Психическое здоровье - это общее понятие, включающее в себя нормальное эмоциональное, поведенческое и социальное самочувствие. Все эти компоненты тесно связаны между собой. Например, плохое самочувствие влияет на поведение человека и, в свою очередь, на то, как он общается с другими людьми. И наоборот, то, как он общается с другими, влияет на его собственное поведение и настроение. Итак, в основе любых нарушений психического здоровья ребенка лежат эмоциональный, поведенческий и социальный аспекты.
В настоящее время в результате экономической нестабильности, утраты духовно-нравственных ориентиров появился ряд опасных тенденций, прежде всего, – возрастание асоциального поведения в детской, подростковой и молодежной среде (бродяжничество, ранняя алкоголизация, наркомания , нарушение норм морали, рост самоубийств).
Во всех этих позициях несовершеннолетний, его возрастное психическое, личностное развитие всегда рассматривается через призму его социальной ситуации развития, его индивидуальных особенностей социализации и взаимоотношений с той социальной средой, в которой реализуется и осуществляется его жизнедеятельность.
В связи с этим необходимо рассмотреть базовые понятия, связанные с социальной ситуацией развития, особенностями социального функционирования ребенка в основных сферах его жизнедеятельности: семье, школе, ближайшем окружении сверстников, его малом и большом социуме. Социальные факторы в детстве играют ведущую роль в особенностях становления ребенка как личности.
Для эмоционального благополучия ребенка чрезвычайно важно, чувствует ли он в семье, что его любят, значим ли он для родителей или нет, как он сам относится к родителям. Осмысление себя в семье хотя и не полностью осознается ребенком, но оно определяет его реакции на происходящее в семье и, более того, представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. Это своеобразные сценарии, на основе которых ребенок представляет, как окружающие будут поступать с ним. Сценарии очень стабильны. Часто человек несет их на протяжении всей жизни. Те, кто имеет опыт общения с “трудными” детьми, знают, как нелегко поколебать их веру в то, что никому до них нет дела, что взрослые желают им лишь плохого. Да и взрослые люди, кажется, имеющие все - и уважение на работе, и любящего супруга, детей, - часто грустят: “Никто меня не любит”, “Никому я не нужен”. Все это не только реакции на происходящее, но и отголоски детских установок на жизнь.
О психологическом здоровье детей в последнее время говорят все чаще. Многие упрекают в отсутствии заботы о детях власть, правительство, школу и программы обучения. Все это справедливо, но важно подчеркнуть, что только семья способна дать ребенку полноценное психологическое здоровье, разумеется, семья полноценная. Лишь она способна наполнить ребенка радостью бытия.
Благодаря эмоциональной связи, любящие и понимающие свои обязанности родители с малых лет формируют у ребенка нормы и стиль поведения, объясняют ему мир человеческих ценностей, внушают, что можно, а что не следует делать. Взаимоотношения между родителями и детьми всегда тесно связаны с характером взаимоотношений и психологическим здоровьем самих родителей, образом жизни семьи, здоровьем, благополучием, ее счастьем.
Поэтому именно от них, в первую очередь, зависит уравновешенное психическое состояние ребенка. Точно так же, как родители обеспечивают ребенку хорошее питание, полноценный сон и необходимую гигиену, они могут обеспечить своим детям и душевное здоровье. Как это сделать?
Родители по-разному могут помочь детям обрести уверенность в себе. Чрезвычайно эффективный способ - помочь ребенку обнаружить и развить свои сильные стороны. Все дети, даже казалось бы, крайне бездарные, имеют способности. Иногда талант очевиден, например, ребенок может иметь чудесный голос и хорошее чувство ритма. Чаще, талант менее заметен, однако он точно есть. Например, некоторые дети удивительно чувствительны к трудностям других людей. У других - невероятное воображение, помогающее им находить новые решения задач. У третьих просто милый, добродушный характер.
Беспокойство, тревога, страх – такие же неотъемлемые, эмоциональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев, удивление, печаль. Детские страхи, если к ним правильно относиться понимать причины их появления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они сохраняются длительное время, то это служит признаком неблагополучия, говорит о нервной ослабленности ребёнка, неправильном поведении родителей, незнании ими психических особенностей ребёнка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношений в семье.
