Авторский КИМ ЕГЭ по русскому языку

Разделы: Русский язык

Класс: 11

Ключевые слова: ЕГЭ по русскому языку


Вариант ЕГЭ 2020

Часть 1

Ответами к заданиям 1-26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы, а затем перенесите в БЛАНК ОТВЕТОВ №1 справа от номера задания, начиная с первой клетки, без пробелов, запятых и других дополнительных символов. Каждую букву или цифру пишите в отдельной клетке в соответствии с приведенными в бланке образцами.

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

1. Укажите варианты ответов, в которых говорится о силе искусства

(1) Во время пребывания в Лондоне известный французский художник Клод Моне был поражён собором Святого Павла и, конечно, решил его нарисовать. (2) В тот день туман, привычное явление для этого загадочного города, был таким густым, что сквозь него еле-еле присматривались очертания строений. (3) Моне, естественно, все так и изобразил. (4) <…> лондонцы, увидевшие на выставке, картину были раздражены: туман на полотне, к их удивлению, был не серый, а розовый. (5) Когда же возмущённые посетители галереи вышли на улицу, они оторопели: действительно, туман был розовым. (6) Дело в том, что Лондон - город старых кирпичных зданий, красная кирпичная пыль висит в воздухе и, смешиваясь с туманом, придаёт ему красный оттенок.

  1. Жители Лондона были разочарованы тем, что художник на своих полотнах не отобразил главную особенность их загадочного города - туман.
  2. Посетителей выставки поразило то, как по-иному художник смотрит на мир: Клод Моне увидел то, чего другие не замечали.
  3. Клод Моне во время пребывания в Лондоне так и не смог рассмотреть собор Святого Павла и изобразил туман, поглотивший его, не серым, а розовым.
  4. Старинные кирпичные здания придают лондонскому туману розовый цвет. Жители города, конечно, знали об этом, но привыкли видеть Лондон серым, поэтому творчество Моне их возмутило.
  5. Часто люди проходят мимо прелюбопытнейших явлений, однако, не замечают их, оставаясь равнодушными, но приходит художник и открывает нам необычное в обыкновенном.

Ответ:_________________________

2. Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в четвёртом (4) предложении. Запишите этот союз.

Ответ:_________________________

3. Прочитайте словарную статью, в которой приводятся значения слова ЯВЛЕНИЕ. Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ЯВЛЕНИЕ, -я, ср.

  1. Возникновение, начало, начало существования. Я. Христа народу.
  2. В философии: выражение сущности, то, в чём она обнаруживается. Я. и сущность.
  3. Вообще всякое обнаруживаемое чего-н. Физическое я. Явления природы. Социальные явления.
  4. Событие, случай. Странное, загадочное я.
  5. В пьесе: часть акта, в которой состав действующих лиц не меняется.

Ответ:_________________________

4. Только в одном из приведенных ниже слов нет ошибки в постановке ударения: ВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

асиммЕтрия
бомбардИровать
марАкас
гофрИрованный
карфагенЯнин

Ответ:_________________________

5. В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Зачерпнув пену, я увидел в ней красную, очень добротную РАЧЬЮ икру.
Процент смертельных исходов АКУЛЬИХ атак очень высок.
ТАКТИЧЕСКИЙ человек никогда не укажет собеседнику на его недостатки.
Тут раздался сигнал на вечернюю ПОВЕРКУ, и солдаты ушли в казармы.
Во многих пещерах находятся подземные речки и озёра, с потолков свисают причудливые СТАЛАКТИТЫ.

Ответ:_________________________

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив ЛИШНЕЕ СЛОВО. Выпишите это слово.

Вообще-то смотреть и не надо было, поскольку после прихода смс сообщения телефон обычно выдавал тоненькую мелодичную трель.

Ответ:_________________________

7. В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. ИПРАВЬТЕ ОШИБКУ и запишите слово правильно.

девять ОЛАДИЙ
много ДУПЛОВ
заботливые ФЕЛЬДШЕРА
формовые ХЛЕБЫ
гостеприимных ТУРОК

Ответ:_________________________

8. Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом.
Б) Нарушение связи между подлежащим и сказуемым.
В) Нарушение в построении предложения с несогласованным приложением.
Г) Нарушение в построении предложения с причастным оборотом.
Д) Нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом.

1) Моё знакомство с театром-студией «Хамелеон» произошло на конкурсе чтецов «Живая классика».
2) Я собиралась пройти мимо, как вдруг увидела, что в результате всех махинаций у него из рюкзака что-то выпало.
3) Этим автор подчёркивает, что Софья Васильевна поняла о безысходности положения и приняла помощь без лишних слов.
4) Читая этот текст, мне сразу вспоминаются крупные и высокотехнологичные страны нашего мира.
5) В рецензиях разных лет встречаются заявления о том, что в книге «Маленьком принце» поднимается множество «взрослых» тем.
6) В театр мы стараемся ходить всей семьёй, не забывая бабушек и дедушек.
7) В заключение хочется сказать, что именно народ вынуждают журналистов талантливо лгать.
8) Кроме сидевшего на стремянке Волка в комнате оказались Красавица с Горбачом.
9) Прочитанные книги в трудную минуту, станут опорой для тех, кто потерял веру в себя.

