Адаптированная образовательная программа детского объединения "Культура речи. Языковые нормы русского языка". 10–11-е классы

Разделы: Русский язык


1. Пояснительная записка

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит существующее в сознании человека представление о "речевом идеале", образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь. Правильная с точки зрения ее соответствия современным языковым нормам.

В программе предлагаемого курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. В задачи курса входит: совершенствование умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка.

Программа построена на расширении и углублении базового образования. Изучив материалы печати по русскому языку, я пришла к выводу, что строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть его многие "тайны". В развитии потенциальных возможностей учащегося, на помощь приходят внеклассные занятия, являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением. Они способствуют развитию самостоятельности, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствуют навыки лингвистического анализа, повышают уровень языкового развития учащихся. В ходе занятий у школьников формируются не только познавательные способности, но и такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путём коллективного обсуждения, столкновения и соотнесения разных точек зрения.

Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Отрабатывается методика проведения теста [Приложение 1], комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика "мозгового штурма" позволяет обучающимся отработать, углубить и систематизировать свои знания о языке и речи.

Каждое занятие включает обязательные формы работы: практикум (работу с тестами), лабораторную работу (работу с текстами), задания по развитию речи.

Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей старшеклассников, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык.

Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературы.

Программа "Культура речи. Языковые нормы русского языка" предназначена для учащихся 10-11 классов.

Цель программы:

Обобщение и углубление теоретических знаний по русскому языку, совершенствование речевых умений школьников, на основе анализа распространенных ошибок научить говорить и писать правильно, продуманно использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций.

Основные задачи программы.

Образовательные:

  • закрепить и углубить знания, развить умения фонетике, лексике, фразеологии, грамматике и правописанию;
  • совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся; закрепить и расширить знания обучающихся о тексте;
  • способствовать развитию речи и мышления, а также языковой компетентности обучающихся;
  • обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений при работе над текстом.

Развивающие:

  • развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
  • развитие мотивации к речевому самосовершенствованию.

Воспитательные:

  • воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
  • овладение культурой межнационального общения;
  • формирование социально активной, конкурентоспособной личности.

Формы занятий:

  • групповые;
  • индивидуальные;
  • практикумы с элементами исследования;
  • круглый стол - дебаты.

Виды деятельности:

  • теоретические (лекция, беседа, рассказ);
  • практические (выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр, подготовка сообщений);
  • индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой);
  • частично-поисковые;
  • эвристические.

Методы:

  • словесный;
  • частично-поисковый;
  • исследовательский;
  • наглядно-демонстрационный;
  • проблемный.

Межпредметные связи:

  • русский язык;
  • литература;
  • история;
  • иностранные языки;
  • татарский язык.

Внутрипредметные связи:

  • фонетика, орфоэпия, орфография;
  • лексика, орфография этимология;
  • морфология, орфография, этимология;
  • морфология, стилистика, культура речи.

Ожидаемые результаты:

Обучающие должны знать:

  • языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;
  • признаки и особенности правильной речи;
  • виды речевых ошибок и недочетов;
  • художественно-выразительные средства языка.

Обучающиеся должны уметь:

  • соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические);
  • опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;
  • извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач;
  • анализировать и рецензировать текст.

Оборудование и материалы:

  • учебники, лингвистические словари, справочники;
  • тестовые задания по русскому языку;
  • памятки "Работа над тезисами", "Стили речи", "Как совершенствовать написанное", "Произноси правильно";
  • компьютер, диски, дискеты с материалами по русскому языку.

Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:

  • Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993г.
  • Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. №3266-1
  • Типовые правила для работников УДО
  • Русский язык. Федеральный компонент государственного стандарта: сб. нормативных документов. - М.: Дрофа, 2006.
  • Программа составлена с учетом национально-регионального компонента, а также включает беседы о здоровом образе жизни

2. Тематический план

Тема Количество часов
теория практика всего
  Предмет и задачи курса. Правильность речи, её соответствие литературным нормам 2 2 4
  Орфоэпические нормы. 5 8 13
  Лексические нормы. 7 7 14
  Грамматические нормы. 7 6 13
  Морфология. 8 10 18
  Орфография. 10 14 24
  Синтаксические нормы и пунктуация. 12 14 26
  Речь. Функциональные стили речи. 5 6 11
  Общие сведения о языке. Изобразительно-выразительные средства. 3 5 8
  Редактирование, совершенствование текстов с опорой на полученные знания. 5 8 13
Итого 63 81 144

3. Содержание

Тема 1.

  1. Предмет и задачи курса. Правильность речи, её соответствие литературным нормам.
  2. Вводное занятие.

Тема 2.

  1. Фонетика и графика. Орфоэпические нормы.
  2. Звуки русского языка. Гласные ударные и безударные. Слоги.
  3. Согласные звонкие и глухие. Твердые и мягкие. Парные и непарные согласные.
  4. Фонетический анализ слова. Практикум.
  5. Орфоэпические нормы (произношение гласных и согласных звуков, ударение).

Тема 3.

  1. Лексика и фразеология.
  2. Лексические нормы (употребление слова).
  3. Лексическое значение слова.
  4. Средства выразительности (фразеологизмы).
  5. Практикум.

