1. Пояснительная записка
Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека. Она требует постоянного совершенствования. В основе культуры речи лежит существующее в сознании человека представление о "речевом идеале", образце, в соответствии с которым должна строиться правильная речь. Правильная с точки зрения ее соответствия современным языковым нормам.
В программе предлагаемого курса реализуется идея обучения языку как речевой деятельности. В задачи курса входит: совершенствование умения оформления речи в соответствии с литературными нормами языка, навыков использования разнообразных грамматических форм и лексического богатства языка.
Программа построена на расширении и углублении базового образования. Изучив материалы печати по русскому языку, я пришла к выводу, что строгие рамки урока и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, показать им богатство русского языка, раскрыть его многие "тайны". В развитии потенциальных возможностей учащегося, на помощь приходят внеклассные занятия, являющиеся закономерным продолжением урока, его дополнением. Они способствуют развитию самостоятельности, творческой инициативы, более прочному и сознательному усвоению изученного на уроке материала, совершенствуют навыки лингвистического анализа, повышают уровень языкового развития учащихся. В ходе занятий у школьников формируются не только познавательные способности, но и такие ценные качества личности, как выдержка, настойчивость, трудолюбие, самокритичность, объективность. Это обусловлено тем, что внимательное исследование различных заданий, их условий и использование разных способов поиска на занятиях решаются путём коллективного обсуждения, столкновения и соотнесения разных точек зрения.
Данная программа содержит как теоретический блок по русскому языку, так и практический, который включает в себя отработку всех правил русского языка в системе и служит для подготовки учащихся к ЕГЭ по русскому языку. Отрабатывается методика проведения теста [Приложение 1], комплекс специальных упражнений и заданий направлен на развитие письменной речи и творческих способностей обучающихся. Методика "мозгового штурма" позволяет обучающимся отработать, углубить и систематизировать свои знания о языке и речи.
Каждое занятие включает обязательные формы работы: практикум (работу с тестами), лабораторную работу (работу с текстами), задания по развитию речи.
Настоящая программа составлена с учетом психологических особенностей старшеклассников, имеет не только познавательное значение, но и воспитательное. Занятия помогут обогатить знания учащихся, совершенствовать умения по всем разделам русского языка, развить чувство слова, научить бережному отношению к нему, воспитать культуру речи, чувство гордости за русский язык.
Практическое значение программы состоит в том, что учащиеся смогут повысить культуру речи, обогатить словарный запас, отработать навыки пользования справочной литературы.
Программа "Культура речи. Языковые нормы русского языка" предназначена для учащихся 10-11 классов.
Цель программы:
Обобщение и углубление теоретических знаний по русскому языку, совершенствование речевых умений школьников, на основе анализа распространенных ошибок научить говорить и писать правильно, продуманно использовать единицы русского языка в зависимости от речевых ситуаций.
Основные задачи программы.
Образовательные:
- закрепить и углубить знания, развить умения фонетике, лексике, фразеологии, грамматике и правописанию;
- совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность обучающихся; закрепить и расширить знания обучающихся о тексте;
- способствовать развитию речи и мышления, а также языковой компетентности обучающихся;
- обеспечить практическое использование лингвистических знаний и умений при работе над текстом.
Развивающие:
- развитие языковых компетенций учащихся, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных ситуациях общения; повышение уровня культуры речи;
- развитие мотивации к речевому самосовершенствованию.
Воспитательные:
- воспитание гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку, приобщение к культуре и литературе русского народа;
- овладение культурой межнационального общения;
- формирование социально активной, конкурентоспособной личности.
Формы занятий:
- групповые;
- индивидуальные;
- практикумы с элементами исследования;
- круглый стол - дебаты.
Виды деятельности:
- теоретические (лекция, беседа, рассказ);
- практические (выполнение тестов, работа над словом, работа с книгой, словарем; составление диалогов, редактирование предложений, написание сочинений-миниатюр, подготовка сообщений);
- индивидуальные (работа над словом, со справочной литературой);
- частично-поисковые;
- эвристические.
Методы:
- словесный;
- частично-поисковый;
- исследовательский;
- наглядно-демонстрационный;
- проблемный.
Межпредметные связи:
- русский язык;
- литература;
- история;
- иностранные языки;
- татарский язык.
Внутрипредметные связи:
- фонетика, орфоэпия, орфография;
- лексика, орфография этимология;
- морфология, орфография, этимология;
- морфология, стилистика, культура речи.
Ожидаемые результаты:
Обучающие должны знать:
- языковые нормы и их разновидности, нормы речевого поведения в различных сферах общения;
- признаки и особенности правильной речи;
- виды речевых ошибок и недочетов;
- художественно-выразительные средства языка.
