Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка с использованием психологических приемов обучения

Разделы: Русский язык, Школьная психологическая служба


В познании человеком окружающего мира, которое идет от живого созерцания, огромную роль играет уровень развития познавательных процессов: внимания, восприятия, наблюдения, воображения, памяти и мышления. Развитие этих процессов в детском возрасте идет постоянно. Однако оно будет более эффективным при систематической и целенаправленной работе. Именно поэтому при разработке предлагаемых материалов в качестве одной из основных была поставлена задача усиления развития познавательных способностей детей с первых дней их пребывания в школе с наиболее полным использованием потенциальных способностей и возможностей, заложенных в особенностях учебного предмета. Положительный результат работы будет наиболее высоким при совместной деятельности учителя и психолога.

Учеба - труд, и труд нелегкий. И не надо искусственно облегчать его. Ребенок с малых лет должен понимать, что все достигается трудом и что трудиться непросто. При этом учитель должен сделать так, чтобы нелегкий труд, учебный труд приносил школьнику удовлетворение, радость, возбуждал вновь познавать новое.

Как правило, все дети 6-7 лет с большим желанием идут в школу, им все интересно, они всегда хотят отвечать, руки их постоянно тянутся вверх, они даже обижаются на учителя, когда их не спрашивают на уроке. Но проходит 5-6 лет, и этот интерес к учению постепенно угасает, а в 7-8 классах некоторые ученики не хотят вообще учиться. Почему от класса к классу падает интерес к учебе? Почему ребенок учится не потому что хочет, а потому, что надо? Что должны делать школа и учитель, чтобы интерес детей к учению не только не падал, а наоборот, возрастал от года к году?

Становление познавательных интересов учащихся, воспитание активных отношений к труду происходит, прежде всего, на уроке. Необходимо активизировать познавательную деятельность и повышать интерес к учению на каждом этапе любого урока, употребляя для этого различные методы, формы и виды работы: и дифференцированный подход к детям, и индивидуальную работу на уроке, и различные дидактические, иллюстративные, раздаточные материалы, технические средства обучения, а также вспомогательный материал к ним.

Ученик работает на уроке с интересом, если он выполняет посильное для него задание. Одна из причин нежелания учиться заключается именно в том, что ребенку на уроках предлагаются задания, к выполнению которых он еще не готов, с которыми справиться не может. Следовательно, надо хорошо знать индивидуальные особенности детей. Нужно помочь каждому ученику самоутвердиться, искать и находить собственные пути получения ответа на вопрос задачи. Развитием этих умений необходимо начать заниматься как можно раньше: сравнивать и сопоставлять с детьми предметы, складывать разрезные картинки, кубики и различные фигуры, составлять симметричные композиции, искать аналогии. Важно развивать у детей логическое мышление, устную и письменную речь, а также постоянно повышать их интеллектуальный уровень. Помимо традиционных путей это можно делать, привлекая доступный энциклопедический материал, раскрывая значение новых слов и понятий, предлагая интересную дополнительную информацию и конечно, выстраивая систему определенных знаний и заданий и упражнений.

Принципиально важно, чтобы на каждом уроке ребенок переживал радость открытия, чтобы у него формировалась вера в свои силы и познавательный интерес. Интерес и успешность обучения - вот те основные параметры, которые определяют полноценное интеллектуальное и физиологическое развитие ребенка, а значит, и качество работы учителя.

Эффективным средством, позволяющим раскрыться и самореализоваться каждому ребенку в классе, является творческая работа детей. Творческие задания, при выполнении которых дети что-то придумывают, составляют, сочиняют, изобретают, должны проводиться систематически.

Развитие активности, самостоятельности, инициативы, творческого отношения к делу - это требования самой жизни, определяющие во многом то направление, в котором следует совершенствовать учебно-воспитательный процесс, включающий в себя психологические аспекты урока.

Реализация данного направления нашла свое практическое отражение в осуществлении развивающего обучения, основной характеристикой которого является активность и самостоятельность учащихся во всех видах учебной работы.

Поиски путей активизации познавательной деятельности учащихся, развитие их познавательных способностей и самостоятельности - задача, которую призваны решать педагоги, психологи, методисты и учителя.

Развитие ребят, писал Л.В. Занков, - это не только рост их прирожденных способностей, но еще в большей мере результат целенаправленной и систематической работы учителя над развитием его питомцев. Интенсивное продвижение ребят в развитии достигается в процессе всей учебно-воспитательной работы: и приобретения знаний, и овладения навыками, и формирования побуждения к учению.

Средством, позволяющим организовать целенаправленную и систематическую работу над развитием учащихся в процессе обучения русскому языку, являются учебные задания. Выполняя их, учащиеся овладевают новыми знаниями, приемами умственной деятельности, закрепляют и совершенствуют умения и навыки, полученные ранее.

Одной из центральных задач начального курса русского языка является формирование у учащихся прочных и сознательных грамматических и орфографических навыков. Безусловно, навык формируется в процессе многократных тренировок, в выполнение различных заданий и упражнений. Так различные массовые и индивидуальные проверки и определили тот минимум умений, навыков и знаний, который является и доступным для учащихся и достаточным, если рассматривать курс грамматики и правописания в качестве подготовительного для работы в средних и старших классах на уроках русского языка.

Диапазон творческих задач необычайно широк по сложности. При их решении происходит акт творчества, находится новый путь или создается нечто новое. Вот здесь-то и требуются особые качества ума, такие, как наблюдательность, умение сопоставлять и анализировать, комбинировать, находить связи и зависимости, закономерности - все то, что в совокупности и составляет творческие способности ребёнка и уровень развития психических процессов.

