Цель: совершенствование языковых компетенций учащихся в работе над проблемой текста.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания учащихся о проблеме текста, способах ее выявления и формулирования;
- способствовать созданию комфортной образовательной среды для раскрытия творческих и интеллектуальных способностей учащихся.
1 этап
Учитель:
- Какие задачи вы поставите перед собой на данном уроке?
- Почему мы обратились именно к этой теме?
- Какое слово в теме ключевое?
- Вспомним, что такое проблема.
Ответы учащихся.
Задачи:
- Вспомнить, что такое проблема текста.
- Как выявить проблему текста?
- Как сформулировать проблему текста?
- Продолжать закреплять умения в работе над текстом.
- Продолжать развивать свои языковые способности.
Выявление и формулирование проблемы – важнейший этап работы над сочинением, потому что именно эту проблему надо будет прокомментировать, выразить отношение автора, высказать свое мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения.
Проблема - это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования.
Расскажите, какую классификацию проблем вы знаете.
Ответы учащихся оформляются в виде таблицы.
2 этап
Учитель: наша задача на экзамене – суметь выявить проблему данного текста. Выявление проблемы – это всегда процесс обобщения. Ваша задача – за конкретными поступками героев, фактами биографии различных людей, историческими событиями и многими другими сведениями увидеть общий вопрос, который рассматривает автор.
Помните о том, что факты, описываемые в тексте, - это иллюстрация, частный случай проявления какой-либо общей идеи, которую вам следует найти. Одной проблеме могут быть посвящены десятки и сотни текстов. Например, в одном тексте мы читаем, как была истреблена птица дронт, в другом – о катастрофическом сокращении площади лесов, в третьем – об истончении озонового слоя. Тексты разные, но все они связаны с одной и той же проблемой – неразумного вмешательства человека в жизнь природы.
Задание учащимся:
Ответы: 1 –Б, 2 – Д, 3 – А, 4 – Г, 5 – В.
3 этап
Способы выявления проблемы.
Учитель: Чтобы правильно выявить проблему текста, нужно определить стиль и тип речи данного текста. В текстах научного стиля авторская мысль передается точно, ясно, логично, без ярких эмоций, без подчеркивания авторского отношения к содержанию, так как для пишущего важна прежде всего фактическая сторона излагаемого.
Тексты публицистического стиля более эмоциональны, что связано с двойной функцией этого стиля речи – передать информацию и воздействовать на адресата. Поэтому авторская позиция передается, как правило, прямо, открыто, понятно. Попробуем выявить проблему текста К. Паустовского. Чтение текста учащимся.
Кто дал право человеку калечить и безобразить землю?.. Есть вещи, которые не оценить ни рублями, ни миллиардами рублей. Неужели так трудно понять… что могущество страны – не в одном материальном богатстве, но и в душе народа! Чем шире, свободнее эта душа, тем большего величия и силы достигает государство. А что воспитывает широту духа, как не эта удивительная природа! Ее нужно беречь, как мы бережем самую жизнь человека. Потомки никогда не простят нам опустошения земли, надругательства над тем, что по праву принадлежит не только нам, но и им.
Обсуждение. Выявили проблему охраны природы, указали, что несложно ее увидеть потому, что автор сам формулирует проблемный вопрос.
На экзамене текст обычно сложнее, поскольку это текст художественного стиля. Автор художественного произведения идет от общего к частному, то есть от абстрактных идей к художественным образам, создает особую, художественную картину мира. А мы, читатели, идем от частного к общему: мы видим героев, которые совершают различные поступки, строят свои взаимоотношения и т.д. Мы пытаемся понять, какие мысли хочет передать нам автор, изображая своих героев и их жизнь.
Поможет выявить проблему текста следующий алгоритм.
- Проанализируйте поступки, отношения, речь героев.
- Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях.
- Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие человеческие качества (долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, черствость, эгоизм).
- Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова.
Работая над сочинением, можно идти от позиции автора к проблеме. Как правило, выявить и сформулировать основную мысль текста проще, чем сформулировать проблему. В этом случае поможет алгоритм №2.
- Выявите основную мысль текста.
