Адаптированная рабочая программа по русскому языку для учащихся с интеллектуальными нарушениями. 7-й класс

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии, Коррекционная педагогика, Инклюзивное образование

Класс: 7

Ключевые слова: русский язык, рабочая программа


Пояснительная записка

Адаптированная рабочая программа по русскому языку разработана в соответствии - с п.5 ст.14 Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 № 273-ФЗ;

- приказом Министерства Образования и науки «О разработке и утверждении рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин в общеобразовательных учреждениях» (к компетенции образовательного учреждения относится «разработка и утверждение рабочих программ учебных курсов, предметов, дисциплин»;

- приказа Министерства Образования РФ от 05.03.2004 «1089 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального, общего, основного общего, среднего (полного) общего образования»;

- Приказа Министерства Образования РФ от 19.12.2014 №1599 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями);

- Адаптрованной основной общеобразовательной программы образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) МБОУ СОШ №43;

- Учебного плана МБОУ СОШ №43;

- методическими рекомендациями по формированию учебных планов для организации образовательного процесса детям с ограниченными возможностями здоровья;

- программами специальных (коррекционных) образовательных учреждений 8 вида под редакцией В.В.Воронковой, Москва, гуманитарный издательский центр Владос, 2011г., допущенных Министерством образования и науки Российской Федерации.

Учебник «Русский язык». 7 класс: для общеобразовательных организаций, реализующих адаптированные основные общеобразовательные программы / Э.В. Якубовская, Н.Г. Галунчикова.- М.,Просвещение, 2019.

Программа рассчитана на 4 часа в неделю; 35 учебных недель, всего – 140 часов.

В школе для детей c нарушениями интеллектуального развития в старших (5-9) классах осуществляются задачи, решаемые в младших классах, но на более сложном речевом и понятийном материале.

Программа по русскому языку и развитию речи определяет содержание предмета, учитывает особенности познавательной деятельности детей, обучающихся по программе для учащихся с умственной отсталостью. В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Программа направлена на разностороннее развитие личности учащегося, способствует его умственному развитию, обеспечивает гражданское, нравственное, эстетическое воспитание. Особое внимание обращено на исправление имеющихся у воспитанника специфических нарушений. При обучении русскому языку используются следующие принципы: принцип коррекционно-речевой направленности, воспитывающий и развивающий принципы, принцип доступности обучения, принцип систематичности и последовательности, принцип наглядности в обучении, принцип индивидуального и дифференцированного подхода в обучении и т.д.

Коммуникативно-речевая направленность обучения делает более продуктивным решение коррекционно-развивающих задач, так как предполагает большую работу над значением таких языковых единиц, как слово, словосочетание, предложение, текст, и над способами выражения смыслового различия с помощью этих единиц.

При последовательном изучении курса русского языка может быть использован разноуровневый подход к формированию знаний с учетом психофизического развития, типологических и индивидуальных особенностей учеников.

Программа содержит материал, помогающий учащимся достичь того уровня общеобразовательных знаний и умений, который необходим им для социальной адаптации.

 Принцип коррекционной направленности обучения является ведущим. Поэтому особое внимание обращено на коррекцию имеющихся у отдельных учащихся специфических нарушений, на коррекцию всей личности в целом. Программа обеспечивает необходимую систематизацию знаний, важен не только дифференцированный подход в обучении, но и неоднократное повторение, закрепление пройденного материала.

Большое внимание в 9 классах уделяется формированию навыков связной письменной речи, т.к. возможности школьников с психическим недоразвитием излагать свои мысли в письменной форме весьма ограниченны. В связи с этим ведется постоянная работа над развитием их фонематического слуха и правильного произношения. Подготовительные упражнения – ответы на последовательно поставленные вопросы, подписи под серией рисунков, работы с деформированным текстом создают основу, позволяющую учащимся 8 класса овладеть такими видами работ, как изложение и сочинение.

 В этих же классах школьникам прививаются навыки делового письма. Обучение осуществляется по двум направлениям: учащиеся получают образцы и упражняются в оформлении бумаг (бланков, квитанций и др.); в то же время предусматривается формирование навыков четкого, правильного, логичного и достаточно краткого изложения своих мыслей в письменной форме (при составлении, заявления, расписки и др.).

