Русский язык
-
Авторские знаки 2012
Заключительный урок в разделе "Сложное предложение" учебника для 9-х классов под редакцией С.Г. Бархударова посвящен поэзии М.И. Цветаевой. Интеграция уроков русского языка и литературы мотивирует учащихся. Структура урока отличается композиционной стройностью и воплощает все звенья обучения на высоком уровне сложности. Соблюдены основные дидактические принципы урока: научность, доступность, наглядность.
-
Авторский дидактический комплекс "Сложноподчинённое предложение" 2014
Настоящий дидактический комплекс восполнит пробелы в методике обучения русскому языку, связанные с овладением учениками смысловых отношений сложноподчинённых предложений. Материалы, использованные в пособии, повысят мотивацию и интерес учащихся к предмету. Задания подобраны с учетом ведущей модальности ученика (кинестеты, аудиалы, визуалы).
-
Авторский КИМ ЕГЭ по русскому языку 2021
Представлен авторский вариант ЕГЭ-2020 по русскому языку.
-
Авторский урок русского языка по теме "Учимся составлять текст" 2009
Целью урока является отработка умения составлять текст по заданному плану; развитие речи, обогащение словарного запаса учащихся; расширение представлений о речевом этикете, правилах поведения в гостях.
-
Авторский факультатив "Занимательная ономастика" 2014
Авторский факультатив помогает познакомить учащихся с именами собственными.
-
Авторский элективный курс "Изобразительно-выразительные средства речи" (программа) 2008
Представлена авторская программа элективного курса по русскому языку для 9-го класса. Курс систематизирует сведения курса 5–9-го класса, учит находить и анализировать средства выразительности речи, помогает учащимся с определением профиля для старшей школы, готовит к выпускному экзамену (в новой форме – части 2 и 3) , развивает аналитические и творческие способности. Программа содержит цели, задачи, рабочую версию модулей курса, принципы работы в модулях.
-
Авторский элективный курс "Лингвостилический анализ текста" (программа) 2008
Представлена готовая авторская программа элективного курса по русскому языку для 10-го класса. Курс совершенствует умения и навыки старшеклассников в лингвостилистическом анализе текста: какие этапы пройти, на что обратить внимание, что подвергнуть рассмотрению и интерпретации, как представить результаты своих изысканий. Программа содержит цели, задачи, формы работы и контроля учащихся, содержание занятий, этапы анализа теста.
-
Авторский элективный курс по русскому языку "Речевой этикет". 8-9 -й классы 2009
В ходе занятий школьники знакомятся с историей русского этикета, понятием речевой ситуации, учатся правильно вести спор, выявляют роль интонации и невербальных средств общения, анализируют и сами составляют тексты различных стилей с использованием этикетных формул.
-
Авторское электронное пособие "Русский язык в конспектах" и его использование на уроках 2011
Представлено пособие, состоящее из электронных презентаций, предназначено для учащихся 5–9-х классов общеобразовательной школы, также может использоваться учителями на уроках. Учебный материал по русскому языку излагается в доступной, краткой по объёму, наглядной форме.
-
Адаптационные уроки русского языка для учащихся-инвалидов 2010
Система адаптационных уроков решает не только социальную адаптацию детей с ограниченными возможностями, но и, безусловно, образовательную, методическую задачи. Учащимся 11-х классов такие уроки помогают глубже подготовиться к сдаче ЕГЭ, являются необходимыми дополнительным занятиями помимо самостоятельной подготовки.
-
Адаптивная технология 2016
Активная самостоятельная учебная деятельность школьников возможна только при организации процесса обучения, направленного на развитие их личности, и адаптивная технология позволяет такое личностно-ориентированное обучение организовать. На примере урока русского языка в 9-м классе показано применение адаптивной технологии.
-
Адаптивная технология на уроках русского языка 2006
Автор предлагаемой разработки, обучая русскому языку, в течение нескольких лет использует технологию АСО (адаптивную), разработанную А.С. Границкой. Урок, построенный согласно этой технологии, имеет особую структуру, учебная деятельность на нем организована несколько иначе, чем на обычном уроке, особенно на этапе закрепления, отработки знания. Это осуществляется через задания трех уровней с адаптацией в режиме самостоятельной работы, контроль за результатами отработки осуществляется самими учащимися по "ключам". На таких уроках работают все. Технология Границкой воспитывает в учениках высокую работоспособность, способность действовать в самостоятельном режиме.
