Процессы, происходящие в современном обществе, приводят к мысли о том, что необходимо пересмотреть ценности, на которые ориентируется наше общество. Приоритеты отдаются пока вещам сугубо материальным, ценности нравственные и духовные не считаются актуальными. В этом есть опасность, грозящая привести к опустошению душ, не знающих предела в погоне за благами жизни.
Подобное положение не может устраивать педагогов, которые осознают эту проблему. Система образования испытывает трудности. Ценности, на которых базировалась она недавно, стремительно обесценились, а что идет взамен, не совсем ясно. Нельзя уже, не задумываясь о будущем, наполнять детей, словно резервуары, просто знаниями. Знания без опоры на твердые нравственные установки могут быть опасны, если станут служить эгоистическим устремлениям.
“Есть ценностей незыблемая скала над скучными ошибками веков”- слова Осипа Мандельштама могут служить нам подсказкой в поисках опоры. Образование с опорой на вечные ценности оказалось нужным как никогда, ведь, как подсказывает мировой культурный опыт, девальвации не подлежат ни любовь, ни честность, ни порядочность. Миру, едва сохраняющему хрупкое равновесие среди подорванной экологии и обострения социальных противоречий, будет сложно выжить без поколения, имеющего твердые нравственные устои и высокие духовные устремления. Острая нужда в людях, которые уважительны и добры друг к другу и к окружающей среде, заставляет сделать выбор в пользу образования на основе общечеловеческих ценностей.
Существует система воспитания нравственности на основе общечеловеческих ценностей, которая нашла широкое применение во многих странах как Запада, так и Востока.. Уже более 30 лет в мире ведется обучение не только академическим знаниям, но и общечеловеческим ценностям. Такое обучение дает хорошие результаты, помогая детям раскрыть лучшие качества характера и найти нравственные ориентиры в жизни.
С какими нравственными ценностями педагоги знакомят детей? С любовью, истиной, миром, праведностью и ненасилием.
К примеру -
ЛЮБОВЬ раскрывается, в частности, через дружбу и ее проявления: дружелюбие, заботу;
ИСТИНА, иначе - стремление к правде и познанию мира, отражается через любознательность, дух исследования, различение хорошего и плохого, честность;
МИР, иными словами - душевный покой, достигается через умение понять других, миролюбие, скромность, терпение, сдержанность, чувство благодарности, спокойствие;
ПРАВЕДНОСТЬ, то есть правильное, достойное поведение, проявляется как хорошие манеры, стремление к взаимопомощи, активная жизненная позиция, смелость;
НЕНАСИЛИЕ, то есть сосуществование без причинения вреда другим, - это результат проявления духа сотрудничества, умения прощать, милосердия, заботы об окружающей среде и т. д.
На каждом занятии раскрывается какой-то аспект проявления ценности в жизни, например, доброта, сострадание, честность, благородство и т.д.
Практическая работа с детьми по усвоению общечеловеческих ценностей проходит на СПЕЦИАЛЬНЫХ ЗАНЯТИЯХ, организованных во внеурочное время в рамках деятельности кружковой работы, клубного объединения или занятия группы продленного дня, если обучаются дети начальной школы.
Можно проведение еженедельного классного часа совместить с занятием по обучению общечеловеческим ценностям. Занятия проводятся 1-2 раза в неделю длительностью от 40 минут до 1 часа у младших детей, у старшего возраста занятия могут быть длиннее. Хорошо проходят занятия в разновозрастных группах.
Дети и педагог садятся в круг, который считается самой удобной формой организации учащихся на подобных занятиях. Для подвижных игр и драматизаций понадобится свободная часть комнаты, а для заданий , на которых дети будут писать, рисовать, лепить, нужны парты или столы. Как видите, форма организации занятий совсем несложная и особых условий не потребует.
Как строится занятие?
Занятие состоит из 5 частей, их традиционные названия “Цитата”, “История”, “Общегрупповая деятельность”, “Пение”, “Сидение в тишине”.
В начале занятия предлагается ЦИТАТА, позитивное утверждение, кратко, доходчиво и ярко передающая основную мысль темы. Это могут быть высказывания известных личностей, афоризмы, “крылатые выражения”, пословицы, поговорки, загадки, помогающие понять суть ценности.
Основная часть занятия строится вокруг ИСТОРИИ, призванной в образной форме показать суть преподносимой на уроке нравственной ценности. Сюжеты из жизни исторических личностей, выдержки из литературных произведений, притчи, сказки, легенды, предания, мифы, былины, сказания - все они предоставляют богатый иллюстративный материал.
Понимание сути ценности усиливается и закрепляется при последующей ОБЩЕГРУППОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, которая включает в себя:
1. Игры, обучающие нравственному поведению, - это разыгрывание драматических сценок, ролевые игры, подвижные игры- забавы и т.д.
