Пояснительная записка.
Одной из главных задач развития познавательной деятельности учащихся в
процессе образования является организация детской исследовательской
деятельности. В последнее время в ученической среде прослеживается повышение
интереса к этой деятельности. Работа по формированию интеллектуальных умений и
навыков осуществляется, главным образом, на уроках. Этому способствуют и
современные интерактивные технологии. Несмотря на это – внеурочная работа
учащихся – благоприятная почва для решения этих задач.
Исследовательская деятельность школьников помогает решать задачи развивающего
образования: повышает престиж знаний, общую культуру, совершенствует навыки
учебной работы; развивает личность ученика, формирует системность и глубину
знаний, критическое мышление; обогащает социальный опыт: учит деловитости,
умению преодолевать трудности, достойно пережить успехи и неудачи, воспитывает
уверенность в своих силах, расширяет контакты с учениками других школ, а при
использовании Интернета – учит взаимодействовать с учителями и учеными.
Организация исследовательской деятельности в течение учебного года в школе
обусловлена и объективным фактором: в настоящее время наука все в большей мере
становится непосредственной производительной силой не только в сфере идей.
Современный обучающийся как творческая, социально активная личность нового типа
может формироваться только в процессе исследовательской, поисковой работы,
которая органически сочетается с учебной деятельностью.
Элективный курс “Азбука юного исследователя” по организации исследовательской
работы обучающихся 8–9 классов является составной частью системы обучения
русскому языку и литературе в общеобразовательной школе и связан с основным
курсом разделов “Языковые знания и навыки”,
Новизна программы заключается в подходе – в соединении основного,
дополнительного и индивидуального образования с практической и исследовательской
деятельностью учащихся старших классов общеобразовательной школы.
Цель элективного курса:
– развитие исследовательских способностей учащихся, повышение социального
статуса знаний;
– формирование навыков работы с научной литературой;
– формирование у учащихся потребности в систематическом, самостоятельном
пополнении знаний по различным отраслям науки;
– совершенствование надпредметных знаний, умений и навыков обучающихся: обучение
методике ведения научного исследования, создание вторичного авторского текста на
основе полученной в ходе исследования информации, приобретение навыков публичной
защиты своего труда.
Задачи:
– содействовать становлению личности учащихся через исследовательскую
деятельность. Помочь школьнику в развитии потребности и способности к
саморазвитию;
– научить учащихся написании исследовательской работы;
– сформировать навыки публичного выступления, ведения научной полемики.
В ходе реализации задач элективного курса на занятиях применимы традиционные и нетрадиционные формы работы: беседы, практикумы, тренинги, исследования, проекты, моделирование, постановка и решение исследовательских задач. В этом случае учитель и ученик выступают как партнеры, в результате чего выстраиваются доверительные и продуктивные субъект-субъектные отношения, влияющие на положительный реальный результат исследовательской деятельности обоих субъектов.
Программа рассчитана на 34 часа: 15 теоретических и 19 практических, содержит
методическое пособие для организации занятий.
Курс включает обучение учащихся выполнению действий по исследовательской работе
в соответствии с общими правилами научного исследования. Система действий
школьника представляется: выбор темы исследования; выявление проблемы
исследования; постановка цели и задач, определение объекта и предмета
исследования; правильный выбор методики исследования, проведение эксперимента;
отбор и структурирование материала.
Особенностью обучения курса являются повышенная мотивация учебной деятельности учащихся и широкое использование индивидуального подхода.
Исходя из этих целей, формируются следующие умения:
По окончанию элективного курса школьники должны научиться:
– подбирать литературу по теме;
– самостоятельно работать со справочной литературой, письменно фиксировать
основное содержание прочитанного;
– правильно оформлять цитаты, сноски и т.д.;
– выступать кратко и развернуто по прочитанному;
– составлять и правильно оформлять список литературы по проблеме;
– реферировать одну из прочитанных статей, писать реферат по 2–3 статьям;
– обобщать результаты;
– владеть такими методами исследования, как наблюдение, анкетирование,
тестирование, изучение и обобщение опыта, опрос и т.д.;
– различать методы накопления фактов (изучение литературы, документов, беседа,
наблюдение);
– методы обобщения и осмысления собственных фактов (анализ, синтез, сравнение,
моделирование);
– методы проверки и уточнения выдвинутых положений, предварительных выводов
(эксперимент, опытная работа).
Структура учебного курса.
Раздел 1.
Что представляет собою исследование школьника в рамках программы элективного курса “Азбука юного исследователя”? Под исследованием проблемы понимается поиск информации в различных публикациях, ее накопление и переработку.
Цели и задачи школьного исследования. Близкая и отдаленная перспектива. Выбор темы исследования. Цель раздела – ознакомить с основными понятиями научного исследования.
Раздел 2.
Основные этапы, логика построения ученического исследования: понятие о логике
исследования, определение темы и проблемы поиска, определение объекта и предмета
поиска, выдвижение гипотезы исследования формулирование целей и задач
исследования.
Цель раздела – научить определять основные этапы ученического исследования.
Раздел 3.
Определение содержания, структуры, вида исследования; составление плана-графика работы над исследованием.
Цель раздела – научить составлять план-график исследования.
Раздел 4.
Методы и методика школьного исследования: понятие о методах исследования:
– методы эмпирического исследования (наблюдение, сравнение, измерение,
эксперимент);
– методы, используемые на теоретическом уровне исследования (анализ и синтез,
моделирование);
– методы теоретического исследования (восхождение от абстрактного к конкретному
и др.).
Цель раздела – ознакомить с основными понятиями о методах исследования.
Раздел 5.