Обучающиеся должны уметь:
- соблюдать языковые нормы (орфоэпические, лексические, грамматические, синтаксические);
- опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа, оценивать их с точки зрения нормативности;
- извлекать информацию из различных источников для решения познавательных и коммуникативных задач;
- анализировать и рецензировать текст.
Оборудование и материалы:
- учебники, лингвистические словари, справочники;
- тестовые задания по русскому языку;
- памятки "Работа над тезисами", "Стили речи", "Как совершенствовать написанное", "Произноси правильно";
- компьютер, диски, дискеты с материалами по русскому языку.
Документы и материалы, с учетом которых составлена программа:
- Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993г.
- Закон Российской Федерации "Об образовании" от 10 июля 1992 г. №3266-1
- Типовые правила для работников УДО
- Русский язык. Федеральный компонент государственного стандарта: сб. нормативных документов. - М.: Дрофа, 2006.
- Программа составлена с учетом национально-регионального компонента, а также включает беседы о здоровом образе жизни
2. Тематический план
№ | Тема | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
Предмет и задачи курса. Правильность речи, её соответствие литературным нормам | 2 | 2 | 4 | |
Орфоэпические нормы. | 5 | 8 | 13 | |
Лексические нормы. | 7 | 7 | 14 | |
Грамматические нормы. | 7 | 6 | 13 | |
Морфология. | 8 | 10 | 18 | |
Орфография. | 10 | 14 | 24 | |
Синтаксические нормы и пунктуация. | 12 | 14 | 26 | |
Речь. Функциональные стили речи. | 5 | 6 | 11 | |
Общие сведения о языке. Изобразительно-выразительные средства. | 3 | 5 | 8 | |
Редактирование, совершенствование текстов с опорой на полученные знания. | 5 | 8 | 13 | |
Итого | 63 | 81 | 144 |
3. Содержание
Тема 1.
- Предмет и задачи курса. Правильность речи, её соответствие литературным нормам.
- Вводное занятие.
Тема 2.
- Фонетика и графика. Орфоэпические нормы.
- Звуки русского языка. Гласные ударные и безударные. Слоги.
- Согласные звонкие и глухие. Твердые и мягкие. Парные и непарные согласные.
- Фонетический анализ слова. Практикум.
- Орфоэпические нормы (произношение гласных и согласных звуков, ударение).
Тема 3.
- Лексика и фразеология.
- Лексические нормы (употребление слова).
- Лексическое значение слова.
- Средства выразительности (фразеологизмы).
- Практикум.
Тема 4.
- Грамматические нормы.
- Части слова. Морфемный анализ слова.
- Практикум.
- Основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, приставочно-суффиксальный, сложение)
- Практикум.
Тема 5.
- Морфология.
- Морфологические нормы. Части речи.
- Практикум.
- Морфологический анализ слова.
- Практикум.
Тема 6.
- Орфография.
- Правописание корней. Проверяемые и чередующиеся безударные гласные в корне слова. Непроверяемые гласные.
- Правописание согласных в корне слова. Проверяемые и непроверяемые согласные.
- Правописание приставок.
- Правописание суффиксов различных частей речи (кроме -н- и -нн-).
- Правописание -н- и -нн- в суффиксах различных частей речи
- Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени
- Практикум.
- Правописание НЕ и НИ.
- Слитное, дефисное, раздельное написание различных частей речи
- Правописание Ъ и Ь
- Правописание частиц (же, бы)
- Практикум.
Тема 7.
- Синтаксические нормы и пунктуация.
- Роль пунктуации в письменном общении. Принципы и функции русской пунктуации. Трудные вопросы постановки знаков препинания
- Нормативное построение словосочетаний и предложений различных типов.
- Интонационное богатство русской речи
- Систематизация сведений о пунктуации простого осложненного предложения. Виды синтаксического разбора. Трудные случаи согласования подлежащего и сказуемого
- Систематизация сведений о видах сложного предложения и пунктуации в них
- Синтаксическая синонимия, её роль в создании выразительности речи
- Анализ синтаксической структуры и средств выразительности художественного и публицистического текста
Тема 8.
- Речь. Функциональные стили речи.
- Обобщающее повторение. Функциональные стили, их основные особенности: назначение каждого из стилей, сфера использования.
- Официально-деловой стиль речи. Его основные признаки, назначение, сфера использования, своеобразие лексики, синтаксиса и построения текста. Практика анализа и составления деловых бумаг, официальных документов.