I. Планируемые результаты освоения курса

Учащийся научится:

- достаточно прочным навыкам грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики;

- учиться правильно и последовательно излагать свои мысли в устной и письменной форме;

- быть социально адаптированным в плане общего развития и сформированности нравственных качеств;

- навыкам построения простых и сложных предложений;

- определять тему и главную мысль готового текста на основе решения вопроса, о ком или о чем говорится в тексте (тема), что является главным о предмете темы (основная мысль);

- выделять ведущую мысль, заключенную в заголовке или в отдельном предложении текста;

- выбирать заголовки к тексту, отражающие его тему или основную мысль, из ряда предложенных учителем;

- определять части текста, на их основе составлять высказывание, используя закрепленную структуру текста: вступление, главная часть, заключение;

- отличать повествовательные и описательные тексты, тексты с элементами рассуждения; самостоятельно пользоваться ими в высказываниях;

- подбирать словарь и строить предложения в соответствии со стилем речи;

- с помощью учителя или самостоятельно находить в тексте речевые недочеты: исправлять нарушения в логике и последовательности высказывания; в неточном употреблении слов, в их неоправданном повторе, в нарушении границ предложений.

Звуки и буквы. Текст

Алфавит. Гласные и согласные звуки и буквы. Разделительные Ь и Ъ. Правописание безударных гласных в словах. Правописание согласных.

Предложение. Текст

Распространённые и нераспространенные предложения. Простое предложение с однородными членами с бессоюзной и союзной связью. Сведения о тексте. Подтверждение основной мысли текста фактами. Обращение, его место в предложении.

Состав слова

Корень, однокоренные слова. Приставка. Суффикс. Окончание. Безударные гласные в корне. Звонкие и глухие согласные в корне. Правописание приставок. Разделительный Ъ после приставок. Сложные слова. Образование сложных слов и правописание.

Части речи Различение частей речи. Образование одних частей речи от других.

Имя существительное. Значение существительных в речи. Использование существительных для сравнения одного предмета с другим. Род и число существительных. Существительные с шипящей на конце. Склонение существительных. Правописание безударных окончаний существительных. Текст. Установление последовательности фактов в тексте.

Имя прилагательное. Роль в речи. Описание предмета и его частей. Использование прилагательных для сравнения предметов. Словосочетания с прилагательными. Согласование прилагательных с существительными. Правописание родовых окончаний прилагательных. Окончания прилагательных единственного и множественного числа. Правописание падежных окончаний прилагательных. Склонение имен прилагательных. Правописание падежных окончаний прилагательных в единственном числе.

Проверка безударных окончаний прилагательных с помощью вопроса. Составление словосочетаний прилагательных с существительными в косвенных падежах. Подбор словосочетаний на определенную тему, составление текста по опорным словосочетаниям.

Местоимение. Значение личных местоимений в речи. Личные местоимения 1, 2, 3-го лица единственного и множественного числа. Лицо и число местоимений. Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа. Раздельное написание предлогов с местоимениями. Упражнения в правильном использовании местоимений как средства связи предложений в тексте. Описание места с опорой на схему: вступление (место нахождения автора), главная часть (где? что?), заключение (впечатление).

Глагол. Значение глаголов в речи. Использование глаголов для сравнения предметов. Различение глаголов по временам. Изменение глаголов по числам. Изменение г7лаголов прошедшего времени по родам. Текст. Составной план текста. Неопределённая форма глагола. Правописание глаголов в неопределённой форме. Не с глаголами.

Предложение. Текст

Сложное предложение с союзами и, а,но и без союзов. Сравнение его с простым предложением. Смысловая и интонационная законченность сложного предложения.

Использование обращения в деловых бумагах. Рассказ и описание как типы текстов. Наблюдение за текстами, рассказывающими о предмете или описывающими его. Их структура. Использование простых и сложных предложений.

Связная речь

Самостоятельное изложение повествовательного текста с предварительным анализом, составлением плана и отбором опорных слов. Свободный диктант по тексту описательного характера. Изложение с элементами описания предмета с предварительным анализом текста и составлением плана. Продолжение рассказа по данному началу с предварительным отбором лексического материала. Сочинение на материале уроков чтения с предварительным анализом и подготовкой речевого материала.

Изложение описательного текста (описание природы) с предварительным анализом и опорой на план-схему. Сочинение по картине бытового жанра с предварительным анализом, с составлением плана, с опорой на схему, с отбором речевого материала.

Сочинение по картине (описание пейзажа) с предварительным анализом, с составлением плана, с опорой на схему.

Письмо с элементами описания (предмета, места, картины, пейзажа) по данному плану.

III. Тематическое планирование курса