Авторский дидактический комплекс "Сложноподчинённое предложение"

Разделы: Русский язык


Пояснительная записка

Знакомство с основными способами выражения логико-грамматических отношений – важнейшее условие полноценного формирования речи учащихся. Лишь овладев языковыми средствами их выражения, учащиеся могут правильно понять и отразить в собственной речи те связи, которые постоянно или временно существуют между предметами и явлениями, более глубоко вскрывать существенные объективные зависимости между субъектами, анализировать и оценивать поступки людей. Настоящий дидактический комплекс восполнит пробелы в методике обучения русскому языку, связанные с овладением учениками смысловых отношений сложноподчинённых предложений. Материалы, использованные в данном пособии, позволят индивидуализировать учебную деятельность, повысят мотивацию и интерес учащихся к предмету. Задания на этапе формирования умений и навыков по теме “Сложноподчинённое предложение” подобраны с учётом ведущей модальности ученика (кинестеты, аудиалы, визуалы).

Упражнения

1. Игра “Загадочный лес”

Фотоснимок 1

Пособие состоит из двух деревьев с жёлтыми и зелёными листьями; из листьев, на которых напечатаны предложения (СПП и ССП; определительные и изъяснительные).

Можно использовать на уроках закрепления.

Задание: разделите листья, на которых написаны предложения, на ССП и СПП;

… на придаточные определительные и изъяснительные. Объясните свой выбор.

Психолингвистический комментарий: данное задание рассчитано на все каналы восприятия (больше на кинестетов и визуалов).

2. Закончите предложение:

  1. Если в поле далеко раздаётся голос…
  2. Кто любит людей …
  3. Если в солнечный день стрижей не видно…

Психолингвистический комментарий:

* Для аудиалов (народные приметы, звуки природы, пение птиц).

* Для кинестетов (чувства).

* Для визуалов (предикат “видно”).

3. Метод классификаций.

Цель: выявить уровень сформированности у учащихся представления о структуре сложноподчинённого предложения.

Задание: перед вами игра “4-й лишний”, найдите лишнее предложение в каждой строке; цифру, которой обозначен номер предложения, запишите в 5-й столбик.

* В первом ряду простое предложение из 4-й колонки лишнее.

* Во втором ряду сложное предложение из 4-й колонки лишнее.

* В третьем ряду сложноподчинённое предложение из 3-й колонки лишнее.

* В четвёртом ряду придаточное предложение изъяснительное из 2-й колонки лишнее.

* В пятом ряду придаточное предложение определительное из 3-й колонки лишнее.

* В шестом ряду придаточное предложение обстоятельственное образа действия из 4-й колонки лишнее.

* В седьмом ряду простое предложение из 1-й колонки лишнее.

1 2 3 4 5
1. Проходя по коридору, пёс услышал, как в кабинете Филиппа Филипповича неприятно и неожиданно прозвенел телефон. Псу достался бледный и толстый кусок осетрины, которая ему не понравилась, а непосредственно за этим ломоть окровавленного ростбифа. Оценив ошейник по достоинству, пёс сделал первый визит в то главное отделение рая, куда до сих пор вход был категорически запрещён, - именно в царство Дарьи Петровны. Неизвестный господин, притащивший пса к дверям своей роскошной квартиры, помещающейся в бельэтаже, позвонил, а пёс тотчас поднял глаза на большую, чёрную с золотыми буквами карточку, висящую сбоку широкой, застеклённой волнистым и розоватым стеклом двери. 4
2. Гроза бушевала всё сильнее и, видимо, растревожила его душу. Коровьев и Бегемот сидели на чёрных конях в сёдлах, глядя на раскинувшийся за рекою город с ломаным солнцем, сверкающим в тысячах окон, обращённых на запад, на пряничные башни Девичьего монастыря. Ночь обгоняла кавалькаду, сеялась на неё сверху и выбрасывала то там,

то тут в загрустившем небе белые пятнышки звёзд.

Себя Маргарита видеть не могла, но она хорошо видела, как изменился мастер. 4
3. Маргарита ударила по клавишам рояля, и по всей квартире пронёсся первый жалобный вой. Две лампочки разорвало, и во все стороны полетели подвески. Костюм был погружён в работу и совершенно не замечал той кутерьмы, что царила кругом. Сосны разошлись, и Маргарита тихо подъехала по воздуху к меловому обрыву. 3
4. Денисов подошёл к кровати, чтобы достать из-под подушки кошелёк. Наука есть наилучший путь для того, чтобы сделать человеческий дух героическим. Надо много учиться, чтобы знать хоть немного. Мне пришлось потеснить знание, чтобы освободить место вере. 2
5. Когда творишь добро, сам испытываешь удовлетворение и гордость, сопутствующую чистой совести Князь Андрей всегда особенно оживлялся, когда ему приходилось руководить молодого человека и помогать ему. Но велосипеды остановились как раз в тот момент, когда передние колёса уже грозили соскользнуть в бездну на головы музыкантов. Люди перестают мыслить, когда перестают читать. 3
6. Не оставалось даже зерна сомнения в том, что таинственный консультант точно знал заранее всю картину ужасной смерти Берлиоза. Иван устремился за злодеями вслед и тотчас убедился, что догнать их будет очень трудно. Ожидание это выражалось в том, что я переставлял на столе предметы. Жизнь Берлиоза складывалась так, что таинственный консультант точно знал заранее всю картину ужасной смерти Берлиоза. 4
7. Увидеть и познать свой край можно либо своими глазами, либо с помощью книг. Чтобы нравиться читателю, надо постоянно вызывать в нём сильное впечатление. Хорошо выходило, что именины совпали с дачным временем. Она (Вера) разрезала ножницами ленту и бросала в корзину вместе с бумагой, на которой был написан её адрес. 1

