"Азбука юного исследователя" (программа курса по выбору)

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка.

Одной из главных задач развития познавательной деятельности учащихся в процессе образования является организация детской исследовательской деятельности. В последнее время в ученической среде прослеживается повышение интереса к этой деятельности. Работа по формированию интеллектуальных умений и навыков осуществляется, главным образом, на уроках. Этому способствуют и современные интерактивные технологии. Несмотря на это – внеурочная работа учащихся – благоприятная почва для решения этих задач.
Исследовательская деятельность школьников помогает решать задачи развивающего образования: повышает престиж знаний, общую культуру, совершенствует навыки учебной работы; развивает личность ученика, формирует системность и глубину знаний, критическое мышление; обогащает социальный опыт: учит деловитости, умению преодолевать трудности, достойно пережить успехи и неудачи, воспитывает уверенность в своих силах, расширяет контакты с учениками других школ, а при использовании Интернета – учит взаимодействовать с учителями и учеными.
Организация исследовательской деятельности в течение учебного года в школе обусловлена и объективным фактором: в настоящее время наука все в большей мере становится непосредственной производительной силой не только в сфере идей. Современный обучающийся как творческая, социально активная личность нового типа может формироваться только в процессе исследовательской, поисковой работы, которая органически сочетается с учебной деятельностью.
Элективный курс “Азбука юного исследователя” по организации исследовательской работы обучающихся 8–9 классов является составной частью системы обучения русскому языку и литературе в общеобразовательной школе и связан с основным курсом разделов “Языковые знания и навыки”,
Новизна программы заключается в подходе – в соединении основного, дополнительного и индивидуального образования с практической и исследовательской деятельностью учащихся старших классов общеобразовательной школы.

Цель элективного курса:
– развитие исследовательских способностей учащихся, повышение социального статуса знаний;
– формирование навыков работы с научной литературой;
– формирование у учащихся потребности в систематическом, самостоятельном пополнении знаний по различным отраслям науки;
– совершенствование надпредметных знаний, умений и навыков обучающихся: обучение методике ведения научного исследования, создание вторичного авторского текста на основе полученной в ходе исследования информации, приобретение навыков публичной защиты своего труда.

Задачи:
– содействовать становлению личности учащихся через исследовательскую деятельность. Помочь школьнику в развитии потребности и способности к саморазвитию;
– научить учащихся написании исследовательской работы;
– сформировать навыки публичного выступления, ведения научной полемики.

В ходе реализации задач элективного курса на занятиях применимы традиционные и нетрадиционные формы работы: беседы, практикумы, тренинги, исследования, проекты, моделирование, постановка и решение исследовательских задач. В этом случае учитель и ученик выступают как партнеры, в результате чего выстраиваются доверительные и продуктивные субъект-субъектные отношения, влияющие на положительный реальный результат исследовательской деятельности обоих субъектов.

Программа рассчитана на 34 часа: 15 теоретических и 19 практических, содержит методическое пособие для организации занятий.
Курс включает обучение учащихся выполнению действий по исследовательской работе в соответствии с общими правилами научного исследования. Система действий школьника представляется: выбор темы исследования; выявление проблемы исследования; постановка цели и задач, определение объекта и предмета исследования; правильный выбор методики исследования, проведение эксперимента; отбор и структурирование материала.

Особенностью обучения курса являются повышенная мотивация учебной деятельности учащихся и широкое использование индивидуального подхода.

Исходя из этих целей, формируются следующие умения:
По окончанию элективного курса школьники должны научиться:
– подбирать литературу по теме;
– самостоятельно работать со справочной литературой, письменно фиксировать основное содержание прочитанного;
– правильно оформлять цитаты, сноски и т.д.;
– выступать кратко и развернуто по прочитанному;
– составлять и правильно оформлять список литературы по проблеме;
– реферировать одну из прочитанных статей, писать реферат по 2–3 статьям;
– обобщать результаты;
– владеть такими методами исследования, как наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение и обобщение опыта, опрос и т.д.;
– различать методы накопления фактов (изучение литературы, документов, беседа, наблюдение);
– методы обобщения и осмысления собственных фактов (анализ, синтез, сравнение, моделирование);
– методы проверки и уточнения выдвинутых положений, предварительных выводов (эксперимент, опытная работа).

Структура учебного курса.


Раздел 1.

Что представляет собою исследование школьника в рамках программы элективного курса “Азбука юного исследователя”? Под исследованием проблемы понимается поиск информации в различных публикациях, ее накопление и переработку.

Цели и задачи школьного исследования. Близкая и отдаленная перспектива. Выбор темы исследования. Цель раздела – ознакомить с основными понятиями научного исследования.

Раздел 2.

Основные этапы, логика построения ученического исследования: понятие о логике исследования, определение темы и проблемы поиска, определение объекта и предмета поиска, выдвижение гипотезы исследования формулирование целей и задач исследования.
Цель раздела – научить определять основные этапы ученического исследования.

Раздел 3.

Определение содержания, структуры, вида исследования; составление плана-графика работы над исследованием.

Цель раздела – научить составлять план-график исследования.

Раздел 4.

Методы и методика школьного исследования: понятие о методах исследования:
– методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение, эксперимент);
– методы, используемые на теоретическом уровне исследования (анализ и синтез, моделирование);
– методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному и др.).

