"Азбука юного исследователя" (программа курса по выбору)
Пояснительная записка.
Одной из главных задач развития познавательной деятельности
учащихся в процессе образования является организация детской
исследовательской деятельности. В последнее время в ученической
среде прослеживается повышение интереса к этой деятельности. Работа
по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется,
главным образом, на уроках. Этому способствуют и современные
интерактивные технологии. Несмотря на это – внеурочная работа
учащихся – благоприятная почва для решения этих задач.
Исследовательская деятельность школьников помогает решать задачи
развивающего образования: повышает престиж знаний, общую культуру,
совершенствует навыки учебной работы; развивает личность ученика,
формирует системность и глубину знаний, критическое мышление;
обогащает социальный опыт: учит деловитости, умению преодолевать
трудности, достойно пережить успехи и неудачи, воспитывает
уверенность в своих силах, расширяет контакты с учениками других
школ, а при использовании Интернета – учит взаимодействовать с
учителями и учеными.
Организация исследовательской деятельности в течение учебного года
в школе обусловлена и объективным фактором: в настоящее время наука
все в большей мере становится непосредственной производительной
силой не только в сфере идей. Современный обучающийся как
творческая, социально активная личность нового типа может
формироваться только в процессе исследовательской, поисковой
работы, которая органически сочетается с учебной деятельностью.
Элективный курс “Азбука юного исследователя” по организации
исследовательской работы обучающихся 8–9 классов является составной
частью системы обучения русскому языку и литературе в
общеобразовательной школе и связан с основным курсом разделов
“Языковые знания и навыки”,
Новизна программы заключается в подходе – в соединении основного,
дополнительного и индивидуального образования с практической и
исследовательской деятельностью учащихся старших классов
общеобразовательной школы.
Цель элективного курса:
– развитие исследовательских способностей учащихся, повышение
социального статуса знаний;
– формирование навыков работы с научной литературой;
– формирование у учащихся потребности в систематическом,
самостоятельном пополнении знаний по различным отраслям науки;
– совершенствование надпредметных знаний, умений и навыков
обучающихся: обучение методике ведения научного исследования,
создание вторичного авторского текста на основе полученной в ходе
исследования информации, приобретение навыков публичной защиты
своего труда.
Задачи:
– содействовать становлению личности учащихся через
исследовательскую деятельность. Помочь школьнику в развитии
потребности и способности к саморазвитию;
– научить учащихся написании исследовательской работы;
– сформировать навыки публичного выступления, ведения научной
полемики.
В ходе реализации задач элективного курса на занятиях применимы традиционные и нетрадиционные формы работы: беседы, практикумы, тренинги, исследования, проекты, моделирование, постановка и решение исследовательских задач. В этом случае учитель и ученик выступают как партнеры, в результате чего выстраиваются доверительные и продуктивные субъект-субъектные отношения, влияющие на положительный реальный результат исследовательской деятельности обоих субъектов.
Программа рассчитана на 34 часа: 15 теоретических и 19
практических, содержит методическое пособие для организации
занятий.
Курс включает обучение учащихся выполнению действий по
исследовательской работе в соответствии с общими правилами научного
исследования. Система действий школьника представляется: выбор темы
исследования; выявление проблемы исследования; постановка цели и
задач, определение объекта и предмета исследования; правильный
выбор методики исследования, проведение эксперимента; отбор и
структурирование материала.
Особенностью обучения курса являются повышенная мотивация учебной деятельности учащихся и широкое использование индивидуального подхода.
Исходя из этих целей, формируются следующие умения:
По окончанию элективного курса школьники должны научиться:
– подбирать литературу по теме;
– самостоятельно работать со справочной литературой, письменно
фиксировать основное содержание прочитанного;
– правильно оформлять цитаты, сноски и т.д.;
– выступать кратко и развернуто по прочитанному;
– составлять и правильно оформлять список литературы по
проблеме;
– реферировать одну из прочитанных статей, писать реферат по 2–3
статьям;
– обобщать результаты;
– владеть такими методами исследования, как наблюдение,
анкетирование, тестирование, изучение и обобщение опыта, опрос и
т.д.;
– различать методы накопления фактов (изучение литературы,
документов, беседа, наблюдение);
– методы обобщения и осмысления собственных фактов (анализ, синтез,
сравнение, моделирование);
– методы проверки и уточнения выдвинутых положений, предварительных
выводов (эксперимент, опытная работа).
Структура учебного курса.
Раздел 1.
Что представляет собою исследование школьника в рамках программы элективного курса “Азбука юного исследователя”? Под исследованием проблемы понимается поиск информации в различных публикациях, ее накопление и переработку.
Цели и задачи школьного исследования. Близкая и отдаленная перспектива. Выбор темы исследования. Цель раздела – ознакомить с основными понятиями научного исследования.
Раздел 2.
Основные этапы, логика построения ученического исследования:
понятие о логике исследования, определение темы и проблемы поиска,
определение объекта и предмета поиска, выдвижение гипотезы
исследования формулирование целей и задач исследования.
Цель раздела – научить определять основные этапы ученического
исследования.
Раздел 3.
Определение содержания, структуры, вида исследования; составление плана-графика работы над исследованием.
Цель раздела – научить составлять план-график исследования.
Раздел 4.
Методы и методика школьного исследования: понятие о методах
исследования:
– методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение,
измерение, эксперимент);
– методы, используемые на теоретическом уровне исследования (анализ
и синтез, моделирование);
– методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к
конкретному и др.).
Цель раздела – ознакомить с основными понятиями о методах исследования.
Раздел 5.