2. Художественное творчество - рисование, лепка, пение и танцы, сочинение сказок, стихов, песенок.
3. Тесты, предлагающие на выбор несколько ситуационных вариантов поведения и позволяющие провести проверку усвоенного.
ПЕНИЕ всей группой укрепляет атмосферу единства и взаимопонимания, доверия и душевного комфорта. Песни соответствуют возрасту и раскрывают аспекты нравственных и духовных ценностей. Пение можно заменить стихотворением, речевкой.
В заключение детям предлагается ПОСИДЕТЬ В МОЛЧАНИИ. Это краткая практика расслабления с переносом внимания на внутренние переживания или воображаемые картины и ощущения, так или иначе относящиеся к теме занятия. Она способствуют глубокому восприятию изученного материала и освоению полученного опыта. Можно посидеть в тишине в начале занятия для настройки на внутреннюю деятельность души.
Предлагаемый примерный план занятия показывает, как можно работать с детьми на занятиях по обучению общечеловеческим ценностям. Если необходимо, части занятия можно менять местами, исходя из потребностей конкретной ситуации.
Необходимым условием является преподавание не просто на информативном уровне, но и на принципах душевного и духовного общения - тех принципах, которые традиционно называются общением “от сердца к сердцу”. Достигается это через вовлечение учащихся в сопереживание герою ИСТОРИИ, затрагивающее сокровенные струны их души, и через побуждение делать нравственный выбор, основываясь на внутренней потребности духа.
Дорогие коллеги - единомышленники!
Детям в нелегкое время нужна наша помощь. Предлагаем присоединиться к нужному делу и помочь раскрыться лучшим качествам личности ваших детей через знакомство с общечеловеческими ценностями.
В Приложении1 дается программа духовно-нравственного развития детей 7-16 лет “Единство”, реализующая идеи обучения общечеловеческим ценностям, по которой работают педагоги дополнительного образования г Екатеринбурга.
(ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 7-16-и ЛЕТ)
Классный час “Сотрудничество как способ поведения”
Совместное занятие учащихся 5-11-х классов.
Цель:
- Раскрыть ценность сотрудничества как способа поведения. Учить сотрудничать как со сверстниками, так и с ребятами старшего или младшего возраста.
Задачи:
- Формировать навык работы в коллективе, корректируя свои действия с действиями других.
- Воспитывать умение сотрудничать при участии в общегрупповой творческой деятельности.
- Стимулировать способность взаимопонимания между учащимися разного возраста.
Оборудование:
- 2 длинные скамейки,
- большой лист бумаги,
- фломастеры,
- несложные атрибуты костюмов.
Ход занятия
Цитата.
Как вы понимаете пословицу “Один горюет, а семья воюет”? Знаете ли вы подобные примеры из своей жизни? Расскажите о них (рассказы учащихся).
История.
Сегодня занятие посвящается такому качеству характера, как сотрудничество. У многих народов мира существуют сказки, притчи, сказания на эту тему. Послушайте историю по мотивам фольклора американских индейцев, которая называется “Властелин леса”.
Давным-давно, когда Амазонка была еще маленьким ручейком и никто не знал, что это Амазонка, землю покрывали девственные леса. В лесах жили разные звери: крупные хищники и мелкие слабые животные. Большие и сильные обижали маленьких и слабых, а слабые не смели возражать, потому что боялись.
Кто считал себя главным в лесу? Пума считала, крокодил кайман считал, змея боа считала. Как-то хищники решили, что раз они - главные, то мелкие звери отныне будут сами являться к ним на обед , им надоело охотиться.
Мелкие звери были возмущены. Кто возмутился? Обезьяна возмутилась, игуан возмутился, и броненосец и тапир тоже возмутились. Но хищники заявили: “Нечего спорить. Мы – властелины леса, мы вас сильнее и как мы сказали, так и будет”
Собрались мелкие звери на совет. Летучая мышь была самая умная, она сказала: “Если кто-нибудь из нас окажется сильнее, мы сможем отменить ужасный приказ. Давайте выберем самого сильного, того, кто померяется силами с хищниками и станет властелином леса. Пусть пойдет тапир, он самый большой и толстый”. Но тапир испугался и сказал: “Не я”. “Надо выбирать не самого толстого, а самого смелого”- сказали все звери. Броненосец сказал: “Не я”, и игуан сказал, и мелкие звери все сказали: “Не я”
Тогда вышел муравей: “Я не боюсь, я сильнее больших зверей!” Все стали смеяться, но муравей заявил: “То, что я не могу - муравьиный народец сможет”. Муравей отправился к большим и хищным зверям : “Давайте померяемся силами, кто сильнее, тот и будет властелином леса!”.
