Формирование читательской грамотности на уроках русского языка

Разделы: Русский язык, Мастер-класс

Класс: 8

Ключевые слова: читательская грамотность


В настоящее время мы все больше слышим сочетание «читательская грамотность». Почему появилось это понятие и с чем оно связано? Как можно оценить читательскую грамотность? В исследовании PISA «читательская грамотность — способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни». В отечественной педагогике понятие читательская грамотность появилось сравнительно недавно. Широкое распространение этот термин получил благодаря ряду международных диагностик, в которых Россия принимала участие с конца XX века. Исследование PISA ставит перед собой цель оценить функциональную грамотность 15-летних учащихся в области математики, чтения и естествознания. Притом диагностика направлена не на овладение фактами, а на знания и умения, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе, т.е. для решения широкого диапазона задач в различных сферах человеческой деятельности. По результатам исследования PISA 2018 года у нас достаточно средние результаты: Россия заняла 31 место по читательской грамотности. И это на 5 позиций хуже, чем в 2015 году (26 место). Как подтянуть уровень наших российских школ к уровню лучших образовательных организаций? Чтобы формировать читательскую грамотность учащихся, учитель должен освоить технологию конструирования заданий к разным видам текстов. Должен научиться составлять вопросы и задания, чтобы учащиеся смогли проявить следующие умения:

1. Умение найти и извлечь информацию из текста;

2. Умение интегрировать и интерпретировать прочитанного;

3.Умение осмыслить прочитанный текст, оценить и критически проанализировать содержащуюся в нём информацию.

Влияние чтения на успеваемость обучающихся

Педагоги и ученые уже не первый год бьют тревогу по поводу резкого снижения общей культуры, в том числе и любви к чтению у современных школьников. При этом хуже всего ситуация с чтением обстоит у ребят старше 10 лет. Если в младшей школе дети еще читают с удовольствием, то к 15 годам о любви к книге говорят уже не более 9% подростков. Исследования также показали, что отчасти вина за отсутствие у детей любви к чтению лежит на их семье.

Ученые из университета Бамберга (Германия) выяснили, как влияет на успеваемость школьников раннее знакомство с книгами. Оказалось, что ребята, чьи родители читают им в детстве, учатся успешнее остальных сверстников. Один из авторов работы, пояснила, что результаты наблюдений в очередной раз подтвердили, что раннее приобретение языковых навыков улучшает успеваемость ребенка в школе. Давно доказано, что дети, которые много читают, развиваются быстрее своих сверстников, у них лучше развиты память и интеллект. Конечно, бесконечные реформы нашего образования тоже отражаются на чтении школьников. Из-за постоянных изменений в программе детям приходится все больше читать «для дела», а для книг для души зачастую просто не хватает сил и времени. И чем старше ребенок, тем большая нагрузка на него ложится в школе…

Итак, ребята не читают, и это сказывается на образовании. Согласно международным результатам исследования PISA в 2018 году, Россия по направлению Читательская грамотность на 31 месте. На результаты теста ориентируются российские чиновники. По поручению президента Владимира Путина Россия должна войти в топ-10 стран по качеству общего образования. Задача попала в нацплан по образованию и основные направления работы правительства до 2024 г. У нас уже проводятся многочисленные ВПР, НИКО,ОГЭ, ЕГЭ. А теперь еще и PISA. Что же можно сделать?

Формирование читательской грамотности обучающихся

Нам, педагогам, предстоит помочь детям улучшить качество образования. Мы решили уделить особое внимание развитию читательской грамотности. Конечно, мы и раньше работали с текстами: анализировали, сравнивали, определяли основную мысль, делали выводы на основе прочитанного и др. Но работали мы в основном с художественными, научными, публицистическими текстами. А в обычной жизни ребята встречаются с разными видами текста: буклеты, брошюры, сайты, таблицы, диаграммы и прочее. А извлекать необходимую информацию из них не умеют. Мы провели эксперимент с учащимися 8 классов. На уроке русского языка мы знакомились с сайтом ФИПИ. Каково было наше удивление, когда наши дети, дети-интернета, совершенно не умеют ориентироваться на странице сайта. Чтобы повторить тему «Фонетика» по русскому языку при подготовке к ОГЭ, ребятам потребовалась около 10 минут, чтобы найти задание на сайте ФИПИ. Да, проблема налицо. Мы решили, что необходимо на урочной и внеурочной деятельности работать с самыми разными видами текста. Согласно классификации PISA, все тексты делятся на сплошные, несплошные и смешанные. К сплошным относятся художественные и научные тексты, журнальные и газетные статьи. К несплошным - таблицы, графики, диаграммы, объявления, расписания, каталоги. Смешанные тексты – это веб-страницы, инфографика, объявление и др. Теперь мы учимся анализировать не только литературные тексты, но и всевозможные таблицы, графики и др. Сложнее всего ребятам даются несплошные и смешанные тексты. Сейчас мы формируем банк заданий, направленных на формирование читательской грамотности: подбираем тексты всех видов, разрабатываем вопросы и апробируем на занятиях. (Приложение 1).

Принципы отбора текстов для определения читательской грамотности:

1. тексты разных видов, позволяющие осуществлять поиск и отбор информации, сопоставлять информацию из разных источников, делать выводы на основе текстов и собственного опыта;

2. тексты, с которыми учащиеся встречаются чаще всего в повседневной жизни: буклеты, статьи из научной литературы, страницы интернет-сайтов и др.

Заключение

Читательская грамотность как компонент функциональной грамотности поможет учащимся научиться работать с разными видами текстов: быстро извлекать необходимую информацию, анализировать, сопоставлять и использовать полученную информацию в социальной жизни. Читательская грамотность влияет на освоение обучающимися основной образовательной программы на уровнях начального, основного и среднего общего образования, а также способствует успешной сдаче ОГЭ и ЕГЭ.

Список литературы

1. https://www.mk.ru/social/2018/09/30/40-shkolnikov-ne-chitayut-nichego-krome-uchebnikov.html
2. http://www.ug.ru/news/28347
3. https://activityedu.ru/Blogs/analytics/vsem-budet-pisa-chto-vazhnee-uchit-ili-ocenivat/
4. https://mgpu-media.ru/issues/issue-5/psychological-and-pedagogical-sciences/ponyatie-chitatelskoj-gramotnosti-v-otechestvennoj-i-zarubezhnoj-sistemakh-otsenki-kachestva-obrazovaniya.html