Русский язык. 8 класс. Урок ОНЗ (по учебнику «Русский язык. 8 класс. Л.М.Рыбченкова, О.М.Александрова, О.В.Загоровская, А.Г.Нарушевич. Москва «Просвещение»).
Основные цели:
- Развитие умений определять способы выражения дополнений.
- Раличать прямое и косвенное дополнение.
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности
- Здравствуйте. Я очень рада вас видеть. Давайте начнём наш урок.
- Мир русского языка огромен и разнообразен. Здесь всё загадочно и интересно. Неизменным остаётся одно: русский язык – это прежде всего слово, ёмкое, правильно написанное и произнесённое.
Эпиграфом к нашему уроку являются слова А.А.Ахматовой:
- Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
(Слайд 1)
- Скажите, пожалуйста, какой второстепенный член мы изучали на предыдущем уроке? (Определение)
- Сегодня мы будем открывать новое знание ещё об одном второстепенном члене предложения.
2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии
- Для того чтобы открыть новое, повторим некоторые знания.
- Какие падежи называются косвенными?
Косвенные падежи
- Р.п. кого? чего?
- Д.п. кому? чему?
- В.п. кого? что?
- Т.п. кем? чем?
- П. п. о ком? о чём?
(Слайд 2)
- Послушайте внимательно и закончите предложение.
Вопросы косвенных падежей
Вы безошибочно знаете уже.
Если задаёшь их без промедленья,
Тут же отыщется … (дополнение).
(Слайд 3)
- Какие ассоциации возникают при слове дополнение? (Второстепенный член предложения, относится к сказуемому, обозначает предмет, отвечает на вопросы косвенных падежей.)
- Вы дали определение дополнения.
Эталон 1 (на доске)
Дополнение – второстепенный член предложения, который обозначает предмет, поясняет сказуемое или другой член предложения и отвечает на вопросы косвенных падежей.
Вечером мы пошли к таинственному охотнику.
- Дополнения выражаются существительными или другими частями речи в значении существительных, а также неопределённой формой глагола и неделимым словосочетанием. (Слайд 4)
Старый Тарас думал о давнем.
- Мы с вами знаем, что такое дополнение. А сегодня мы узнаем новое о дополнении. Дополнение может быть прямым и косвенным.
- В предложении найдите дополнения. На какие вопросы они отвечают и к каким членам предложения относятся?
Постепенно слух привык к тишине, и мы начали различать неясное курлыканье журавлей, стук дятла. (Слайд 6)
- А теперь попробуйте определить, какие из них являются прямыми дополнениями, а какие – косвенными.
- У кого нет ответа?
- Что вы не смогли?
- У кого есть ответ?
- Кто может объяснить, почему дополнения «курлыканье, стук» являются прямыми, а дополнение «к тишине» - косвенным. Обоснуйте свой ответ.
- В чём ваше затруднение? (Я пока не могу сказать, какие дополнения являются прямыми, а какие - косвенными.)
3. Выявление причины затруднения
- Вы зафиксировали ваше затруднение. Теперь определим причину вашего затруднения.
- Почему вы не смогли обосновать, какие дополнения являются прямыми, а какие - косвенными? Что вы не знаете?
4. Построение проекта выхода из затруднения
- Какую цель вы поставите перед собой на уроке? (Узнать способ различия прямого и косвенного дополнения, научиться применять этот способ.) (Слайд 7 )
- Какая же тема нашего урока?
- Запишем в тетрадь: «Дополнение и его виды» (Слайд 8 )
- Я вам, ребята, предлагаю работу в группах по плану.
- Давайте отберём ключи для нашей работы. Это учебник, таблица для заполнения.
- Я предлагаю вам пункты плана в произвольном порядке. Попробуйте расположить их в порядке, соответствующем открытию нового знания.
План (Слайд 9)
1. Прочитать словосочетания: не увидите прелести, забудь про тревогу, не грусти обо мне, завесила тропинку, налил капель, повелел ослепить.
2. Распределить словосочетания на две группы по падежным вопросам.
3. Заполнить таблицу.
В.п. (что?) без предлога: |
В.п. (про что?) с предлогом: |
Р.п. (чего?) при глаголе с отрицанием: |
П.п. (о ком?) |
Р.п. (чего?) для обозначения части целого: |
В.п. (что?), дополнение выражено инфинитивом): |
4. Прочитать в учебнике определение способа различия прямого и косвенного дополнений и дать название группам (стр.72, 73).
5. Сделать вывод.
Проверим
Прямые дополнения | Косвенные дополнения |
В.п. (что?) без предлога: завесила тропинку |
В.п. (про что?) с предлогом: забудь про тревогу |
Р.п. (чего?) при глаголе с отрицанием: не увидите прелести |
П.п. (о ком?) не грусти обо мне |
Р.п. (чего?) для обозначения части целого: налил капель |
П.п. (что?) дополнение выражено инфинитивом): |
5. Реализация построенного проекта
(Представители групп предлагают свои варианты ответов)
- Итак, дополнения выражаются существительными или другими частями речи в значении существительных, а также неопределённой формой глагола и неделимым словосочетанием.