Тема 4.

  1. Грамматические нормы.
  2. Части слова. Морфемный анализ слова.
  3. Практикум.
  4. Основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение)
  5. Практикум.

Тема 5.

  1. Морфология.
  2. Морфологические нормы. Части речи.
  3. Практикум.
  4. Морфологический анализ слова.
  5. Практикум.

Тема 6.

  1. Орфография.
  2. Правописание корней. Проверяемые и чередующиеся безударные гласные в корне слова. Непроверяемые гласные.
  3. Правописание согласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые согласные.
  4. Правописание приставок.
  5. Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -н- и -нн-).
  6. Правописание -н- и -нн- в суффиксах различных частей речи
  7. Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени
  8. Практикум.
  9. Правописание НЕ и НИ.
  10. Слитное, дефисное, раздельное написание различных частей речи
  11. Правописание Ъ и Ь
  12. Правописание частиц (же, бы)
  13. Практикум.

Тема 7.

  1. Синтаксические нормы и пунктуация.
  2. Роль пунктуации в письменном общении. Принципы и функции русской пунктуации. Трудные вопросы постановки знаков препинания
  3. Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов.
  4. Интонационное богатство русской речи
  5. Систематизация сведений о пунктуации простого осложненного предложения. Виды синтаксического разбора. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого
  6. Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуации в них
  7. Синтаксическая синонимия, её роль в создании выразительности речи
  8. Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текста

Тема 8.

  1. Речь. Функциональные стили речи.
  2. Обобщающее повторение. Функциональные стили, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования.
  3. Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. Практика анализа и составления деловых бумаг, официальных документов.
  4. Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи. Жанры публицистического стиля: устное выступление, доклад
  5. Жанры публицистического стиля: очерк
  6. Жанры публицистического стиля: путевой очерк, портретный очерк
  7. Жанры публицистического стиля: проблемный очерк. Подготовка к сочинению публицистического характера
  8. Жанры публицистического стиля: эссе
  9. Художественный стиль речи. Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств.
  10. Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи.
  11. Практикум. Анализ художественно-языковой формы произведения русской классической литературы.

Тема 9.

  1. Общие сведения о языке. Изобразительно-выразительные средства связи.
  2. Функции языка. Выдающиеся ученые-русисты.
  3. Культура речи и языковая норма.
  4. Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Анализ художественного текста.
  5. Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Анализ стихотворного текста.

Тема 10.

  1. Отработка навыков работы над текстом.
  2. Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии.
  3. Повторение и систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии. Трудные случаи правописания.
  4. Трудные случаи пунктуации. Цитирование.
  5. Лингвистический анализ текста.
  6. Контрольная работа.
  7. Итоговый урок.

4. Этапы педагогического контроля

Какие знания, умения, навыки контролируются Форма контроля Сроки
  Знание орфоэпических норм, умение использовать их в практической деятельности и повседневной жизни. Орфоэпический диктант сентябрь
  Умение работать со справочной литературой Анализ языковых единиц октябрь
  Знание фонетики, соотношение букв и звуков, орфографических норм Фонетический анализ ноябрь
  Умение анализировать задания, делать логические выводы Тестовые задания декабрь
  Умение видеть лексические и морфологические средства связи предложений Анализ текста январь
  Умение связно и логично излагать мысли, подбирать доказательства из своей жизни Сочинение-рассуждение февраль
  Знание языковых норм Редактирование предложений март
  Умение находить изобразительно-выразительные средства языка, определять их роль Анализ текста апрель
  Умение рецензировать текст Рецензия к тексту май

5. Образовательно-воспитательная работа

Мероприятие, форма проведения Сроки
1 Праздник "День знаний - семейный праздник" сентябрь
2 Литературный путеводитель. "Разиль Валеев - известный татарский писатель, поэт, общественный деятель" октябрь
3 Участие в российской игре по языкознанию

"Русский медвежонок - 2008"

ноябрь
4 Участие в городских олимпиадах по русскому языку и литературе декабрь
5 Участие в научно-практических конференциях январь
6 Конкурс сочинений для местной прессы март

Приложение.

Информационно-методическое обеспечение программы

Литература для учащихся

  1. Занимательная грамматика русского языка.
  2. Лингвистические словари.
  3. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2003.
  4. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2009. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Легион, 2008.
  5. Учебники русского языка.

Литература для педагога

  1. Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5 - 9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002.
  2. Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное пособие / И.Б.Голуб - М.: Эксмо, 2007.
  3. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос, 2006.
  4. Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 2003.
  5. Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. - М., 2001.
  6. Лекант П.А., Диброва Е.И. и др. Современный русский язык. - М.: Дрофа, 2002.
  7. Миловидова И. Проверяем свою грамотность. - М.: Рольф, 2004.
  8. Радугин А.А. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Библионика, 2004.
  9. Различные типы словарей.
  10. Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. - М., 2006.
  11. Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики - М., 2004.
  12. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. - М.: Айрис-пресс, 2006.
  13. Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. - Волгоград: Учитель, 2006.
  14. Шанский Н.М. В мире слов. - М., 2003.