Одна из важных задач современной школы –
формирование познавательной активности и
самостоятельности школьников. Хотя данная
проблема не нова, за последнее время в мире
существенно изменились приоритеты образования
– если прежде знания были важны сами по себе, то
теперь ценятся такие умения приобретать и
эффективно использовать эти знания.
Активная самостоятельная учебная деятельность
школьников возможна только при организации
процесса обучения, направленного на развитие их
личности, и адаптивная технология позволяет
такое личностно-ориентированное обучение
организовать.
Адаптивная технология
Термин «адаптация» трактуется, как приспособление системы к реальным внешним условиям.
Исходя из такого понимания «адаптации», под адаптивной технологией понимается система, обладающая способностью приспосабливаться к ученикам с разным уровнем успеваемости.
Учебный материал « приспосабливается» к интеллектуальной, эмоциональной, поведенческой сферам каждого участника образовательного процесса.
Актуальность данной педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования:
- формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве между пассивно-созерцательным и активно-преобразовательными видами учебной деятельности;
- между субъект-субъектными и субъект-объектными отношениями.
Учащийся становится ассистентом учителя или самостоятельным экзаменатором.
Специфика данной технологии состоит в соблюдении следующих принципов:
- Наличие пар постоянного и сменного состава;
- Их взаимообучение;
- Взаимоконтроль, взаимопроверка;
- Взаимоуправление;
- Комментированное чтение, письмо;
- Самоконтроль, самопроверка.
Урок на тему: "Сложноподчиненное предложение с придаточным изъяснительным" является примером использования адаптивной технологии, методов и приемов на уроке русского языка.
Урок совместил основные принципы адаптивной технологии, выразил актуальность использования таких форм работы, как самопроверка, самоконтроль, умение самостоятельно формулировать цели урока, делать вывод.
Современная жизнь отличается быстрыми темпами развития, высокой мобильностью, для молодого поколения появляется большое количество возможностей. Выйдя из стен школы, выпускник должен продолжить саморазвиваться и самосовершенствоваться, а для этого необходимо научиться определённым способам действий.
Современная жизнь предъявляет сегодня человеку жёсткие требования – это высокое качество образования, коммуникабельность, целеустремлённость, креативность, качества Лидера, а самое главное – умение ориентироваться в большом потоке информации.
Подготовка учеников к жизни закладывается в школе, поэтому требования к образованию сегодня меняют свои приоритеты: знаниевая составляющая уступает место развивающей.