Радость труда, радость успеха в учении источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей.
Проблема занимательности всегда была в центре внимания ученых, психологов, нас, учителей-предметников. Древние римляне считали, что корень учения горек. Но когда учитель призывает в союзники интерес, корень учения меняет вкус и вызывает у детей вполне здоровый аппетит. «Кто интересуется предметом, у того открыты глаза и уши», говорил один старый немецкий педагог.
Проблему занимательности наиболее обстоятельно рассматривал К.Д.Ушинский, который писал: «Занимательность эта может быть двоякого рода - внешняя и внутренняя. Самый незанимательный урок можно сделать для детей занимательным внешними средствами, не относящимися к содержанию урока... Чем старше становится ученик, тем более внутренняя занимательность должна вытеснять собой внешнюю...» Надо постараться сделать ученье занимательным, но не мешать его характера серьезного труда, требующего усилий воли.
По-моему, методика проведения уроков с элементами занимательности одна из тех форм, которые способствуют развитию логического мышления и творческих возможностей учащихся, помогают им уяснить сущность языкового материала, воспитывают интерес к нему, расширяют лингвистический кругозор, воспитывают любовь и уважение к носителю этого языка. В игре ребенок действует не по принуждению, а по внутреннему побуждению.
В учебниках чисто занимательных упражнений немного. Но я стараюсь организовать выполнение некоторых упражнений с элементами занимательности. Провожу соревнование по рядам «Кто грамотнее?» Это позволяет вовлечь в работу большое количество учащихся, вызывает у них живой интерес, развивает память, внимание, сообразительность.
Применяю и дидактические игры, которые ввожу в определенную часть урока в соответствии с его дидактическими задачами. Успеваемость выполнения задания складывается с игровым результатом.
Например, тема «Лексика» (5 кл.). Игра «Переводчик».
1. Кто быстрее заменит все слова в предложении (кроме служебных) синонимами.
- Доктор приписал пациенту инъекции.
- Разъяренная вьюга замела траншеи.
- Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.
2. Кто найдет в тексте больше устаревших слов?
Снился Святославу смутный сон
В стольном граде в тереме высоком.
И, собрав бояр, поведал он,
Что узрел во мраке вещим оком.
(Н.Рыленков)
Игра «Перевертыш».
Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.
Железный гвоздь, кудрявый малыш, колючий еж, ледяная глыба, золотые часы, черная шаль, бархатная штора и т.д.
Игра «Эрудит» не только активизирует мыслительную деятельность, но и содействует расширению кругозора учащихся.
Жизнь кажется кошмаром,
Когда одним ударом
Не то, что нужно, ставят под удар.
Ошибка в ударении граничит с преступлением,
Пускай запомнит это млад и стар.
Ни молодым, ни старым
Нельзя одним ударом
Не то, что нужно, ставить под удар.
Затем ученик читает наизусть сувенир стихотворение В.Громовой «Шутка», которое им дарит орфоэпия.
Конечно, не все зарифмованные правила несут одинаковую нагрузку. Некоторые из них отсеиваются, но остается основное - урок выглядит свежее, интереснее, вызывает у ребят желание написать что-то подобное. К проведению некоторых игр требуется предварительная домашняя подготовка учащихся. Например, написать сказку к грамматическим правилам. Здесь дети проявляют много изобретательности, остроумия. Причем «слабые» ученики оказываются незаурядными авторами, нередко дают в сочиненной миниатюре самую неожиданную концовку.
«Иногда в стране Грамматике идут интересные спектакли. Публика восхищается Междометиями. Только звуками они могут выразить чувства. Оно держалось за щеку и жалобно стонало: «Ой-ой-ой!». К нему подошло другое Междометие в белом халате и сказало: «Ну и ну!». Потом в его руке блеснули щипцы «Ай!» - раздалось. Так грустно кончилось невнимание к зубной щетке». Никита Решенов
А вот к уроку по развитию речи ученик 6 класса в сказке «Новогодние чудеса» пишет: «Если бы в Новогоднюю ночь на голову ребят упали волшебные снежные хлопья, то дети стали бы добрее, перестали обижать друг друга, портить школьное имущество, бить стекла в окнах, а на их лицах не было бы злобы, а только добрая улыбка».
Сочинения-миниатюры подобного характера «приоткрывают» духовный мир ребенка, показывают - «на что он способен». Заучивать «сухое» правило помогают лингвистические сказки: «Ер Твердович Приставкин, собачка Ерька и человечки с кармашками»; «Змей Горыныч о четырех головах и месье Жюль»; «Золотая ладья мира. Восемь княжеств страны Словографии». Эти сказки на правила: «Употребление ь и ъ знаков», «Правописание гласных после шипящих», «Разделы науки о языке» - можно найти в журнале «Русский язык и литература» №8, 1990г. При изучении темы «Приставки на - з и - с использую занимательный текст: «Представьте слово сыпать в виде живого существа, передвигающегося по экрану... Вдруг к этому слову подбегает приставка - раз и пытается встать рядом. Слово сыпать с испугом отскакивает от нее и отправляется по экрану искать свою приставку. Как только появляется приставка -рас, слово сыпать радостно бросается к ней навстречу. Части соединяются, и возникает новое слово... Дети называют слово. Одновременно исполняем шуточную инсценировку. Один ученик исполняет роль глагола сыпать (на груди у него висит большой лист бумаги со словом сыпать), а еще два ученика выступают в роли приставок -рас, - раз. Такая «мысленная экранизация» остается в памяти учащихся надолго.
Итак, надо научить детей трудиться, научить думать, наблюдать, понимать, что такое умственный труд. Дать детям радость труда, радость успеха в учении, а успех в учении - единственный источник вынужденных сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться.
Наша задача не в том, чтобы сделать себя необходимыми нашим детям, а, напротив, в том, чтобы помочь им научиться, по возможности, скорее, обходиться без нас.