Остановимся на семейном воспитании в так называемых неблагополучных семьях, в них подростку неуютно, иногда они деформируют его личность. Такой ребенок, как правило, становится в дальнейшем "трудным".
Трудный подросток с точки зрения педагогики - это ребенок, запущенный социально и педагогически. "Карьера" трудного подростка начинается еще в начальной школе. Чаще всего это дети, нуждающиеся во внимании, которого они в силу разных причин лишены. Они не могут привлечь к себе внимание правильным способом, например, хорошей учебой или внеклассной активностью, поэтому они выбирают путь отрицательного поведения. Совершая "плохие" поступки, они оказываются в центре внимания. Иногда таким детям достаточно лишь того, чтобы к ним обратились по фамилии. Пусть и с воплем: "Выйти из класса".
Дети становятся запуганными, настороженными, робкими, трусливыми, слезливыми, мнительными, неуверенными в своих силах. В школе такие дети иногда производят впечатление несообразительных, даже умственно отсталых, тогда как в действительности их плохие отметки обусловлены робостью, боязнью неудачи и последующего наказания со стороны родителей. Они чуждаются общества детей, боясь насмешек, избегают участия в общих играх в связи с неловкостью и трусостью. Такие дети вполне подготовлены к нервному срыву, к развитию невроза. В лучшем случае они уходят от реальной жизни в мир фантазий, становятся замкнутыми, молчаливыми, угрюмыми. Для “раздавленных” детей характерны, кроме того, полная социальная растерянность, пассивность – даже в самых простейших жизненных делах, повышенная внушаемость.
И чем раньше мы узнаем о такой семье, тем лучше для детей. За первые годы своей жизни ребенок, находящийся в неблагополучной семье, успевает приобрести довольно солидный опыт асоциального поведения, что калечит его душу, психологически ломает его.
Репрессии и давление в любом возрасте имеют два последствия: личность либо подавляется, если она слабая, либо у нее рождается протест, который может перерасти в острую форму, если личность сильная. Гнев и ненависть очень сильные человеческие чувства. Испытав их, подростки при определенных обстоятельствах вполне могут стать правонарушителями. Таким образом, грубое и жестокое обращение с ребенком содействует увеличению числа правонарушений. Жестокость детей - реакция на жестокость взрослых. У значительного числа подростков возникает желание уйти из дома и даже из жизни. Для детей смерть - это средство доказать свою правоту, избежать наказания, отомстить.
14 – летний Роман Лебедев положил голову на рельсы около 9 часов утра 21 сентября. Восьмиклассник погиб на месте, а сотрудники милиции нашли в его кармане предсмертную записку: “Не могу больше терпеть издевательств классной руководительницы”. Роман и его старший брат воспитывались бабушкой (их мать умерла от рака 12 лет назад). От соседей милиционеры узнали, что подросток “ не был ни наркоманом, ни хулиганом – открытый, добрый парень.
Дети, подвергающиеся жестокому обращению, очень редко просят о помощи.
Жестокое обращение с детьми наносит вред их физическому и психическому здоровью, имеет также тяжелые социальные последствия, самое главное из которых - воспроизводство жестокости. Те, кого в детстве били и оскорбляли, вырастая, решают свои жизненные проблемы точно так же. И если не остановить эту эстафету зла и насилия, то она будет передаваться из поколения в поколение: от отцов - к детям, от детей - к внукам.
Причем такой вид насилия, как психическое, большинство взрослых воспринимают нормальным стилем общения с ребенком. Они привыкли читать мораль, укорять, оскорблять, унижать достоинство ребенка, не задумываясь о том, что тем самым не только наносят вред его эмоциональному здоровью, но и нарушают законы (Конвенция о правах ребенка, Закон о правах ребенка), где говорится, что дети имеют право на защиту своей чести и достоинства. Посягательство на честь и достоинство ребенка со стороны лиц, обязанных по роду своей деятельности осуществлять воспитательную и учебную функции, влечет ответственность, предусмотренную законодательством.
Учитель, к примеру, грубо оскорбляя и укоряя детей за ошибки, допущенные ими на уроке, унижает личное достоинство пусть и маленького, но человека. Униженная личность формируется именно в стенах школы. Кроме того, неудовлетворенность школьной жизнью, дефицит общения в семье и за ее пределами, равно как и восприятие подростками отношения учителей и родителей к себе, а также вообще взрослых, могут иметь тяжелые последствия.