-
Адаптивное обучение (старшие классы): технологии и модели 2023
Адаптивная система обучения - это способ обучения, который обеспечивает адаптацию к индивидуальным особенностям обучающихся – старшеклассников и способствует интенсификации учебного процесса за счет изменения ее структуры. Такое образование является узкоспециализированным, так как учебный план формируется с учетом потребностей учащегося, его возможностей и способностей. Создается «особая» система и подход к учащемуся: подбираются методы обучения, формируются задания с учетом требований. Методика обучения опирается на базу, текущую подготовку, таланты, способности студента. Такой подход в значительной степени позволяет активно развить и закрепить навыки, более глубокие знания.
-
Адаптированная образовательная программа детского объединения "Культура речи. Языковые нормы русского языка". 10–11-е классы 2009
В программе предлагаемого курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. В задачи курса входит: совершенствование умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка.
-
Адаптированная образовательная программа детского объединения "Учение с увлечением" для учащихся 5–6-го классов 2010
Программа предназначена для учащихся, проявляющих особый интерес к изучению русского языка, желающих овладеть речевой культурой, попробовать свои силы в творческих конкурсах, в том числе и в олимпиадах по русскому языку.
-
Адаптированная рабочая программа по русскому языку для учащихся с интеллектуальными нарушениями. 7-й класс 2020
Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе для учащихся с умственной отсталостью. В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.
-
Азбука делового человека (внеклассное мероприятие в 9–11-х классах по русскому языку) 2007
На внеклассном мероприятии по русскому языку учащиеся старших классов учатся составлять деловые бумаги: заявление, автобиографию, резюме. Цели: познакомить учащихся с некоторыми видами деловых бумаг; развивать устную и письменную связную речь; воспитывать гражданское самосознание.
-
"Азбука юного исследователя" (программа курса по выбору) 2014
Цель элективного курса: формирование навыков работы с научной литературой; совершенствование надпредметных знаний, умений и навыков обучающихся: обучение методике ведения научного исследования, создание вторичного авторского текста на основе полученной в ходе исследования информации, приобретение навыков публичной защиты своего труда.
-
Активизация интереса и познавательной деятельности на уроках русского языка через самостоятельные задания 2007
"Ученье есть труд и должно быть трудом, полным мысли, - писал К.Д. Ушинский. Такая активная мыслительная деятельность в процессе приобретения обучающимися знаний и навыков по русскому языку возможна лишь при условии самостоятельности обучающихся в работе. Под самостоятельной работой при изучении русского языка мной понимается такая познавательная мыслительная деятельность обучающихся, которая направлена на приобретение знаний, умений и навыков и в процессе которой дети учатся наблюдать языковые явления, сравнивать и сопоставлять их, анализировать, обобщать, выделять главное, рассуждать, делать выводы, словом, овладевают такими логическими операциями, которые необходимы для самостоятельного решения вопросов, выдвигаемых жизнью.
-
Активизация логического мышления учащихся на уроках русского языка при выполнении работы над ошибками 2006
Цель работы – мобилизация учащихся на преодоление пробелов в знаниях при выполнении работы над ошибками. Опыт показывает, что ученики часто не умеют применить правило на практике, не умеют анализировать. Обычный анализ ошибок недостаточно эффективен. Таблица "Анализ работы над ошибками", расширенная и дополненная мною, которую после каждого диктанта, самостоятельной работы, заполняют ученики, повышает эффективность такого анализа, способствует развитию логического мышления и самоконтроля, вызывает определённую заинтересованность учеников. Сводная таблица, которую заполняет учитель, позволяет контролировать каждого ученика, видеть его "любимые ошибки", а также пробелы в знаниях всего класса и целенаправленно вести индивидуальную работу с каждым. Творческие задания с элементами игры, которыми завершается работа над ошибками, вносят разнообразие в ход урока, повышают интерес и эффективность закрепления материала.
-
Активизация мыслительной деятельности учащихся на различных этапах урока 2013
Работа в сельской малокомплектной школе связана с множеством особенностей: отсутствие параллелей, малая наполняемость классов, разный уровень подготовленности учащихся. Традиционные приемы и методы обучения по-прежнему занимают ведущее место на уроках. Модернизация прочно вошла в систему образования.