Цель раздела – ознакомить с основными понятиями о методах исследования.

Раздел 5.

Обучение работе с бумажными носителями (источниками) информации:
Источники научной информации. Правила работы в библиотеке. Различные приемы чтения: предварительное чтение; знакомство с приложениями; выборочное чтение; ускоренное чтение; беглый просмотр; работа с текстом.
Поиск материалов по исследовательской деятельности в электронных ресурсах.

Цель раздела – научить школьников правильно работать с источниками информации.

Раздел 6.

Методика работы в архивах, с населением (установление контакта с другими исследователями, знаменитыми людьми, издателями).
Интервьюирование. Определение понятия Интервью. Виды интервью: интервью-диалоги (беседы), интервью-монологи, коллективные (массовые) интервью, интервью-зарисовки, анкеты, интервью-мнения, интервью-сообщения, “интервью с письмами в руках”, прямые линии.

Анкетирование. Определение понятия анкетирование. Разработка анкеты. Проверка анкеты. Сбор ответов. Обработка результатов. Анализ результатов. Написание отчета.

Цель раздела – научить учащихся практически проводить сбор материалов для исследования.

Раздел 7.

Описание методики написания чернового варианта работы по требованиям научно-практических конференций разного уровня. Композиция реферата произведения (оформление титульного листа, оглавления, введения, основной части, заключения, списка использованной литературы, приложений). Язык и стиль исследовательского реферата.

Цель раздела – научить школьников письменно оформлять результаты исследования.

Раздел 8.

Доклад о работе. Составление тезисов доклада.

Цель раздела – обучение окончательной подготовке результатов исследования.

Раздел 9.

Подготовка к устной защите работы на научно-практической конференции: этапы подготовки и проведения публичного выступления, установление контакта с аудиторией, поза, жесты, мимика оратора, анализ ораторской речи, типы ораторов, доклад и речь как жанры делового общения.
Правила подготовки презентации в программе Power Point. Подготовка презентации исследования.

Цель раздела – научить учащихся правилам защиты исследовательской работы.

Содержание самостоятельной работы учащихся.

Задания для самостоятельной работы:

1. Определение темы и проблемы поиска по выбранным темам исследования.
2. Определение объекта и предмета поиска.
3. Выдвижение гипотезы исследования.
4. Формулирование цели и задачи исследования.
5. Определение содержания, структуры, виды исследования.
6. Составление индивидуального рабочего плана исследования.
7. Практика работы в библиотеке. Самостоятельный поиск материалов для исследования в Интернете.
8. Составление плана беседы и подготовка вопросов для интервью с учениками, учителями, родителями в соответствии с поставленными исследовательскими задачами.
9. Составление анкет различного типа для разных респондентов с целью сбора информации необходимой для решения конкретной научной проблемы.
10. Проведение устных и письменных опросов, тестирования, обработка полученных данных и их презентация.
11. Подготовка и защита рефератов.

Учебный план курса.

№ п./п. Содержание занятия Кол-во часов Форма занятия
1 Что представляет собою научное исследование школьника?
Его цели и задачи.
Близкая и отдаленная перспектива.
Выбор темы исследования.
2

2

Лекция с элементами демонстрации.
Практикум.
2 Основные этапы, логика построения ученического исследования. 2

2

Лекция.
Практикум.
3 Определение содержания, структуры, вида исследования; план-график работы над исследованием. 1

3

Лекция.
Практикум.
4 Методы исследования (анализ статистических данных, интервью). 2 Лекция.
5 Обучение работе с бумажными носителями (источниками) информации. Различные приемы чтения. Поиск материалов в интернет-ресурсах. Практическое занятие в читальном зале библиотеки. 2

2

Лекция.
Практикум.
6 Методика работы в архивах, с населением. Анкетирование. 2

4

Лекция.
Практикум.
7 Методика написания чернового варианта работы по требованиям научно-практических конференций разного уровня. Композиция реферата произведения. 2

4

Лекция.
Практикум.
8 Доклад о работе.
Составление тезисов доклада.
1

1

Лекция.
Практикум.
9 Подготовка к устной защите работы на научно-практической конференции. Подготовка к публичному выступлению. Составление презентации исследования. 1

1

Лекция.
Практикум.
15 Лекции.
19 Практикум.
Итого: 34

Список литературы

1. Васильева Е.В. Развитие творческих способностей учащихся в процессе учебно-исследовательской деятельности в области филологии// “Исследовательская работа школьников”.– М “Народное образование, № 3, 2004 .– С 21–32.
2. Васильева Е. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве// “Народное образование, № 4, 2004.– С 116–118.
3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999. – С. 12–14.
4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник статей. М., МГДД (Ю) Т, 2002. – 110 с.
5. Логинова Н.А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе. // Психологический журнал. 2000, том 21, № 5.
6. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
7. Поддьяков А.Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister. – 1999.– № 1. – C. 85–95.
8. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. – М.: Народное образование, 2001. – 272 с.
9. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении // Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. – С. 34–45.
10. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения школьников. М.: “Сентябрь”, 2003.
11. Савенков А.И. Исследовательское обучение и развитие в современном образовании. // “Исследовательская работа школьников”. – М.: “Народное образование, № 1. 2004. – С. 22–32.