Обучение работе с бумажными носителями (источниками) информации:
Источники научной информации. Правила работы в библиотеке. Различные приемы
чтения: предварительное чтение; знакомство с приложениями; выборочное чтение;
ускоренное чтение; беглый просмотр; работа с текстом.
Поиск материалов по исследовательской деятельности в электронных ресурсах.
Цель раздела – научить школьников правильно работать с источниками информации.
Раздел 6.
Методика работы в архивах, с населением (установление контакта с другими
исследователями, знаменитыми людьми, издателями).
Интервьюирование. Определение понятия Интервью. Виды интервью: интервью-диалоги
(беседы), интервью-монологи, коллективные (массовые) интервью,
интервью-зарисовки, анкеты, интервью-мнения, интервью-сообщения, “интервью с
письмами в руках”, прямые линии.
Анкетирование. Определение понятия анкетирование. Разработка анкеты. Проверка анкеты. Сбор ответов. Обработка результатов. Анализ результатов. Написание отчета.
Цель раздела – научить учащихся практически проводить сбор материалов для исследования.
Раздел 7.
Описание методики написания чернового варианта работы по требованиям научно-практических конференций разного уровня. Композиция реферата произведения (оформление титульного листа, оглавления, введения, основной части, заключения, списка использованной литературы, приложений). Язык и стиль исследовательского реферата.
Цель раздела – научить школьников письменно оформлять результаты исследования.
Раздел 8.
Доклад о работе. Составление тезисов доклада.
Цель раздела – обучение окончательной подготовке результатов исследования.
Раздел 9.
Подготовка к устной защите работы на научно-практической конференции: этапы
подготовки и проведения публичного выступления, установление контакта с
аудиторией, поза, жесты, мимика оратора, анализ ораторской речи, типы ораторов,
доклад и речь как жанры делового общения.
Правила подготовки презентации в программе Power Point. Подготовка презентации
исследования.
Цель раздела – научить учащихся правилам защиты исследовательской работы.
Содержание самостоятельной работы учащихся.
Задания для самостоятельной работы:
1. Определение темы и проблемы поиска по выбранным темам исследования.
2. Определение объекта и предмета поиска.
3. Выдвижение гипотезы исследования.
4. Формулирование цели и задачи исследования.
5. Определение содержания, структуры, виды исследования.
6. Составление индивидуального рабочего плана исследования.
7. Практика работы в библиотеке. Самостоятельный поиск материалов для
исследования в Интернете.
8. Составление плана беседы и подготовка вопросов для интервью с учениками,
учителями, родителями в соответствии с поставленными исследовательскими
задачами.
9. Составление анкет различного типа для разных респондентов с целью сбора
информации необходимой для решения конкретной научной проблемы.
10. Проведение устных и письменных опросов, тестирования, обработка полученных
данных и их презентация.
11. Подготовка и защита рефератов.
Учебный план курса.
№ п./п. | Содержание занятия | Кол-во часов | Форма занятия |
1 | Что представляет собою научное исследование школьника? Его цели и задачи. Близкая и отдаленная перспектива. Выбор темы исследования. |
2 2 |
Лекция с элементами демонстрации. Практикум. |
2 | Основные этапы, логика построения ученического исследования. | 2 2 |
Лекция. Практикум. |
3 | Определение содержания, структуры, вида исследования; план-график работы над исследованием. | 1 3 |
Лекция. Практикум. |
4 | Методы исследования (анализ статистических данных, интервью). | 2 | Лекция. |
5 | Обучение работе с бумажными носителями (источниками) информации. Различные приемы чтения. Поиск материалов в интернет-ресурсах. Практическое занятие в читальном зале библиотеки. | 2 2 |
Лекция. Практикум. |
6 | Методика работы в архивах, с населением. Анкетирование. | 2 4 |
Лекция. Практикум. |
7 | Методика написания чернового варианта работы по требованиям научно-практических конференций разного уровня. Композиция реферата произведения. | 2 4 |
Лекция. Практикум. |
8 | Доклад о работе. Составление тезисов доклада. |
1 1 |
Лекция. Практикум. |
9 | Подготовка к устной защите работы на научно-практической конференции. Подготовка к публичному выступлению. Составление презентации исследования. | 1 1 |
Лекция. Практикум. |
15 | Лекции. | ||
19 | Практикум. | ||
Итого: | 34 |
Список литературы
1. Васильева Е.В. Развитие творческих способностей учащихся в процессе
учебно-исследовательской деятельности в области филологии// “Исследовательская
работа школьников”.– М “Народное образование, № 3, 2004 .– С 21–32.
2. Васильева Е. В. Исследовательская деятельность учащихся в современном
образовательном пространстве// “Народное образование, № 4, 2004.– С 116–118.
3. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность как способ формирования
мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999. – С. 12–14.
4. Леонтович А.В. Исследовательская деятельность учащихся: Сборник
статей. М., МГДД (Ю) Т, 2002. – 110 с.
5. Логинова Н.А. Феномен ученичества: приобщение к научной школе. //
Психологический журнал. 2000, том 21, № 5.
6. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования
мировоззрения. // Народное образование, № 10, 1999.
7. Поддьяков А.Н. Дети как исследователи: [Психол. аспект] // Magister. –
1999.– № 1. – C. 85–95.
8. Развитие исследовательской деятельности учащихся. Методический сборник. – М.:
Народное образование, 2001. – 272 с.
9. Савенков А.И. Детские исследования в домашнем обучении //
Исследовательская работа школьников. 2002. № 1. – С. 34–45.
10. Савенков А.И. Содержание и организация исследовательского обучения
школьников. М.: “Сентябрь”, 2003.
11. Савенков А.И. Исследовательское обучение и развитие в современном
образовании. // “Исследовательская работа школьников”. – М.: “Народное
образование, № 1. 2004. – С. 22–32.