Русский язык
-
Эффективные приемы запоминания правописания словарных слов в начальной школе 2020
"Грамотно писать должен каждый образованный и уважающий себя человек, - часто можно услышать от учителей. От чего зависит грамотность? К сожалению, не только от знания правил. В русском языке существует множество слов, которые не подчиняются никаким правилам. Их нужно просто запомнить! Это словарные слова, то есть слова, к которым мы не можем подобрать проверочное слово и правописание которых нужно проверять по словарю или запомнить. От учеников начальной школы требуется запомнить большое количество словарных слов. Проблема заучивания слов с непроверяемым написанием существует в каждом классе. «Кто придумал эти словарные слова? И откуда они взялись?» - ворчат ребята, готовясь к очередному зачету. Как сделать эту работу менее скучной и монотонной? Попробуем разобраться и ответить на поставленные вопросы.
-
Инклюзивное образование детей с ОВЗ в условиях дистанционного обучения 2020
В статье рассматриваются проблемы образования и воспитания детей с ОВЗ и предлагаются пути их решения. Нужно как можно раньше создать условия для успешной социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В Центре дистанционного образования используются современные образовательные и воспитательные технологии как эффективное средство формирования личностных результатов и ключевых компетенций обучающих.
-
Урок русского языка, посвящённый Дню славянской письменности и культуры. Тема: "Появление письменности на Руси" 2020
Цель урока: знакомство с историей возникновения письменности на Руси, с историей создания славянской азбуки, русского алфавита.
-
Формирование и развитие речи обучающихся с нарушением слуха в условиях инклюзивного образования посредством применения специальных приёмов и средств обучения 2020
В статье рассмотрены особенности детей с нарушением слуха и представлены методические рекомендации для педагогов, обучающих эту категорию детей в общеобразовательных классах. Описаны специфические приемы и средства обучения, взятые из опыта работы, направленные на формирование и развитие речи учащихся, перечислены правила поведения учителя при общении с учащимися, имеющими нарушение слуха. В приложении представлены примеры применения на уроках некоторых приемов и средств обучения.
-
Конспект урока русского языка "Правописание имен собственных", 2 класс 2020
Урок во 2-м классе в форме экскурсии. Сопровождается презентацией.
-
Воспитание духовности у учащихся через систему внеклассных мероприятий (из опыта работы учителя русского языка и литературы) 2020
Внеклассная работа по литературе способствует формированию различных компетенций, занимает свободное время детей и помогает учащимся найти дело по душе и определиться в жизненном выборе. В ней предусмотрены мероприятия, при проведении которых развивается творческий потенциал учащихся.
-
Технологическая карта урока русского языка. Тема "Имя существительное". 2-й класс 2020
Изучается имя существительное по лексическим и грамматическим признакам; учащиеся отвечают на вопросы в начальной и косвенной форме; учатся обосновывать отнесение слова к имени существительному. В ходе урока объясняется лексическое значение существительных, обогащается словарь первоклассников именами существительными разных лексико-тематических групп.
-
К истории отсубстантивных наречий 2020
В данной работе мы возвращаемся к вопросу, который, как кажется, мог бы считаться уже решенным: к вопросу о происхождении наречий типа налево, досуха, вмале и подобных. При учете соображений А.А.Потебни в недавнем прошлом была написана небольшая заметка, в которой подчеркивалась недопустимость квалификации указанных наречий как слов, образованных от кратких прилагательных с предлогами. Главное, что принималось в данном случае во внимание – это сущность предлога, то, что с древнейшей поры, в определившемся противопоставлении по отношению к приставкам, предлоги служили выражению предметных отношений и, следовательно, не могли употребляться при зависимых, определяющих предмет именах.