-
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках риторики с помощью игровых приемов 2003
Риторика ставит перед собой практические цели в обучении искусству речи. Автор статьи считает, что игра на уроке позволяет построить подачу материала от практики к теории. В статье представлена система (классификация) игр, применяемая автором в педагогической деятельности.
-
Активизация мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка 2024
Методика проведения уроков с элементами занимательности одна из тех форм, которые способствуют развитию логического мышления и творческих возможностей учащихся, помогают им уяснить сущность языкового материала, воспитывают интерес к нему, расширяют лингвистический кругозор, воспитывают любовь и уважение к носителю этого языка. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению. В учебниках чисто занимательных упражнений немного. Но автор статьи старается организовать выполнение некоторых упражнений с элементами занимательности. Проводит соревнование по рядам «Кто грамотнее?», что позволяет вовлечь в работу большое количество учащихся, вызывает у них живой интерес, развивает память, внимание, сообразительность. Применяю и дидактические игры, которые ввожу в определенную часть урока в соответствии с его дидактическими задачами. Успеваемость выполнения задания складывается с игровым результатом.
-
Активизация познавательного интереса через систему занимательных заданий 2009
Каждый учитель - творец и имеет свои необычные находки. При этом каждый учитель стремится повысить своё мастерство и профессиональную компетентность. Если школьники будут обучаться в игре, то они не только многому научатся, но и выйдут в жизнь с установкой, что в любой работе можно увидеть интересное и выполнять её с желанием, то есть со стремлением к качеству.
-
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка 2006
Хочу поделиться опытом проведения урока-лабиринта, дать разработку общей схемы построения такого типа уроков, предложить некоторые "изюминки", позволяющие активизировать познавательную деятельность учащихся на разных этапах урока; план-конспект урока-лабиринта. Предложенная схема построения урока или ее отдельные элементы могут быть использованы учителями при проведении уроков обобщающего повторения, закрепления изученного материала, его систематизации.
-
Активизация познавательной деятельности на уроках русского языка 2008
В своей работе мы решили дать ответ на вопрос: «Что же делать? Как научить ребёнка работать? И не просто работать, а работать с радостью, с увлечением, быть активным творцом». Мы попытались показать, как, какими методами и приёмами можно добиться активизации познавательной деятельности, как правильно организовать мотивацию обучения, как целеполагание сделать активизирующим мыслительную деятельность моментом.
-
Активизация познавательной деятельности обучающихся через работу с текстом на уроках русского языка 2010
Используя в своей педагогической практике различные методы и приемы, формы, особо выделяю работу с текстом. На уроках русского языка необходимо обучать учащихся рациональным приемам работы с текстом, умению самостоятельно извлекать и усваивать лингвистическую информацию и свободно пользоваться ею.
-
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы и литературы посредством применения информационно-коммуникационных технологий 2023
В последнее десятилетие особое значение принимают педагогические инновации, попытка обновить, модернизировать современное образование, ввести в педагогический процесс новые технологии, в том числе и средства электронного обучения, дистанционные технологии. В процессе использования ИКТ на уроках русского языка и литературы и литературы формируется умение школьников самостоятельно обрабатывать информацию, что в свою очередь формирует у учащихся умение принимать оптимальное решение или предлагать варианты решения в сложной ситуации, развивает умение осуществлять экспериментально-исследовательскую деятельность. Использование этой технологии открывает новые методические возможности подготовки и проведения уроков русского языка и литературы и литературы, повышает эффективность и качество обучения, позволяет формировать культуру умственного труда, развивает внимание, творческую активность, дисциплинированность школьников.
-
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием психологических приемов обучения 2011
Урок способствует обогащению словарного запаса учащихся, углублению их знаний об истории появления имён людей, об именах древнерусских и заимствованных. У детей воспитывается стремление постичь свою национальную культуру, быть грамотным носителем родного языка, побуждать их к исследовательской деятельности, развивать любознательность.
-
Активизация познавательной деятельности учащихся средствами ТЗКМ (технологии развития критического мышления) 2008
Активные методы обучения исключают доминирование одного мнения над другими, в процессе такого диалога ученики учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе сопоставления, анализа информации, учатся оценивать разные мнения, принимать продуманные ответственные решения, участвовать в дискуссиях, открыто общаться с другими людьми. Конспект урока развития речи в 7-м классе: Тяжело в учении – легко в бою? (по статье Г.Смирнова). Конспект урока русского языка в 6-м классе: Основная мысль текста по статье С.Соловейчика «Учение с увлечением».