Активизация познавательной деятельности обучающихся через работу с текстом на уроках русского языка

Разделы: Русский язык


Презентация№1. Используя в своей педагогической практике различные методы и приемы, формы, особо выделяю работу с текстом, т.к. это позволяет комплексно подходить к обучению учащихся, развитию основных видов речевой деятельности, творческих способностей. Такая работа является одним из средств, активизирующих их познавательную деятельность.

В истории методической науки и школьной практике накоплен большой опыт использования текста при изучении языковых единиц различного уровня. Как правило, текст является дидактическим материалом, иллюстрирующим особенности употребления изученных единиц.

Приложение №1.

В настоящее время, когда актуализировалась проблема развития речи школьников, работа с текстом в процессе изучения основного программного материала требует новых подходов, более глубокого осмысления. Речевая деятельность предполагает умение создавать и понимать тексты. Текст выполняет особую (по сравнению с другими единицами), только ему присущую функцию: обеспечение коммуникации в процессе жизнедеятельности людей.

Текст как особая единица обладает необходимыми для реализации этой функции свойствами (информативность, содержательная и смысловая цельность, связность, композиционная завершенность). Поэтому, чтобы создать текст, отвечающий условиям и задачам общения, необходимо реализовать названные категории в процессе осознанного отбора единиц языка.

Приложение №2.

Текст представляет собой такую структуру, в рамках которой объединяются все элементы языка, все его единицы. Поэтому, изучая различные единицы языка, раскрываю их свойства и функциональные возможности с помощью текста, на текстовой основе.

Чтобы содержание текста было адекватно его замыслу, чтобы оно было коммуникативно значимым, необходимо излагать информацию точно, полно, последовательно, связно, в соответствующей композиционной форме, соблюдать правила построения текстов различных жанров, знать способы оформления зачинов и концовок, перехода от одной части к другой, средства связи предложений и частей текста, т.е. уметь сделать высказывание связным и композиционно завершенным.

Все названные качества текста усваиваются в процессе чтения и анализа текстов. Читая и анализируя образцы, учащиеся осознают, какие средства языка позволяют добиться нужных качеств текста, какую роль в нем играет изучаемое понятие. Приложение №3.

На всех этапах изучения текст связывает всю работу по усвоению грамматических понятий, придает ей коммуникативную направленность, обеспечивает формирование у школьников речевых умений в естественных условиях – в условиях анализа, интерпретации, продуцирования высказываний различного характера. Приложение №4.

На каждом уроке текст занимает особое место. Это и при коллективной работе, индивидуальной, по группам или в парах.

Часто использую карточки с текстом, игру “Кубики” (деформированный текст), рисунки ребят, по которым они самостоятельно составляют текст. Приложение №5.

Игра помогает накопить опыт для создания собственных высказываний, расширяет кругозор, учит полнее воспринимать особенности слога писателя.

В основе нашей работы по воспитанию интереса к предмету лежит постоянное внимание к изобразительным возможностям русского языка, к тем его достоинствам, которые делают русский язык одним из самых выразительных, богатых и красивых языков мира. Красота и богатство русского языка в полной мере раскрывается лишь в процессе повседневной и кропотливой работы на каждом уроке, цель которой – пробудить интерес к слову.

Считаю, что активизировать внимание, интерес учащихся к языку, можно, соединив изучение русского языка и литературы. В методической литературе такие уроки называются уроками словесности. К ним учащиеся серьезно готовятся. Подготовка ведется и дома при выполнении индивидуальных заданий исследовательского характера. Так, после изучения темы “Лексика” в 5 классе провожу урок “Изобразительно-выразительные средства языка” (эпитет, сравнение, метафора). Приложение №6. А после изучения темы “Предложение” - “Олицетворение как выразительное средство языка”. Перед этим уроком - урок- концерт “Родная природа в произведениях поэтов 19века”. После урока “Язык басен Крылова” - урок “Я сочиняю басню”. Работа над сочинением басни начинается в классе, а заканчивается дома. Свою басню ребята иллюстрируют.

Одной из реальных возможностей усилить речевую направленность уроков русского языка является широкое и систематическое использование творческих работ малой формы: изложений- миниатюр, сочинений- миниатюр.

Под изложением- миниатюрой понимается такой вид работы, в основе которого лежит воспроизведение исходного текста малого объема, малой формы. Для изложений- миниатюр в зависимости от класса подбираю тексты объемом от 35 до 110 слов; это могут быть тексты любого типа и стиля речи. Обычно на изложение малого объема отводится от 8 до 20 минут урока. Как и изложение полного объема, изложения- миниатюры могут быть подробными и сжатыми: полными, выборочными, с дополнительными заданиями различного характера.