Крокодил кайман лежал в ручейке, который тогда еще не назывался Амазонкой. Он разинул пасть, схватил зубами ствол огромного дерева и перекусил его пополам. “Вот какая у меня сила, пусть муравей покажет свою силу!”. Созвал тогда муравей весь муравьиный народец. Бросились они на стоящие вокруг деревья. Каждый муравей откусил совсем чуть-чуть, не больше пылинки, но могучий лес повалился, и образовалось столько пустого места, сколько в лесу еще никогда не видели. И все поняли, что победил муравей.
Змея боа лежала, обвиваясь, на огромной лиане. Она сжала свои кольца - лиана хрустнула и разломилась на мелкие кусочки. Боа взглянула на муравья: “Вот какая у меня сила!”. Кликнул муравей муравьиный народец, и бросились они на поваленные деревья. Каждый муравей взял совсем чуть-чуть, не больше пылинки, но исчез лес, и образовалось столько пустого места, сколько в лесу еще никогда не видели. И все поняли, что победил муравей.
Пума подняла могучую лапу и одним ударом вырыла большую яму. “Вот какая у меня сила!”. И тогда кликнул опять муравей муравьиный народец. Каждый муравей взял не больше пылинки, но появилась яма, глубже которой не было на земле. А сложенной земли хватило на огромную гору, выше которой не было на земле. И все поняли, что победил муравей.
Большие звери были не только хищные, но и трусливые. Они сказали: “Признаем, что муравьиный народец – властелин леса. Муравьиный народец, что хочешь приказать своим покорным подданным?”.
“Оставьте в покое мелких зверей, а в остальном живите как хотите”. И муравьиный народец отправился по своим делам.
Ответьте, пожалуйста, на мои вопросы. Какие звери из этой сказки называли себя вначале властителями в лесу? Самые крупные. По какому праву они командовали над остальными? По праву силы. Действительно ли сила - главное качество при общении? Нет. В чем преимущество нового властелина леса – муравьиного народца? В ИХ СПОСОБНОСТИ СООБЩА ТРУДИТЬСЯ. Как повели себя крупные звери, увидев, что муравьи сильнее? Они отступили, струсив. Как вы считаете, сотрудничество полезно лишь животным? Оно очень помогает людям в тех делах, которые нуждаются в совместном труде.
Общегрупповая деятельность.
Как называются люди, занятые в совместном труде? Сотрудники. Пусть сначала младшие ребята скажут, какие черты характера могут тогда пригодиться. Уважение к другим, вежливость. А сейчас старшие вас дополнят, так как у них больше жизненного опыта. Умение взять на себя ответственность за свою часть работы, способность заботиться о других, желание считаться с их интересами.
Проверим нашу способность сотрудничать. Ребята из 11-го класса помогут провести игры, в которых победителями будут сотрудники, а не соперники.
(дети длятся на две команды, в каждой и старшие и младшие ученики).
Игра “Дружная команда”.
Правила игры: Каждая команда, стоя на скамейке, перестраивается по приказу ведущего, стараясь не “уронить” ни одного из участников, т.к. в этом случае вся команда выходит из игры.
Задания: перестроиться по росту, по первой букве имени в алфавитном порядке, по цвету волос от темных к светлым и т.д.
Игра “Один за всех, все за одного”.
Правила игры: один из участников в центре, остальные, стоя вокруг него, подставляют ему вытянутые руки. Он, закрыв глаза, должен падать на руки других, его поддерживающих.
Задание: не дать упасть доверившемуся надежности круга товарищу.
Творческая деятельность.
Учащиеся делятся на две группы по желанию и соответственно склонностям и способностям.
1 группа – “Художники”. Задание: нарисовать коллективно рисунок о ценности совместного труда.
2 группа – “Актеры”. Задание: показать пантомиму о пользе сотрудничества.
На выполнение задания – 5 мин.
Пение.
Песня “С песней весело шагать по просторам”, помогающая сплотить ребят.
Сидение в тишине.
Учащиеся сидят в форме круга.
Проведем игру – упражнение. Сядьте удобно, расслабьтесь. Глубоко и медленно вдохните и выдохните, и вы почувствуете, что все заботы дня уходят. Закройте глаза и представьте свет внутри себя. Он несет вам расслабление и покой. Все самое лучшее, правильное и полезное люди связывают со светом, солнцем, теплом. Представьте, что наш круг наполняется светом и теплом. Запомните свои ощущения и сохраните их до конца дня. Подумайте, что поняли вы в совместном сотрудничестве, что понравилось и запомнилось в совместных играх, что полезного для себя вы открыли (молчание 1-2 мин.). Откройте глаза и посмотрите друг на друга. Что вы чувствуете? Поделитесь своими ощущениями с другими.