4. Учащимся предлагается изучить таблицу, затем вписать в 4 колонку предложения (которые находятся после таблицы) по типу придаточных.

Таблица оформляется на листе форматом А 4 (альбомная) и раздаётся каждому учащемуся.

Психолингвистический комментарий:

  • Для кинестетов предлагаются карточки с предложениями, затем они подбирают подходящее предложение и накладывают на свободные места 4-й колонки.
  • После выполнения задания проговариваем все выбранные предложения (упор делаем на аудиалов).

 

Виды придаточных обстоятельст-
венных
Союзы
и союзные слова
Примеры
(находятся в таблице)
Примеры(учащиеся вписывают сами)
Образа действия и степени как, сколько, насколько, что, чтобы, будто, как будто, словно Ученик смог выполнить задание именно так, как об этом его попросил учитель.  
Места где, куда, откуда Я пошёл туда, куда указывала красная стрелка.  
Времени когда, когда…то, пока, едва, как только, с тех пор как (с тех пор, как), до тех пор пока (до тех пор, пока) Когда мы собрались выходить из леса, было уже темно.  
Условия если (если…то), когда, раз Если долго смотреть на солнце, можно испортить зрение.  
Причины потому что, оттого что, благодаря тому что, так как, ибо, вследствие того, что Вследствие того, что дорогу ровным слоем покрывал пушистый снег, проехать было невозможно.  
Цели чтобы, для того чтобы Для того чтобы выловить из пруда рыбу, требуется приложить определённые усилия.  
Сравнения как, чем, чем – тем, словно, будто, точно Тихо, словно лёгкий ветер пробежал по поляне, прошла она по коридору.  
Уступки хотя, несмотря на то что, пускай, как ни Несмотря на то, что луна практически не появлялась из-за туч, за окном было светло.  
Следствия так что Снег валил густыми липкими хлопьями, так что на улице ничего не было видно.  

Предложения для 4-й колонки:

“Мастер и Маргарита”

1. Пилат сказал, что он разобрал дело Иешуа Га-Ноцри и утвердил смертный приговор.

2. Я вообще начинаю опасаться, что путаница эта будет продолжаться очень долгое время.

3. Тут ужас до того овладел Берлиозом, что он закрыл глаза.

4. Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык.

5. Не оставалось даже зерна сомнения в том, что таинственный консультант точно знал заранее всю картину ужасной смерти Берлиоза.

6. Иван устремился за злодеями вслед и тотчас убедился, что догнать их будет очень трудно.

7. Погрозив в бессильной злобе кому-то вдаль кулаком, Иван облачился в то, что было оставлено.

8. И на всём его трудном пути невыразимо почему-то мучил вездесущий оркестр, под аккомпанемент которого тяжёлый бас пел о своей любви к Татьяне.

9. Ожидание это выражалось в том, что я переставлял на столе предметы.

10. Наконец, прикатил малютка лет восьми со старческим лицом и зашнырял между взрослыми на крошечной двухколёске, к которой был приделан громадный автомобильный гудок.

11. Но велосипеды остановились как раз в тот момент, когда передние колёса уже грозили соскользнуть в бездну на головы музыкантов.

12. Единственным человеком, которого ни в коей мере не интересовали чудеса велосипедной техники семьи Джулли, был Григорий Данилович Римский.

13. В большую уборную из коридора, где уже трещали сигнальные звонки, под разными предлогами заглядывали любопытные.

14. Через минуту из-за занавески вышла брюнетка в таком платье, что по всему партеру прокатился вздох.

15. Она любила его, она говорила правду.

16. Сон, который приснился в эту ночь Маргарите, был действительно необычен.

17. Дело в том, что во время своих зимних мучений она никогда не видела во сне мастера.

18. Это очень хорошо, потому что мучениям тогда настанет конец.

19. Он хочет сказать, что мы ещё увидимся.

20. Он кашлянул и присел на кончик той же скамьи, на которой сидела Маргарита Николаевна.

21. Тонкая вертикальная морщинка, перерезавшая переносицу, появившаяся тогда, в октябре, когда пропал мастер, бесследно пропала.

22. Тут только у наездницы мелькнула мысль о том, что она в этой суматохе забыла одеться.