Дополнение может быть прямым и косвенным.
Прямые дополнения выражаются формой винительного падежа существительного без предлога. Прямые дополнения могут выражаться формой родительного падежа при глаголе с отрицанием и для обозначения части целого.
Косвенные дополнения - это дополнения, выраженные всеми другими формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами, в том числе винительным падежом с предлогом. Косвенные дополнения могут быть выражены также инфинитивом и неделимым словосочетанием.
Эталон 2
Прямые дополнения (существительное или местоимение)
1. В винительном падеже без предлога. Ель рукавом мне тропинку завесила.
2. В родительном падеже при глаголе с отрицанием. На вашей родине вы никогда не увидите этой прелести.
3. В родительном падеже для обозначения части целого. Он налил в стакан ландышевых капель и разбавил их кипячёной водой.
Косвенные дополнения
1. Дополнения, выраженные всеми другими формами косвенных падежей без предлогов и с предлогами. В этом утре уже было предчувствие длинного лета, тёплых ливней.
2. В винительном падеже с предлогом. Так забудь же про свою тревогу, не грусти так шибко обо мне.
3. Дополнение выражено инфинитивом. И тогда государь повелел ослепить этих зодчих.
4. Дополнение выражено неделимым словосочетанием. Девочка любовалась анютиными глазками.
Алгоритм
Дополнения прямые и косвенные
1. Прочитайте предложение, найдите словосочетания с дополнениями.
2. Определите падежи зависимых слов.
3. Сделайте вывод. Напишите, прямое или косвенное дополнение в соответствии с эталоном. (Слайд)
6. Первичное закрепление во внешней речи
Вернёмся к пробному заданию и выполним по эталону.
- Какой цели вы достигли?
- А что теперь надо сделать? (Потренироваться )
Задание: определите, прямыми или косвенными дополнениями являются выделенные слова.
1. Я сегодня поймал рыбку.
2. Пароход будит город плачущим гудком.
3. Я не помню этого кинофильма.
4. Все просили её спеть.
(Слайд)
(Выполним на интерактивной доске.)
- А теперь выполним данное задание в парах: (Слайд)
- Прочитайте эпиграф к нашему уроку, выпишите словосочетания с прямыми и косвенными дополнениями.
- Не страшно под пулями мёртвыми лечь,
Не горько остаться без крова,-
И мы сохраним тебя, русская речь,
Великое русское слово.
Свободным и чистым тебя пронесём,
И внукам дадим, и от плена спасём
Навеки!
(А.А.Aхматова)
Проверим
Прямые дополнения: сохраним тебя, пронесём тебя.
Косвенные дополнения: лечь под пулями, остаться без крова, дадим внукам, спасём от плена.
(Слайд)
7. Самостоятельная работа с самопроверкой
Задание: найдите и подчеркните дополнения, определите, являются ли они прямыми или косвенными.
1. Электронная почта моментально доставила сообщение.
2. Голос матери доносится откуда-то издалека.
3. Я не знаю другой такой страны, где бы так бережно обращались с книгой.
4. Вчера на улице мы встретились с нашими новыми друзьями. (Слайд )
Проверим
1. Электронная почта моментально доставила сообщение (прямое д.).
2. Голос матери (косвенное д.) доносится откуда-то издалека.
3. Я не знаю другой такой страны (прямое д.), где бы так бережно обращались с книгой (косвенное д.).
4. Вчера на улице (косвенное д.) мы встретились с нашими новыми друзьями (косвенное д.). (Слайд)
- Кто ошибся? Поднимите руку.
- Какие предложения вызвали затруднение?
- Каким правилом вы должны были воспользоваться?
- Какой вывод сделают для себя ребята, которые ошиблись?
- Теперь какой цели вы достигли?
8. Включение в систему знаний
- Где нам в жизни будут нужны эти знания?
Упражнение 119. Задание: выпишите из данного текста словосочетания с прямыми дополнениями.
9. Рефлексия деятельности на уроке
- Какую цель перед собой ставили?
- Удалось ли достичь поставленной цели? Докажите (у нас есть способ различия прямого и косвенного дополнения).
- Заполните лист самоанализа деятельности на уроке.
Мне было интересно работать на уроке. |
Мне понравилось работать в группе. |
Я участвовал(а) в рабочем обсуждении и принятии решений. |
Работая в группе, я старался(ась) соблюдать принципы сотрудничества. |
Во время урока было многое непонятно, остались вопросы. |
В процессе работы у меня возникали затруднения. |
Все трудности мне удалось преодолеть. |
Результатом работы я доволен(а). |
(Слайд)
Домашнее задание: п. 17, упр.115, 117 (по выбору).