Запишите в поле для ответа последовательность цифр, соответствующую буквам АБВГД.

Ответ:

А

Б

В

Г

Д

9. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

  1. б..рлога, г..рох, отг..дать
  2. п..рламутр, опт..мист, зак..зать
  3. пог..реть, переск..чить, отр..сток
  4. разж..гать, з..ря, отп..реть
  5. ст..лист, проз..рливый, м..кет

Ответ:_________________________

10. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера этих ответов.

  1. трех..гольный, под..грывать, дез..формировать
  2. пр..учить (к порядку), пр..лепить, пр..морский
  3. о..нести, по..пилить, о..далиться
  4. пр..язык, ..логичный, н..деть
  5. бе..мятежный, чре..мерный, во..нести

Ответ:_________________________

11. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. блюд..чко, горош..нка
  2. (выполнил) плох.., (переделать) занов..
  3. фасол..вый, остолбен..вать
  4. корч..вать, кукуруз..нка
  5. горо..ской, сосе..ский

Ответ:_________________________

12. Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. (они) сподоб..тся, (отлично) выгл..дят
  2. горю..щие, пил..щий
  3. отпуст..шь, слыш..мый
  4. та..щий (опасности), выточ..нный (узор)
  5. замеч..нный, взвешива..мый

Ответ:_________________________

13. Определите предложения, в которых НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и запишите эти слова.

(НЕ)ДЕЛАЯ лишних движений, Алексей подходил к нему с особой осторожностью.
Большинство тех, кто постоянно (НЕ)ДОЕДАЕТ, живёт в странах третьего мира.
Вдалеке можно было увидеть еще (НЕ)УБРАННЫЕ с осени поля ржи.
(НЕ)ДОБРЫЙ взгляд его внушал страх в присутствующих в зале.
В Сочи растут (НЕ)ПРИВЫЧНЫЕ берёзы, а высокие пальмы.
Ответ:_________________________

14. Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

(В)ПРОДОЛЖЕНИЕ нескольких недель он усердно работал, (ЗА)ТО результат превзошёл все ожидания.

(ЧТО)БЫ увидеть зубцы Ай-Петри, надо подняться (В)ВЕРХ по проложенному маршруту.

Через (ПОЛ)ЧАСА дождь прекратился, но (ПО)ПРЕЖНЕМУ было темно и пасмурно.

Времени было (В)ОБРЕЗ, (ПО)ЭТОМУ решение мы приняли очень быстро.

Он был (НА)СТОЛЬКО упрямым человеком, что объяснять ему что-либо было (БЕЗ)ТОЛКУ.

Ответ:_________________________

15. Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется НН.

Ветре(1)ым предыюньским вечером старик, укрывшись прорезине(2)ым плащом и обмотав шею шерстя(3)ым кашне, вышел из некраше(4)ой с прошлого года ограды и побрёл к деревя(5)ому домику с пристрое(6)ым скворечником.

Ответ:_________________________

16. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ТРИ запятых. Запишите номера этих предложений.

  1. Стук ставни и завывание ветра в трубе заставляли бледнеть мужчин и женщин и детей.
  2. Наташа говорила шёпотом да и дед и лесничий тоже говорили вполголоса.
  3. На мать смотрели с грустью с уважением с любовью и гул сочувствия провожал её.
  4. Очки были круглые американские с двумя оглоблями заложенными за уши.
  5. Он бегал к Лосю и к старшим спускался во двор и на первый этаж притаскивал отовсюду груды того и этого и раскладывал их вдоль стен.

Ответ:_________________________

17. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Но в это время(1) то есть на рассвете субботы(2) не спал целый этаж в одном из московских учреждений(3) и окна в нём(4) выходящие на(5) залитую асфальтом(6) большую площадь(7) светились полным светом(8) прорезавшим свет(9) восходящего солнца.

Ответ:_________________________

18. Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Писать стихотворение очень трудно(1)во-первых(2) потому(3) что(4) главное(5) чтобы никто не увидел(6) как я это делаю(7) во-вторых(8) мне никак не удается подобрать рифму.

Ответ:_________________________

19. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Мама(1) ты только живи долго(2) потому(3) что я не знаю(4) как это(5) не слышать твой голос в телефонной трубке, потому(6) я не знаю(7) как это без твоей кухни(8) где ты меня кормишь ужином и стараешься(9) чтобы в доме было тепло.