-
Заимствования как языковое явление на итоговом собеседовании по русскому языку в 9 классе 2020
Стимулом к разговору, по результатам которого была написана данная статья, стало проведение апробации Итогового собеседования по русскому языку в 9-х классах, являющееся допуском к ОГЭ. Апробация проводилась на материалах итогового собеседования (ИС) 2019 года в нашей школе, а мы участвовали в ней в роли экзаменаторов-собеседников и экзаменатора-эксперта. Мы – это учитель русского языка Валерия Марфина и учитель английского языка Евгения Ксензова (ГБОУ «Школа 627», УК-4 «Вальдорфская школа им. А.Пинского»). В одном из заданий, которое стало отправной точкой наших филологических дискуссий, участнику экзамена предстояло ответить на следующий вопрос экзаменатора-собеседника: «Вы читаете журнал в электронном или бумажном формате?» [1]. Отвечая на вопрос, ученики в качестве синонима слову «электронный» употребляли слово «онлайн». В процессе проверки возник вопрос об употреблении учащимися заимствований в их ответах.
-
Путешествие в Звукогород 2020
Цель занятия: воспитывать речевое внимание, фонематический слух. Задачи: закрепить знания об особенностях гласных и согласных звуков; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов.
-
Приёмы написания сжатого изложения 2020
Представлена презентация по теме "Приёмы написания сжатого изложения".
-
Урок контроля знаний учащихся по теме "Типы предложений по строению грамматической основы" 2020
Почему в живописи и даже в поэзии не так много произведений, посвященных поздней весне, именно все о ранней. Оказывается в весне, начинающей, есть такой импульс жизни, который и привлекает поэтов. Поэтому в стихах о любви много сравнений с весной… мотив обновления, пробуждения…. Как выстроить этот урок? Обязательно у учеников должны быть тексты, не будем забывать, что главное на уроке литературы – текст. Заранее подготовленные распечатки. Звучит музыка Чайковского «Времена года». Познакомьтесь со стихами. Расположите их по хронологии. Есть ли какое созвучие картины… и стиха? Как передается это настроение в стихе и в картине (ритм, цвет).
-
Урок русского языка в 5-м классе на тему "Письмо."Жди меня, и я вернусь..." 2020
Цель урока: совершенствовать умение выделять обращения в тексте; развивать умение использовать разные типы речи, познакомить учащихся с особенностями эпистолярного жанра; формировать умение редактировать письма.
-
Урок русского языка .Тема "Разделительный ъ. Правописание слов с разделительным твёрдым знаком" 2020
Цели статьи: Создать условия для решения орфографической задачи – правописания разделительного ъ; Развивать умение видеть проблему, исследовать и добиваться ее разрешения; развивать орфографическую зоркость.
-
Урок русского языка в 6-м классе по теме "Вопросительно-относительные местоимения" 2020
Цели урока: сформировать умения правильно употреблять вопросительные и относительные местоимения в речи; выработать умение отличать относительные местоимения от вопросительных; расширить лексический запас учащихся; отрабатывать орфографические и пунктуационные навыки.
-
Грамматичкеско-семантическая репрезентация категории лица в русских пословицах 2020
Пословица – произведение устного народного творчества, формально представляющее из себя одно предложение, которое содержит народную мудрость. Глагол, как коммуникативно-предикативный элемент высказывания, служит выражением основного смысла пословицы. Категория лица определяет основную семантико-прагматическую нагрузку глагола.
-
КТП по русскому языку 2020
Представлено календарно-тематическое планирование в 4-м классе.
-
Имя числительное как часть речи. Малоизвестные цифры войны 2020
Животные на службе в армии сыграли огромную роль для Победы, они находили мины, переправляли важные донесения в штаб, находили раненых и перевозили их в санчасть, они перевозили боеприпасы в труднопроходимых местах, они голодали, погибали от жары и холода, погибали от пуль вместе с солдатами, изнемогали от усталости, жертвовали своей жизнью также как люди. Они достойны людской памяти. Об этом должен знать каждый.
-
Урок русского языка по теме "Род имён существительных" 2020
Цель урока: сформировать ценностное отношение к совместной познавательной деятельности по определению рода имени существительного. Задачи: актуализировать знания о постоянных и непостоянных морфологических признаках имени существительного; познакомить со способом определения рода существительного.