Проблема развивающего обучения сегодня настолько актуальна, что нет, пожалуй, ни одного учителя, который не задумывался над ней. Что такое развивающее обучение? Каковы его характерные признаки? Чем оно отличается от привычного, родного, которое стало вдруг называться “традиционными” и вкладывать в это понятие оттенок? Вот круг вопросов, на которые прежде всегда ищут ответы учителя.

Традиционно процесс обучения рассматривается как процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого решаются задачи образования, воспитания и развития. К основным структурным компонентам, раскрывающим его сущность, относят цели обучения, содержание, деятельность преподавания и учения, характер их взаимодействия, принципы, методы, формы обучения.

Развивающее обучение ориентировано на ориентацию потенциальных возможностей каждого ребенка. В структурном отношении развивающее обучение представляет собой цепь усложняющихся предметных задач, которые вызывают у школьников потребность в овладении специальными знаниями и навыками необходимыми для поиска новых способов действий. При этом важным этапом является актуализация ранее усвоенных знаний и сформировавшихся способов действий для организации дальнейшего развития учеников.

Примеры учебных заданий, подобранных в определенной последовательности, которые учитель может использовать при изучении конкретных вопросов курса русского языка в начальных классах подчеркивают взаимосвязь предлагаемых заданий, возможность органического включения повторения в процесс изучения нового материала, установление связей и зависимостей между различными вопросами курса. Задания, различные по своей форме, требуют рассуждения. Задания постепенно усложняются, предъявляя все более высокие требования к интеллектуальной деятельности школьников. Это вовсе не исключает тренировки в формировании умений и навыков, а только способствует, их большей целенаправленности и содержательности.

Индивидуальные самостоятельные работы рассматриваются не только как средство формирования знаний, умений и навыков, но и как условие, позволяющее учащимся проявить максимум инициативы и самостоятельности в процессе их выполнения. Показано, что в такие работы целесообразно включать задания, одинаковые по содержанию и различные по способу выполнения. Именно использование таких заданий является эффективным в плане развития и активизации учащихся на уроке.

План урока-исследования в 3 классе на тему:
“Ты и твоё имя” (занятие по ономастике).

Цели урока: обогащение словарного запаса учащихся, углубление их знаний об истории появления имён людей, об именах древнерусских и заимствованных. Воспитывать у детей стремление постичь свою национальную культуру, быть грамотным носителем родного языка, побуждать их к исследовательской деятельности, развивать любознательность.

Оборудование и методические материалы к уроку: брошюра из серии “Библиотечка “Первого сентября”, “Начальная школа”, вып.31 (О.Б. Скуратова. История русского алфавита. Занятия по русскому языку для начальной школы. М.: Чистые пруды, 2010. -с.16-19); книга со сказкой Л. Кэрролла “Алиса в Зазеркалье”; словарь личных имён; детские презентации, плакаты с материалами исследовательских работ по теме “ Моя родословная”; анкеты-исследования учащихся “Я и моё имя”; книга Л.Кудрявцевой “Художники Виктор и Аполлинарий Васнецовы” (М.: “Детская литература”, 1991.-с.73-75) с изображениями русских князей и княгинь; мультимедийное оборудование учебного кабинета(компьютер, проектор, интерактивная доска)

Ход урока:

1. Вступление

1) Психологический настрой на урок родного, русского языка. Слова К.Г. Паустовского о красоте и богатстве русского языка (слайд презентации с портретом писателя).

2) Сообщение темы, целей, учебных задач урока.

3) Чтение отрывка из сказки Л.Кэрролла “Алиса в Зазеркалье”. Беседа, коллизия (см. ук. выше брошюру: с.16).

2. Возникновение имён

1) Древнерусские имена. (См. работу с ними в брошюре: с. 17).

1-й столбик: Волк, Зубр, Белка, Некрас, Нехорошко, Первуша, Вторак.

- Как вы думаете, почему детям в Древней Руси родители давали такие странные имена?

Люди надеялись, что мальчик по имени Зубр и Волк будет сильным и выносливым, Белка или Заяц – быстрым и ловким. Других детей называли непривлекательно (Нехорошко), чтобы духи, населяющие по мнению древних славян, мир вокруг, не обратили на них внимания и не нанесли вреда.

2-й столбик: Тихомир, Добрыня, Любомир, Светлана, Владимир, Людмила.

- Проскандировать, записать со “следами размышлений” и ответить, что означают эти имена, почему они возникли.

3-й столбик:

Вера, Надежда, Любовь…-Что скажете о них?

2) Беседа с учащимися по материалам их исследований:

- Знаете ли вы, кто и почему дал вам ваши имена?

3) Заимствованные имена. (См. метод. материал: с.17).

Имена русских князей, княгинь (показ репродукций В.М. Васнецова).

Работа со “Словарём личных имён”.

- А что узнали вы о происхождении вашего имени? ( Беседа по материалам анкет-исследований). Запись на доске и в тетрадях предложения с комментированием всех орфограмм, его синтаксический разбор: “Моё имя - …”. Определение ситуативного типа предложения, объяснение постановки тире. Фонетический разбор слова “моё” (“диагностика на слух”).

3. Минутка расслабления: “Имя моей мамы”

4. Отчёты учащихся по исследовательским проектам на тему “Моя родословная” (2-3 чел.; используются детские презентации, плакаты).

Рассказы детей о мужских и о женских именах нескольких поколений своей семьи, о родословной А.С.Пушкина).

5. Правописание имён собственных:

а) повторение правила по алгоритму;

б) языковые игры (см. метод. материал: с.18).

6. Итог занятия. Рефлексия. (Итоговую беседу по уроку см. на с.19).

Рефлексия: друг к другу повернулись, взялись за руки, улыбнулись и ласково произнесли имя своего соседа по парте.

7. Домашнее задание: пользуясь собственными исследованиями и знаниями, полученными на уроке, написать.