу набело.
А) Анализ пед. образца.
Б) Подготовка к работе.
В) Выполнение работы.
6. Итог занятия. А) В заключение мне хочется рассказать вам чешскую сказку, которая так и называется “Соль”
Вот, оказывается, какую важную роль в жизни людей имеет этот простой всем доступный продукт.
Б) Уборка рабочего места.