Дети говорят - насилие - это когда родители не понимают тебя, и ты чувствуешь себя одиноким в целом мире; это мания величия взрослых по отношению к своим или чужим детям; насилие - это шрам на всю жизнь; насилие - это уничтожение души.
По данным Всемирной организации здоровья, в 1983 г. в мире покончили жизнь самоубийством более 500 тыс. человек, а 15 лет спустя – уже 820 тыс. человек, из них 20 % приходится на юношеский и подростковый возраст. За последние 15 лет число самоубийств в возрастной группе от 15 до 24 лет увеличилось в 2 раза.
Покушающиеся на свою жизнь, как правило, дети из неблагополучных семей. В таких семьях часто происходят конфликты между родителями, а также родителями и детьми с применением насилия; родители относятся к детям недоброжелательно и даже враждебно. Способствовать принятию решения покончить с собой могут экономические проблемы в семье, ранняя потеря родителей или утрата с ними взаимопонимания, болезнь матери, уход из семьи отца.
Причиной покушения на самоубийство может быть депрессия, вызванная потерей объекта любви, сопровождаться печалью, подавленностью, потерей интереса к жизни и отсутствием мотивации к решению насущных жизненных задач. Иногда депрессия может и не проявляться столь явно: подросток старается скрыть ее за повышенной активностью; чрезмерным вниманием к мелочам или вызывающим поведением – правонарушениями, употреблением наркотиков.
Причиной самоубийства может быть чувство вины и (или) страха и враждебности. Подростки могут тяжело переживать неудачи в личных отношениях. Девушкам может показаться, что они беременны. Попытка самоубийства – это крик о помощи, обусловленный желанием привлечь внимание к своей беде или вызвать сочувствие у окружающих.
Поднимая на себя руку, ребенок прибегает к последнему аргументу в споре с родителями. Он нередко представляет себе смерть как некое временное состояние: он очнется, и снова будет жить. Совершенно искренне желая умереть в невыносимой для него ситуации, он в действительности хочет лишь наладить отношения с окружающими. Здесь нет попытки шантажа, но есть наивная вера: пусть хотя бы его смерть образумит родителей, тогда окончатся все беды, и они снова заживут в мире и согласии.
Взрослым следует помнить: если скандал уже разгорелся, нужно остановиться, заставить себя замолчать, сознавая свою правоту. В состоянии аффекта подросток крайне импульсивен и агрессивен. Любой попавший под руку острый предмет, лекарство в аптечке, подоконник в вашей квартире – все станет реально опасным, угрожающим его жизни.
Человек может решиться на самоубийство, если:
- Социально изолирован (не имеет друзей или имеет только одного друга), чувствует себя отверженным.
- Живет в нестабильном окружении (серьезный кризис в семье – в отношениях с родителями или родителей друг с другом; алкоголизм – личная или семейная проблема)
- Ощущает себя жертвой насилия – физического, сексуального или эмоционального.
- Имеет склонность к самоубийству в следствии того, что оно совершалось кем-то из друзей, знакомых или членов семьи.
- Перенес тяжелую потерю (смерть кого-то из близких, развод родителей).
Если замечена склонность школьника к самоубийству, следующие советы помогут изменить ситуацию:
- Внимательно выслушайте решившегося на самоубийство подростка. В состоянии душевного кризиса любому из нас, прежде всего, необходим кто-нибудь, кто готов нас выслушать. Приложите все усилия, чтобы понять проблему, скрытую за словами.
- Оцените серьезность намерений и чувств ребенка. Если он или она уже имеют конкретный план самоубийства, ситуация более острая, чем если эти планы расплывчаты и неопределенны.
- Оцените глубину эмоционального кризиса. Подросток может испытывать серьезные трудности, но при этом не помышлять о самоубийстве. Часто человек, недавно находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает бурную, неустанную деятельность. Такое поведение также может служить основанием для тревоги.
- Внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам. Не пренебрегайте ничем из сказанного. Он или она могут и не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии.
- Не бойтесь прямо спросить, не думают он или она о самоубийстве. Опыт показывает, что такой вопрос редко приносит вред. Часто подросток бывает рад возможности открыто высказать свои проблемы.