23. Маргарита наклонила щётку щетиной вперёд, так что хвост её поднялся кверху, и, очень замедлив ход, пошла к самой земле.

24. Маргарита оглянулась и увидела, что её догоняет какой-то сложный тёмный предмет.

25. Костюм был погружён в работу и совершенно не замечал той кутерьмы, что царила кругом.

26. Маргарита чувствовала близость воды и догадывалась, что цель близка.

27. Есть вещи, в которых совершенно недействительны ни сословные перегородки, ни даже границы между государствами.

28. Перед кроватью стоял дубовый на резных ножках стол, на котором помещался канделябр с гнёздами в виде когтистых птичьих лап.

29. Маргариту чрезвычайно заинтересовало и поразило то, что шахматные фигурки были живые.

30. Он (Воланд) с размаху шлёпнул Маргариту по спине, так что по её телу прошёл звон.

5. Задания на все придаточные.

Задание: найди отличие (используем приём сравнения). После нахождения отличий предлагаем такие же карточки с комментированным ответом (карточки раздвигаются). Проговариваем и записываем всё в тетрадь.

Психолингвистический комментарий: кинестетам нравится работать с данным пособием; правополушарных учеников привлекает необычность задания.

Князю Андрею неприятно было, что он попал в дурное общество. С вечера был получен приказ, что главнокомандующий будет смотреть полк на походе. Жизнь Берлиоза складывалась так, что к необыкновенным явлениям он не привык.
придаточное изъяснительное придаточное определительное придаточное обстоятельственное образа действия
     

Предлагаем ученикам карточки с 2-3 предложениями.

6. Задание. Допишите начатые предложения, чтобы получились сложноподчинённые предложения. Определите вид придаточных. (Даём только начало предложения, в пособии приведены предложения полностью).

Психолингвистический комментарий: правополушарные ученики с удовольствием будут дополнять данные предложения своими высказываниями; кинестеты будут сопоставлять части предложений и подбирать нужный союз (синтаксический конструктор); визуалы составят схемы к данным предложениям; аудиалы озвучат исходные пословицы и поговорки.

* Сравните варианты своих предложений с предложенными пословицами и поговорками:

1) Человека узнаешь, когда из семи печек с ним щей похлебаешь (русская пословица).

2) Не из таких, чтобы грабить нагих (русская пословица).

3) Нет таких трав, чтоб знать чужой нрав (русская пословица).

4) Чтобы узнать человека, надо с ним пуд соли съесть (русская пословица).

5) Чем больше пьёшь за здоровье, тем скорее выпьешь за упокой (западноармянская народная пословица).

6) Если хочешь быть счастливым на час, купи вино (древневосточная поговорка).

7) Если хочешь быть счастливым всю жизнь, разведи цветы (древневосточная поговорка).

8) Кто пьёт даром, тот дважды пьянеет (армянская поговорка).

9) Если девушка плохо танцует, она ругает оркестр (еврейская пословица).

10) Добросердечие вершит великие дела, каких не в силах совершить ни сабля, ни стрела (иранская пословица).

11) Высшее мужество в том, чтобы стать выше гнева и любить обидевшего (персидская мудрость).

12) Если злоба спит в твоей груди, невзначай её не разбуди (иранская пословица).

13) Наказание делающим зло состоит в том, чтобы ответным добром заставить их устыдиться своих дел (индийское изречение).

14) Слова хороши, если они коротки (русская пословица).

15) Перед людьми не величайся гордо, если слово у тебя не твёрдо (таджикская пословица)

16) Тот, кто много говорит, редко приводит в действие свои слова. Мудрый же человек всегда боится, чтобы слова его не превзошли его дел (китайская мудрость).

17) Когда много рук, работа становится лёгкой (английская пословица).

18) Если сил тебе не жаль будет, мягче воска медь и сталь будет (таджикская пословица).

19) Если говорить правду, свидетели не нужны (античный афоризм).

20) Друга не узнаешь, пока не понадобится помощь (английская пословица).

21) Если сыном мать довольна, любят все его невольно (таджикская пословица).

22) Где нет хороших стариков, там нет хорошей молодёжи (адыгейская пословица).

23) Чего сердце не заметит, того и глаз не увидит (русская пословица).

24) Коль отдал сердце, то навряд тебе вернут его назад (иранская пословица).

25) Много недостатков видят в тех, кого мало любят (английская пословица).

26) Два человека не могут ненавидеть друг друга, если они любят Бога (американская пословица).

27) Не надо хвалить утро, пока не наступил вечер (русская пословица).

28) Бери всегда ношу по себе, чтобы не кряхтеть при ходьбе (русская пословица).

29) Плохое лето, коли солнца нету (русская пословица).

30) Кто землю лелеет, того и земля жалеет (русская пословица).

7. Задание. Перед вами разрезанное сложноподчиненное предложение, выберите нужный союз, чтобы связать данные части.

Надо много учиться, …. знать хоть немного (союзы где, чтобы, так что).

Психолингвистический комментарий: данное задание рассчитано на кинестетов.