- Публицистический стиль, его особенности. Средства эмоциональной выразительности в публицистической речи. Жанры публицистического стиля: устное выступление, доклад
- Жанры публицистического стиля: очерк
- Жанры публицистического стиля: путевой очерк, портретный очерк
- Жанры публицистического стиля: проблемный очерк. Подготовка к сочинению публицистического характера
- Жанры публицистического стиля: эссе
- Художественный стиль речи. Общая характеристика стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств.
- Язык художественной литературы. Источники богатства и выразительности русской речи.
- Практикум. Анализ художественно-языковой формы произведения русской классической литературы.
Тема 9.
- Общие сведения о языке. Изобразительно-выразительные средства связи.
- Функции языка. Выдающиеся ученые-русисты.
- Культура речи и языковая норма.
- Изобразительно-выразительные возможности морфологических форм и синтаксических конструкций. Анализ художественного текста.
- Основные виды тропов, их использование мастерами художественного слова. Анализ стихотворного текста.
Тема 10.
- Отработка навыков работы над текстом.
- Систематизация знаний и умений по фонетике, графике и орфографии.
- Повторение и систематизация знаний по морфемике, морфологии и орфографии. Трудные случаи правописания.
- Трудные случаи пунктуации. Цитирование.
- Лингвистический анализ текста.
- Контрольная работа.
- Итоговый урок.
4. Этапы педагогического контроля
№ | Какие знания, умения, навыки контролируются | Форма контроля | Сроки |
Знание орфоэпических норм, умение использовать их в практической деятельности и повседневной жизни. | Орфоэпический диктант | сентябрь | |
Умение работать со справочной литературой | Анализ языковых единиц | октябрь | |
Знание фонетики, соотношение букв и звуков, орфографических норм | Фонетический анализ | ноябрь | |
Умение анализировать задания, делать логические выводы | Тестовые задания | декабрь | |
Умение видеть лексические и морфологические средства связи предложений | Анализ текста | январь | |
Умение связно и логично излагать мысли, подбирать доказательства из своей жизни | Сочинение-рассуждение | февраль | |
Знание языковых норм | Редактирование предложений | март | |
Умение находить изобразительно-выразительные средства языка, определять их роль | Анализ текста | апрель | |
Умение рецензировать текст | Рецензия к тексту | май |
5. Образовательно-воспитательная работа
№ | Мероприятие, форма проведения | Сроки |
1 | Праздник "День знаний - семейный праздник" | сентябрь |
2 | Литературный путеводитель. "Разиль Валеев - известный татарский писатель, поэт, общественный деятель" | октябрь |
3 | Участие в российской игре по
языкознанию "Русский медвежонок - 2008" |
ноябрь |
4 | Участие в городских олимпиадах по русскому языку и литературе | декабрь |
5 | Участие в научно-практических конференциях | январь |
6 | Конкурс сочинений для местной прессы | март |
Информационно-методическое обеспечение программы
Литература для учащихся
- Занимательная грамматика русского языка.
- Лингвистические словари.
- Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка. - М., 2003.
- Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2009. Вступительные испытания: Учебно-методическое пособие. - Ростов-на-Дону: Легион, 2008.
- Учебники русского языка.
Литература для педагога
- Бабайцева В.В., Чеснокова Л.Д. Русский язык: Теория: Учебник для 5 - 9 классов общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2002.
- Голуб И.Б. Новый справочник по русскому языку и практической стилистике. Учебное пособие / И.Б.Голуб - М.: Эксмо, 2007.
- Голуб И.Б. Русский язык и культура речи: Учебное пособие. - М.: Университетская книга, Логос, 2006.
- Горбачевич К.С. Нормы современного русского литературного языка. - М., 2003.
- Капинос В.И., Сергеева Н.Н., Соловейчик М.С. Развитие речи: теория и практика обучения. - М., 2001.
- Лекант П.А., Диброва Е.И. и др. Современный русский язык. - М.: Дрофа, 2002.
- Миловидова И. Проверяем свою грамотность. - М.: Рольф, 2004.
- Радугин А.А. Русский язык и культура речи. Учебное пособие для высших учебных заведений. - М.: Библионика, 2004.
- Различные типы словарей.
- Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. - М., 2006.
- Розенталь Д.Э. Голуб И.Б. Секреты стилистики - М., 2004.
- Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Д.Э. Розенталь; под ред. И.Б. Голуб. - М.: Айрис-пресс, 2006.
- Сергеев Ф.П. Речевые ошибки и их предупреждение. - Волгоград: Учитель, 2006.
- Шанский Н.М. В мире слов. - М., 2003.