Ответ:_________________________

20. Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Почтовые голуби(1) запечатанные сургучом(2) бутылки(3) дымовые шашки(4) и сигнальные флаги - всё это способы(5) которыми люди подавали сигналы бедствия до изобретения в начале ХХ века универсального сигнала SOS(6) буквы которого были выбраны лишь потому(7) что(8) передаваемые азбукой Морзе(9) они легко распознаются.

Ответ:_________________________

21. Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Мы привыкли к слову «кремль», впервые оно упоминается в летописи XIV века, но происхождение его до сих пор не разгадано. (2)Вполне возможно, что корни у него русские, а значение - «крепость внутри города». (3)Московский Кремль, построенный в XV веке, ни разу не смогли взять штурмом, он был одной из лучших крепостей Европы и самой большой по площади. (4)Существует легенда, что при его строительстве использовали план Микеланджело. (5)Главная кремлёвская башня - Спасская - соединяет Кремль с Красной площадью, через неё въезжали в Кремль государи, отсюда совершался торжественный крестный ход в дни праздников. (6)Достопримечательность башни - куранты, занимающие 3 этажа и весящие 25 тонн. (7)Куранты - говорящие часы с боем и музыкой, в разное время они звучали по-разному: в XVIII веке исполняли песню «Ах, мой милый Августин», а после революции их «научили» «Интернационалу» и «Вы жертвою пали…».

Ответ:_________________________

Прочитайте текст и выполните задания 22-27.

(1)Андрюша ниже меня на голову. (2)У него странные карие глаза, они постоянно слезятся, словно он хочет заплакать. (3)Волосы у него тёмные, на них видна перхоть. (4)Он вообще такой… (5)Неопрятный. (6)Рубашка всегда мятая, грязь под ногтями, ботинки грязные даже в сухую погоду. (7)Тетради и книги у него замусоленные, рюкзак в бурых пятнах.
(8)Наша дружба (хотя я бы таких громких слов про наши отношения не произносила) началась со смешка. (9)Был диктант. (10)И прозвучала какая-то длинная фраза про степь. (11) А Андрюша сидит за моей спиной, на второй парте. (12)И он шёпотом сказал: «А степь через "а" или через "у"?». (13)Так, никому, он один сидит. (14)Я не удержалась и хихикнула.
(15)После уроков в раздевалке остался один Андрюша. (16)Он запихивал в рюкзак пакет со сменкой, пакет не влезал. (17)Я собиралась пройти мимо, как вдруг увидела, что в результате всех махинаций у него из рюкзака что-то выпало. (18)Что-то белое, маленькое и твёрдое. (19)Оно закатилось под стойку гардероба. (20)Я наклонилась и вытащила белого зайца. (21)Такого, с намагниченными лапками. (22)Я открыла рот, чтобы сказать Андрюше о зайце, но он резко обернулся, заметил игрушку у меня на ладони и выхватил её.
- (22)Дай сюда!
(23)«Да пожалуйста!» - подумала я и побежала к выходу. (24)Андрюша догнал меня у школьных ворот.
- (25)Ну извини, - пробормотал он, - я думал, ты… (26)Я знаю, что это тупо - таскать его с собой. (27)Просто это… (28)Мне папа подарил.
(29)И дальше, по дороге домой, Андрюша неожиданно вывалил на меня всю историю. (30)О папе-дальнобойщике, который перевозил грузы. (31)А этот заяц у него на зеркале сидел. (32)Андрюшке, тогда трёхлетнему, зайка понравился, и отец ему снял с зеркала. (33)А через некоторое время мама ушла от папы. (34)И папа уехал в Питер. (35)Возит грузы в Финляндию. (36)А заяц этот дурацкий, теперь живёт в кармане.
- (37)Ну это типа как… связь с ним, - бормотал Андрюша, - вроде телефона. (38)Понимаешь, у него заяц на зеркале и у меня - в кармане. (39)И мы как бы связаны этими зайцами. (40)Как линиями телефонными. (41)Бред, конечно, - хмыкнул он, поддавая ногой по камешку.
-(42) А ты на картонке любишь кататься? - спросил неожиданно Андрюша и, не дождавшись ответа, сказал: - (43)Хочешь, я тебе настоящую трассу покажу? (44)Там реальные виражи. (45)Давай сегодня в шесть? (46) Просто я сам это место недавно открыл, и так хотелось с кем-то поделиться, а…
(47)Он оборвал себя, но я догадалась - он хотел сказать: «А не с кем». (48)И кивнула.
(49)Мы тогда здорово накатались. (50)Я падала набок уже наверху и съезжала, перекатываясь, вниз, а Андрюха, мигом перевоплощаясь в кого-то другого, называл меня асфальтовым катком, и это опять было смешно, а не обидно, потому что он с серьёзным видом благодарил меня за то, что я так аккуратно горку заасфальтировала.
(51)Накатавшись, мы залезли на мост, перегнулись через перила и стали смотреть на уток в речке. (52)Андрюха вдруг схватил себя за рукав куртки:
-(53) Ой! (54)Порвал! (55)Маман убьёт. (56)Она кучу денег за неё выложила на Черёмушкинском.
- (57)Пошли к нам, зашьём, - предложила я.
(58)Дома нам открыла моя мама. (59)Она налила нам чаю, разрезала пополам «калорийную» булочку, достала из холодильника маслёнку и пошла в комнату зашивать куртку.
(60)Потом мама вынесла Андрюхе куртку.
- (61)Сейчас, - сказал Андрюша, - а у вас пуговицы не найдётся? (62)И газировки?
(63)Мама принесла свою коробку с нитками, выдала Андрюхе пуговицу от моей детской шубы, большую и коричневую. (64)Он кинул её в стакан с газировкой и сказал:
- (65)Пуговица, ко мне!
(66)И пуговица поднялась наверх. (67)Потом он сделал руками пассы и сказал:
- (69)Пуговица! (70)На дно!
(71)И она опустилась. (72)Я захлопала, а мама улыбнулась.
- (73)Папа научил, - скромно сказал Андрюха, надевая куртку, - когда я маленький был. (74)Ну, спасибо, я пошёл.
(75)Мама закрыла за ним дверь. (76)Я всё сидела на кухне, наблюдая за тем, как пуговица, уже без Андрюхиных пассов, то поднимается, то опускается.
- (77)А что, - спросила мама, - других кавалеров у вас в классе не нашлось? (78)Без косоглазия?
- (79)Какого косоглазия? - не поняла я.
- (80)Ты что, не заметила? (81)У него же глаза косят. (82)Сколько ему? (83)Твой ровесник? (84)Тогда, скорее всего, глаз уже потерян. (85)Родители у него дураки, что ли? (86)В детстве надо было операцию сделать. (87)Раздвинуть их. (88)Это несложная операция.
(89)Я хотела сказать, что родители Андрюши не дураки, они в разводе, и что он здоровски шутит, но толку не было. (90)Поэтому я молча сидела и смотрела на пуговицу, которая наконец-то утонула.