- Запишите ее в виде законченного предложения.
- Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.
- Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.
4 этап
Работа с текстом В.Солоухина. Чтение текста. Задание: сформулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации. Используйте один из предложенных алгоритмов выявления проблемы.
В автомобиле вдруг закипела вода. Если бы я прозевал, мотор вышел бы из строя, потому что расплавились бы подшипники. Я остановил автомобиль, поднял капот и вскоре нашел, что ослаб хомутик, обжимающий резиновую трубку. Большая часть воды из-за этого утекла, а ее остатки закипели. Плоскогубцами я затянул хомутик, налил новой воды и поехал дальше. Неисправность оказалась пустяковой, хотя она и могла привести к гибели мотора.
Вероятно, иногда внутри нас возникают еще более незначительные неисправности, но мы погибаем от них, потому что нельзя было «открыть капот и подтянуть плоскогубцами».
Обсуждение ответов учащихся, выявивших основную проблему – проблему внутреннего состояния человека.
5 этап
Учитель: Я напоминаю, что на экзамене вам предлагается сформулировать одну из проблем текста. Обычно текст содержит 2–3 проблемы, каждая из которых может стать основой вашего сочинения. Какую же проблему выбрать?
Ответы учащихся. Выбор должен определяться ответами на два вопроса:
- Какая проблема находится в центре внимания автора?
- К какой проблеме вам проще подобрать весомые аргументы?
6 этап
Учитель. Итак, проблему мы выявили, теперь вспомним, как ее правильно сформулировать. Ответы учащихся оформляются в виде слайда.
СФОРМУЛИРОВАТЬ ПРОБЛЕМУ МОЖНО:ЗАПОМНИТЕ!
Проблема (ЧЕГО?) | Вопрос (О ЧЕМ?) |
СМЫСЛА ЖИЗНИ |
О СМЫСЛЕ ЖИЗНИ |
Учитель. Правильно сформулировать проблему вам помогут клише, т.е. типовые конструкции. Вспоминаем их по цепочке, кому нужно, записывайте себе в тетрадь.
- Автор затрагивает (рассматривает, исследует, анализирует, излагает, выдвигает) проблему…
- Автор размышляет над проблемой…
- В центре внимания автора проблема…
- Текст (Ф.И.О.) заставил меня задуматься над сложной проблемой…
- Автор предлагает своим читателям задуматься над проблемой…
- Предложенный для анализа текст (Ф.И.О.) посвящен проблеме…
Работа с текстом С.Львова. Чтение текста. Задание: выявите проблемы текста, запишите их в тетрадь, выберите одну, по которой готовы представить аргументы.
У вас плохое настроение и по вполне уважительным причинам. Но вы учитель, вам предстоит сейчас войти в класс и дать урок. Вы экскурсовод – вам предстоит провести экскурсию. Вы продавец – к вам сейчас подойдут покупатели. Вы врач – к вам в кабинет придут больные. И ваше настроение не должно отразиться ни на одном из них. Они не виноваты в ваших огорчениях. Они имеют все права на ваше внимание, умение, знание.
Расправьте плечи, распрямитесь, усилием воли сгоните с лица мрачное выражение, если сможете, улыбнитесь, и уж во всяком случае, не хмурьтесь. И подумайте о деле, которое вам предстоит делать. О деле – это главное. Сосредоточьтесь на нем! И пусть никто не заметит вашего плохого настроения, глядишь, и оно станет получше. Вы распрямите не только плечи, вы и внутренне распрямитесь.
Конечно, не всегда и не сразу. Но все ж таки такой способ помогает.
Но нет ли здесь лицемерия? У меня плохое настроение, а я делаю вид, что оно у меня хорошее, я скрываю свое состояние. Не притворяюсь ли я?
Нет, это не так. Вы не скрываете свое состояние, а побеждаете его. Одерживаете над собой победу. Заставляете себя думать не о себе, а о людях, думать о своем деле, стараться делать его как можно лучше.
Но никогда и ни за что плохое настроение не станет лучше, если вы его сорвете на окружающих. Кого-то вы обидите, кто-то резко ответит вам. И готово дело, возник конфликт. Вашего настроения он не исправит, никаких сложностей не решит, только добавит к прежним огорчениям новые.