Использование мини-изложений (наряду с сочинениями-миниатюрами, свободными диктантами) позволяет включить текст как речевое произведение в уроки, на которых изучаются строевые единицы языка, и показывать функционирование единиц разных уровней в тексте, и также тренировать обучающихся в их употреблении.

Основное назначение изложений- миниатюр (как и изложений полного объема) – формирование коммуникативно-речевых умений. Например, мини-изложение используется для отработки умения определять тему и основную мысль текста, подбирать заголовок, выделять микротемы текста и составлять план, редактировать текст и т.д. Обычно изложение используется для решения нескольких задач, хотя какая- то одна всегда выступает на первый план.

Изложение-миниатюру использую на этапе подготовки к предстоящему изложению полного объема. В этом случае в качестве исходного текста для изложения малой формы беру фрагмент из текста будущего изложения. Это та микротема, понимание и воспроизведение которой вызывает у детей затруднение со стороны структуры, языкового оформления. Это может быть также та часть исходного текста, изобразительно - выразительные средства которой важны для передачи основной мысли текста, для обогащения речи детей. Приложение №7.

В школьной практике часто используются изложения с различными дополнительными заданиями (лексическими, грамматическими, стилистическими и др.) Приложение№8.

Традиционно основу дидактического материала на уроках развития речи составляют тексты художественного и публицистического стилей. Такие тексты заключают в себя, кроме внешнего, содержательного плана, план внутренний, глубинный, выявляющий смысл текста (его идею, авторскую оценку). Наличие этого второго плана приводит читателя к размышлениям, к возможности сотворчества, к интерпретированию текста.

Такие задания направлены на обучение школьников толкованию текста в целом или отдельных его элементов, отдельных сторон (сюжета, композиции, характеров героев, их поступков, языковой ткани текста) с целью выявления идейно- эмоционального смысла. Они воспитывают вдумчивого читателя.

На начальном этапе обучения интерпретации текста задания в основном будут направлены на осмысление и толкование сюжетной линии, содержания объекта. Следующий этап работы – проникновение в замысел автора, обучение постижению содержательно-подтекстовой информации, что предполагает включение в работу с текстом элементов лингвистического и литературоведческого анализа.

Изложение-миниатюра может проводиться и на этапе подготовки к сочинению.

Знакомя учащихся с новым жанром школьного сочинения, часто использую текст-образец (на сходную тему, того же жанра, типа речи, той же стилистической окраски). Роль образца выполняет изложение-миниатюра, работая над которым школьники усваивают, о чем и как следует писать в предстоящем сочинении. Приложение №9.

Работая над сочинением, школьники учатся грамотно и выразительно передавать свой опыт эмоционального восприятия жизни, проявлять самостоятельность суждений, развивать свою речь…

Признаками созданного или создаваемого текста малой формы являются, во-первых, небольшой объем, во-вторых, характер содержания: обычно это впечатление, быстрый отклик на что-то. Результатом творческой работы могут быть зарисовка, этюд, художественная миниатюра. Сочинения малой формы бывают как классными, так и домашними. В первом случае повышается спонтанность высказывания, во втором – создаются благоприятные условия для совершенствования текста малого объема. Классная работа больше ориентирована на зарисовку, домашняя – на создание более совершенного текста.

Успех обучающихся в словесном творчестве зависит от проявления ими как рассказчиками индивидуальных черт: художественной памяти, способности к импровизации, природного таланта к слову. Поэтому методической целью организации небольших творческих работ в школе является развитие у детей этих свойств личности. На качество работ будет влиять и то, насколько неформальны отношения учителей с учащимися, и то, насколько тема сочинения конкретна, близка и понятна детям.

Часто используя эти формы работы с текстом, нахожу подтверждение в психологии.

С точки зрения психологии речи изложения, сочинения представляют собой два взаимосвязанных речемыслительных процесса: восприятие высказывания и его воспроизведение.

В отличие от естественного психологического процесса, любая человеческая деятельность осуществляется человеком сознательно и мотивирована желанием добиться определенной цели. Эта целеустремленность делает ее результативной.

Специальные психолого-педагогические исследования показали, что наиболее эффективным является комплексное обучение, при котором умение воспринимать устную, письменную речь (слушать и читать) формируется в сочетании с умением строить устные и письменные высказывания (говорить и писать). В каждом виде речевой деятельности, помимо специфических для него умений и навыков, формируются и умения, общие для всех видов деятельности, в частности, такое базисное, исходное умение, как понимать информацию, умение, которое связывает в единый процесс мышление и речь.