Утверждения о том, что кризис уже миновал, не должны ввести вас в заблуждение. Часто ребенок может почувствовать облегчение после разговора о самоубийстве, но вскоре опять вернется к тем же мыслям. Поэтому так важно не оставлять его в одиночестве даже после успешного разговора. Поддерживайте его и будьте настойчивы. Человеку в состоянии душевного кризиса нужны строгие утвердительные указания. Осознание вашей компетентности, заинтересованности в его судьбе и готовности помочь дадут ему эмоциональную опору. Убедите его в том, что он сделал верный шаг, приняв вашу помощь. Попытайтесь убедить подростка обратиться к специалистам (психолог, врач). В противном случае обратитесь к ним сами, чтобы вместе разработать стратегию помощи.
Школа является вторым по значимости после семьи социальным институтом участвующий в формировании личности ребенка. В школе, кроме того, что приобретаются знания, так же формируется самостоятельность и адекватность самооценки. В этом процессе кроме самого ребенка участвуют так же сверстники, учителя и родители. Все это формирует определенные и, не редко противоречивые, требования к поведению ребенка, которые вызывают у него внутренний конфликт и попытки его компромиссного разрешения вызывают определенное жестокое обращение с каждой стороны.
Нервные расстройства, происходящие от учителя могут быть:
Несправедливо заниженная оценка.
Отсутствие уважения со стороны педагога, унижение достоинства ребенка.
Следует помнить! Нетактичное поведение педагога с учеником порой провоцирует отрицательное отношение к нему со стороны сверстников. Учитель, как и обычный человек, не застрахован от ошибок. Главное - быть искренним, и, суметь найти в себе силы признать их в присутствии учеников. Нельзя стремиться вызвать у школьника чувство вины – оно может стать непосильной ношей, убив желание стать лучше. Пусть будет сожаление и стремление изменить самого себя и ситуацию в лучшую сторону.
Существует сильная зависимость между нарушениями психологического здоровья и успеваемостью в школе. Нарушениям психического здоровья соответствует выраженное повышение тревожности, которое может привести к существенному снижению внимания. Снижение внимания является общим неспецифическим следствием нарушения психологического здоровья.
У детей с защитной агрессивностью внутреннее напряжение может обусловить повышенную двигательную активность, склонность к нарушениям дисциплины. Такие дети вызывают недовольство учителя, отторгаются им. Поэтому причиной снижения успеваемости является, прежде всего, отсутствие эмоционального контакта с педагогом. Учащиеся с наличием выраженных страхов будут, как правило, пребывать в ситуации постоянного напряжения, что обусловит повышенную утомляемость и снижение работоспособности.
У школьников с деструктивной агрессивностью и социальными страхами можно наблюдать трудности при ответах у доски. Но более всего им мешает страх допустить ошибку, который может приводить к резкому их увеличению, снижению темпа деятельности, появлению лени защитного характера, снижению работоспособности.
Учащиеся с наличием демонстративной агрессивности вырабатывают стереотип поведения, направленный на получение негативного внимания. Они мешают вести уроки, вызывают недовольство учителя, что неминуемо ведет к снижению учебной мотивации.
Учителям нужно быть очень осторожными в оценке успехов учащихся, не злоупотреблять плохими отметками и ставить их только в тех случаях, когда школьники действительно заслуживают.
Неуспеваемость – это проблема в равной степени как медицинская, так и педагогическая. Отсутствие хороших оценок часто приводит к формированию качеств характера: робость, застенчивость, тревожность, т.е. отрицательно сказывается на развитии личности. Психиатры отмечают, что именно ярлык “неуспевающего” нередко служит причиной возникновения неврозов у детей. У учащихся и родителей, для которых отметки обладают “сверх ценностью”, нужно выработать адекватное отношение к ним (“хорошо”, а не “отлично” воспринимается как трагедия).
Каждый родитель и педагог хочет, чтобы ребенок в будущем был счастливым. Именно поэтому делается упор на хорошее здоровье, высокую успеваемость, адекватное поведение.
Таким образом, психологическое здоровье необходимо ребенку и в настоящем и в будущем. Поэтому важно особым способом организовать работу, направленную на профилактику нарушений психологического здоровья и коррекцию уже имеющихся.