Обучение работе с бумажными носителями (источниками)
информации:
Источники научной информации. Правила работы в библиотеке.
Различные приемы чтения: предварительное чтение; знакомство с
приложениями; выборочное чтение; ускоренное чтение; беглый
просмотр; работа с текстом.
Поиск материалов по исследовательской деятельности в электронных
ресурсах.
Цель раздела – научить школьников правильно работать с источниками информации.
Раздел 6.
Методика работы в архивах, с населением (установление контакта с
другими исследователями, знаменитыми людьми, издателями).
Интервьюирование. Определение понятия Интервью. Виды интервью:
интервью-диалоги (беседы), интервью-монологи, коллективные
(массовые) интервью, интервью-зарисовки, анкеты, интервью-мнения,
интервью-сообщения, “интервью с письмами в руках”, прямые
линии.
Анкетирование. Определение понятия анкетирование. Разработка анкеты. Проверка анкеты. Сбор ответов. Обработка результатов. Анализ результатов. Написание отчета.
Цель раздела – научить учащихся практически проводить сбор материалов для исследования.
Раздел 7.
Описание методики написания чернового варианта работы по требованиям научно-практических конференций разного уровня. Композиция реферата произведения (оформление титульного листа, оглавления, введения, основной части, заключения, списка использованной литературы, приложений). Язык и стиль исследовательского реферата.
Цель раздела – научить школьников письменно оформлять результаты исследования.
Раздел 8.
Доклад о работе. Составление тезисов доклада.
Цель раздела – обучение окончательной подготовке результатов исследования.
Раздел 9.
Подготовка к устной защите работы на научно-практической
конференции: этапы подготовки и проведения публичного выступления,
установление контакта с аудиторией, поза, жесты, мимика оратора,
анализ ораторской речи, типы ораторов, доклад и речь как жанры
делового общения.
Правила подготовки презентации в программе Power Point. Подготовка
презентации исследования.
Цель раздела – научить учащихся правилам защиты исследовательской работы.
Содержание самостоятельной работы учащихся.
Задания для самостоятельной работы:
1. Определение темы и проблемы поиска по выбранным темам
исследования.
2. Определение объекта и предмета поиска.
3. Выдвижение гипотезы исследования.
4. Формулирование цели и задачи исследования.
5. Определение содержания, структуры, виды исследования.
6. Составление индивидуального рабочего плана исследования.
7. Практика работы в библиотеке. Самостоятельный поиск материалов
для исследования в Интернете.
8. Составление плана беседы и подготовка вопросов для интервью с
учениками, учителями, родителями в соответствии с поставленными
исследовательскими задачами.
9. Составление анкет различного типа для разных респондентов с
целью сбора информации необходимой для решения конкретной научной
проблемы.
10. Проведение устных и письменных опросов, тестирования, обработка
полученных данных и их презентация.
11. Подготовка и защита рефератов.
Учебный план курса.
| № п./п. | Содержание занятия | Кол-во часов | Форма занятия |
| 1 | Что представляет собою научное исследование
школьника? Его цели и задачи. Близкая и отдаленная перспектива. Выбор темы исследования. |
2
2 |
Лекция с элементами демонстрации. Практикум. |
| 2 | Основные этапы, логика построения ученического исследования. | 2
2 |
Лекция. Практикум. |
| 3 | Определение содержания, структуры, вида исследования; план-график работы над исследованием. | 1
3 |
Лекция. Практикум. |
| 4 | Методы исследования (анализ статистических данных, интервью). | 2 | Лекция. |
| 5 | Обучение работе с бумажными носителями (источниками) информации. Различные приемы чтения. Поиск материалов в интернет-ресурсах. Практическое занятие в читальном зале библиотеки. | 2
2 |
Лекция. Практикум. |
| 6 | Методика работы в архивах, с населением. Анкетирование. | 2
4 |
Лекция. Практикум. |
| 7 | Методика написания чернового варианта работы по требованиям научно-практических конференций разного уровня. Композиция реферата произведения. | 2
4 |
Лекция. Практикум. |
| 8 | Доклад о работе. Составление тезисов доклада. |
1
1 |
Лекция. Практикум. |
| 9 | Подготовка к устной защите работы на научно-практической конференции. Подготовка к публичному выступлению. Составление презентации исследования. | 1
1 |
Лекция. Практикум. |
| 15 | Лекции. | ||
| 19 | Практикум. | ||
| Итого: | 34 |
Список литературы
1. Васильева Е.В. Развитие творческих способностей
учащихся в процессе учебно-исследовательской деятельности в области
филологии// “Исследовательская работа школьников”.– М “Народное
образование, № 3, 2004 .– С 21–32.
2. Васильева Е. В. Исследовательская деятельность учащихся в
современном образовательном пространстве// “Народное образование, №
4, 2004.– С 116–118.
3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ
формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999. –
С. 12–14.
4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся:
Сборник статей. М., МГДД (Ю) Т, 2002. – 110 с.
5. Логинова Н.А. Феномен ученичества: приобщение к научной
школе. // Психологический журнал. 2000, том 21, № 5.
6. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ
формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10,
1999.
7. Поддьяков А.Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект]
// Magister. – 1999.– № 1. – C. 85–95.
8. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический
сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272 с.
9. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении //
Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. – С. 34–45.
10. Савенков А.И. Содержание и организация
исследовательского обучения школьников. М.: “Сентябрь”, 2003.
11. Савенков А.И. Исследовательское обучение и развитие в
современном образовании. // “Исследовательская работа школьников”.
– М.: “Народное образование, № 1. 2004. – С. 22–32.