Переход от мысли к речи и от речи к мысли требует преобразования информации.

Научить ребенка членить смысл на предложения и слова – одна из основных задач методики развития связной речи.

На уроках русского языка необходимо вооружать учащихся рациональными приемами работы с текстом, умениями самостоятельно извлекать и усваивать лингвистическую информацию и свободно пользоваться ею.

В обучении самостоятельному приобретению знаний и умений можно выделить несколько последовательных и взаимосвязанных этапов:

1) понимание лингвистического текста (умение членить учебный текст на части, выявлять основное в каждой из них, выделять логические связи);

2) самостоятельная постановка вопросов, самопроверка, взаимоконтроль;

3) свертывание лингвистической информации до опорных (ключевых) слов и развертывание до полного объема;

4) выявление внутрипредметных связей языковых единиц;

5) пересказ лингвистического текста по опорным понятиям, сопоставление его с текстом учебника.

Выделенные этапы могут стать основой организации индивидуального или дифференцированного обучения. Но, как показывают исследования психологов, в первоначальной подготовке к самостоятельной работе с текстом учебника нуждаются все ученики. На первых этапах происходит предварительное самостоятельное ознакомление с текстом учебника. Сначала обучающиеся отвечают на вопросы учителя, опираясь на материал учебника; затем – на те же вопросы, предъявленные в измененной последовательности, – без опоры на учебник; самостоятельно формулируют определение по памяти. Самоконтроль с помощью учебника или взаимоконтроль предшествуют окончательному полному и точному воспроизведению правила по памяти.

При таком способе обучения повышается роль самостоятельной работы обучающихся, обеспечивается индивидуальный подход, воспитываются внимание, аккуратность в работе, ответственность за принятые решения, постоянный самоконтроль.

Неотъемлемой частью моей работы является контроль знаний, умений, который провожу с помощью контрольной работы, диктанта, срезовой работы, карточки – задания, изложения, сочинения, изложения с элементом сочинения, тестов, презентаций, практикумов, которые активизируют познавательную деятельность обучающихся. Приложение №10.

Внедрение ИКТ в учебный процесс заставляет по-новому взглянуть на использование традиционных методов обучения, на место текста в данной работе. Чем лучше обучающийся знаком с законами построения текста, сворачивания и разворачивания информации, выбора главного, ключевых слов и т.п., тем легче и интереснее идет его работа. Комплексная работа с текстом служит надежным средством подготовки к итоговой аттестации.

Список литературы

1. Антонова Л.Г. “Обучение старшеклассников жанровым формам речи”, РЯШ, 6, 94г.

2.Архипова Е.В. “Системный подход к обучению языку и методическая система речевого развития школьников”, РЯШ,№4,2005.

3. Власенков А.Н. “Развивающее обучение русскому языку”, Просвещение, 82г.

4. Дейкина А.Д. “Сочинение малой формы на уроках русского языка”, РЯШ, 5, 94г.

5. Золотарева И.Н. “Основы самостоятельного анализа текста”, РЯНЛ, 4, 90г.

6. Ипполитова Н.А. “Работа с текстом при изучении синтаксиса”, РЯШ, 3, 91г.

7. Константинова С.К. “Изучение олицетворений”, РЯШ, 3, 94г.

8. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик Н.С. “Сборник текстов для изложений с лингвистическим анализом”, Просвещение, 91г.

9. Логинова Т.И. “Сочинение-миниатюра”, РЯШ, 6, 94г.

10. Морозова И.Д. “Виды изложений и методика их проведения”, Просвещение, 84г.

11. Новожилова Ф.А. “Изложение-миниатюра на уроках русского языка”, РЯШ, 5, 94г.

12. Остренкова М.А. “Уроки словесности в 5 классе”, РЯШ, 4, 95г.

13. Пахнова Т.М. “Уроки духовного развития”, РЯШ,3-4,92.

14. Платонов К.К. “О системе психологии”, М., “Мысль”,72.

15. Сидоренко В.А. “Приемы самостоятельной работы с лингвистическим текстом”, РЯШ, 6,88.

16. Степанова Л.С. “Работа с текстом на уроках русского языка и литературы в 9-м классе общеобразовательной школы”, РЯШ, №1, 2004.

17. Шанский Н.М. “Художественный текст под лингвистическим микроскопом”.

18. Яковлева Г.Н. “Изложение как средство контроля при изучении орфографии”, РЯШ, 3, 90.