-
Коррекция дисграфии на уроках русского языка в начальной школе 2020
Одно из самых распространённых явлений у школьников является нарушение письма, или дисграфия. Она проявляется в повторяющихся и не исчезающих ошибках при письме: описки, пропуски букв и даже слогов, замена букв или их зеркальное написание, отсутствие заглавной буквы и знаков препинания. Часто мы наблюдаем, что ученик не может правильно построить фразу или подобрать подходящее слово. Таким детям сложно удерживать письмо в рабочей строке, соблюдать поля и правила переноса, буквы неустойчивой формы и размера, почерк мелкий или чрезмерно крупный.
-
Викторина «Наша игра» для 6-го класса 2020
Представлена викторина по теме "Наша игра".
-
Презентация «Описание внешности человека» 2020
Задачи урока: повторить теоретические понятия по теме «Текст»; восстановить знания о композиции сочинения-описания, закрепить понятие «портрет»; подготовиться к написанию сочинения-описания в художественном стиле; провести работу по предупреждению ошибок.
-
Учебная презентация "Почему в щётке Ё, а в трещотке О?" 2020
Цели урока: знать: способ выбора о–ё в корнях слов после шипящих; уметь обосновывать выбор о–ё в корнях слов после шипящих.
-
Урок повторения по теме СПП 2020
В методике преподавания русского языка вопросу о знаках препинания уделяется совсем мало внимания. А ведь это одна из наиболее проблемных и сложных тем. Особую трудность представляет раздел «Сложноподчиненное предложение». Ученики не всегда видят отношения между главной и придаточной частями, и как следствие этого – неправильная постановка знаков препинания либо вообще их отсутствие. Данный урок направлен на то, чтобы научить девятиклассников правильно ставить знаки препинания в сложноподчиненном предложении (для этого нужно видеть структуру предложения), а также употреблять данные предложения в речи.
-
Из опыта работы с детьми с особенностями в развитии 2020
Дети с ОВЗ или, проще говоря, с ограниченными возможностями здоровья – это определенная группа, требующая особого внимания и подхода к обучению. Эта тема заинтересовала меня еще в самом начале моей педагогической деятельности, в 90-х годах, так как начинала я работу учителем коррекционного класса.
-
Открытый урок по теме «Имя существительное в словосочетании и предложении». 6-й класс 2020
Цель урока: повторить и обобщить знания о синтаксической роли имён существительных в предложении и словосочетании.
-
Викторина по русскому языку и литературе для 7-го класса 2020
Представлена интеллектуальная игра в форме брейн-ринга по русскому языку и литературе для учащихся 7-х классов.
-
Сценарий урока: "Части речи и их работа в предложении" 2020
Цели урока: повторить отличительные признаки синтаксических единиц предложения; учить наблюдать за «работой» в тексте частей речи, составлять предложения по рисункам, совершенствовать орфографические навыки.
-
Коммуникативно-деятельностный подход в обучении как одно из средств развития познавательной деятельности обучающихся (из опыта работы) 2020
Понять содержание текста – главная и одновременно сложная задача, стоящая перед современным школьником. Без анализа текста ученику бывает иногда сложно понять прочитанное, будь то параграф учебника или художественное произведение. Ученика необходимо научить анализировать тексты. Поэтому на уроках русского языка и литературы можно использовать коммуникативно-деятельностный подход. В основу коммуникативно-деятельностного подхода в обучении положен принцип изучения языковых явлений на материале текстов художественных произведений. Учащиеся стараются понять главную мысль, максимально близкую авторской идее, объяснить влияние грамматических и стилистических средств выразительности на содержание текста.
-
От Учителя к училке (рецензия на фильм) 2020
В рецензии анализируется содержание фильма «Училка» в сопоставлении с фильмом С. Ростоцкого «Доживем до понедельника». Основанием для сравнения является очевидное совпадение сюжетных линий. В ходе анализа делается вывод о том, что, несмотря на сюжетное сходство, различия между фильмами гораздо более существенны, как между настоящим искусством и дешёвой подделкой, настоящей жизнью и её имитацией. Причины заключаются в следующем. Во-первых, у авторов не было ясного понимания, что они хотят сказать зрителю и для чего делают фильм, во-вторых, авторы явно стремились сделать фильм по лекалам американского кинематографа, в-третьих, их представление о современной школе далеко от истины.