(По Ю.Кузнецовой*)

Юлия Никитична Кузнецова (род. в 1981 году) - писательница, переводчик, редактор интернет-журнала «Жёлтая гусеница», одна из авторов журнала о детской литературе «Переплёт»

23. Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

  1. Дружба главной героини с Андрюхой началась с игрушки - белого зайчика.
  2. Белого зайчика Андрюше купил папа, чтобы мальчик чувствовал связь с отцом, когда тот в отъезде.
  3. Катаясь с горки на картонке, мальчик не заметил, как порвал рукав куртки, которую ему купила мама.
  4. Андрюха показывал девочке и её маме фокусы с пуговицей, придуманные им.
  5. Мама девочки была не в восторге от нового друга дочери: ей не понравилась внешность Андрюши.

Ответ:_________________________

24. Какие из перечисленных утверждений являются верными? Укажите номера ответов.

  1. В предложениях 1 - 7 представлено описание.
  2. В предложениях 15 - 22 представлено рассуждение.
  3. Предложение 30 - 36 дополняют суждение, высказанное в предложении 29.
  4. Предложение 44 противопоставлено по смыслу предложению 43.
  5. В предложениях 49 - 50 перечисляются происходящие друг за другом события.

Ответ:_________________________

25. Из предложений 39-45 выпишите слово с лексическим значением «ударить, стукнуть кого-нибудь или что-нибудь».

Ответ:_________________________

26. Среди предложений 77-90 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим(-и) при помощи подчинительного союза и личного местоимения. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

Ответ:_________________________

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22-25.
В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А. Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

27. Жизнь подростка сложна и трагична: ему так сложно найти хоть одну понимающую душу. При помощи такого синтаксического средства, как (А)__________(предложения 1 - 7, 29 - 36) автор знакомит нас с новым другом главной героини. Кроме этого, синтаксис текста содержит (Б)_________(предложения 22 - 28, 77 - 88) и (В)__________________ (предложения 65, 69), что также помогает узнать и понять образ Андрюхи. Для создания ярких образов подростков Ю.Кузнецова использует в своём рассказе (Г)______________ (предложения 16, 26, 89). Героини Юлии Никитичны, девочки-подростки, всегда противоречивы и невероятно наблюдательны.

  1. олицетворение
  2. эпитеты
  3. ряды однородных членов
  4. разговорная лексика
  5. вводные слова
  6. диалог
  7. фразеологизмы
  8. парцелляция
  9. обращения

Ответ:

А

Б

В

Г

28. Напишите сочинение по прочитанному тексту.

Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.

Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.

Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.

Объём сочинения - не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.