Проверка. Обсуждение выявленных проблем:
- Проблема отношения к людям.
- Проблема служебного этикета.
- Как научиться управлять своим внутренним состоянием?
7 этап
Что может помешать успешно сдать экзамен? Ответы учащихся:
- Непонимание проблемы.
- Неумение сформулировать проблему.
- Неоправданное расширение или сужение проблемы.
- Подмена формулировки проблемы пересказом.
- Подмена проблемы авторской позицией.
А что проверяет эксперт на экзамене?
№ |
Критерии оценивания ответа на задание С1 |
Баллы |
I |
Содержание сочинения |
|
К1 |
Формулировка проблем исходного текста |
|
|
Экзаменуемый (в той или иной форме) верно сформулировал одну из проблем исходного текста. |
1 |
|
Экзаменуемый не смог верно сформулировать ни одну из проблем исходного текста. |
0 |
Небольшие рекомендации учащимся.
Нельзя:
В тексте по А.И.Солженицыну поднимается проблема…
Нужно:
В тексте А.И.Солженицына поднимается проблема…
А.И.Солженицын поднимает проблему…
Не забудьте!
- После текста прочитать информацию об авторе, чтобы избежать фактических ошибок.
- Информацию об авторе можно использовать в сочинении, чтобы избежать тавтологии, например, автор – фамилия автора – писатель – журналист – публицист – мастер слова.
8 этап
Самостоятельная работа по группам.
Текст 1. Задание: выберите правильную формулировку проблемы текста.
- Что такое гармония?
- Какова роль познания в процессе развития человека и человечества?
- Каковы границы познания окружающего мира?
- Каковы перспективы технического прогресса?
Человек выделился как человек в процессе познания природы. Познавая ее, он осуществлял себя как мыслящее, творящее существо. Познание доставляло подлинное удовлетворение. Именно удовлетворение, наиболее полное, гармоничное, может быть, потому, что познание природы есть приобщение к ней и к вечности. И потому, что познание происходит через творчество, человек открывает новое, создает. Он творец, он создатель, он бог, человечество было сформировано не императорами, жрецами, полководцами, а теми, кто создал топор, колесо, самолет, кто нашел злаки, следил за звездами, кто открыл железо, полупроводники, радиоволны.
(Д.Гранин)
Текст 2. Задание: укажите проблему, которая не рассматривается в тексте.
- Какова роль детства в жизни человека?
- Почему все, что связано с детством, представляется прекрасным?
- Почему воспоминания детства всегда волнуют нас?
- Какое влияние на формирование личности ребенка оказывают родители?
У человека самая яркая пора – детство. Все, что связано с детством, кажется потом прекрасным. Человека всю жизнь манит эта золотая, но, увы, не доступная больше страна – остаются одни воспоминания, но какие сладкие, какие ненасытные, как они будоражат душу. Даже невзгоды, перенесенные в детстве, не представляются потом ужасными, но окрашиваются в смягчающий, примиряющий свет.
(В.Солоухин)
Текст 3. Задание: укажите формулировку, в которой неоправданно сужается проблема текста.
- Проблема взаимосвязи речи человека и его интеллектуального и духовного развития.
- Как научиться хорошей речи?
- Употребление жаргонных слов.
- Проблема богатства и бедности речи человека.
- Как проявляется интеллигентность в речи человека?
По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов. Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
Наш язык – это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни. И по тому, кА говорит человек, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности».
Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно – прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая. Но хоть и трудно – это надо. Наша речь важнейшая часть не только нашего поведения, но и нашей личности, наших душ, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
(По Д.Лихачеву)
Ответы. Текст 1 – 2. Текст 2 – 4. Текст 3 – 3.
Поставь себе оценку!
9 этап
Учитель. Что нового открыли для себя на уроке? Смогли ли приобрести уверенность в успехе? Оцените свою деятельность на уроке по пятибалльной системе. Не забудьте себя похвалить за выполненную работу.
Домашнее задание. Напишите сочинение по прочитанному в классе тексту С.Львова (часть С в формате ЕГЭ).