В современном обществе с развитием новых технологий процесс обучения претерпевает значительные качественные преобразования. Согласно ФГОС ООО обучение предполагает формирование у обучающихся универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных. Обучающийся становится активным участником образовательного процесса, а роль учителя можно охарактеризовать как направляющего процесс обучения.
Остановимся подробнее на таком виде УУД как познавательные учебные действия. Важную роль в формировании познавательных учебных действий играет умение самостоятельно работать с информацией, приобретая в процессе обучения навыки осмысления изученного. Познавательные универсальные действия включают в себя логические универсальные действия.
В ходе обучения значимым становится овладение обучающимися логическими действиями, такими как сравнение, анализ и синтез. Анализ — способ познания действительности через изучение отдельных частей и свойств объекта. Синтез — способ познание через объединение частей и свойств. Умение сравнивать объекты между собой также является способом изучения объектов. Для формирования познавательных учебных действий обучающийся должен овладеть данными логическими операциями и использовать их в различных условиях.
Для обучающихся с ОВЗ из-за особенностей психических процессов формирование логических действий может затрудняться. В этом случае задания должны быть основаны на принципах посильности, поэтапного освоения учебных действий. Обучающийся должен чувствовать поддержку учителя, в том числе и эмоциональную. Обучающимся с ЗПР могут быть предложены задания с примерами, понятными для обучающихся, связанными с их личным опытом. Для обучающихся с нарушениями речи учитель обращает внимание на звуковую сторону и проговаривает задание, разъясняет его содержание. Обучающимся с нарушением слуха учитель дает задания на экране. Для слабовидящих обучающихся важно делать шрифт максимально крупным и проговаривать слова. Кроме того, учителю важно провести подготовительную работу, чтобы заинтересовать обучающихся.
Рассмотрим примеры использования заданий на уроках русского языка, направленные на формирование логических действий.
1) Облако слов может послужить полем для определения темы текста.
Цель задания. Развитие словарного запаса обучающихся, формирование умения сравнивать значения слов.
Ход работы
Учитель предлагает обучающимся облако слов и дает задание, определить тему текста, опираясь на предложенные слова (https://worditout.com/word-cloud/4307484).
Текст для чтения.
Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за леса. Надо мною и мне навстречу неслись длинные серые облака. Дорога вилась передо мною между густыми кустами орешника. Я подвигался вперед с трудом. Сильный ветер внезапно загудел в вышине, деревья забушевали, крупные капли дождя резко застучали, зашлепали по листьям. Сверкнула молния, и гроза разразилась. Дождь полил ручьями.
(И.С.Тургенев. "Бирюк").
Облако слов может применяться на уроке в качестве материала для орфографической разминки. Учитель предлагает обучающимся выписать слова на определенную изученную орфограмму. Например, при изучении орфограммы “Ь после шипящих у существительных 3 склонения” может быть предложено такое облако слов:
Обучающимся предлагается выписать существительные 3 склонения. Обозначить орфограммы.
2) Также заданием на развитие логического мышление может стать составление анаграмм.
Анаграммы — слова, образованные перестановкой букв в слове. Например, крот — корт, сокол - колос, атлас - салат.
Задание. Переставьте буквы в словах, чтобы получились новые.
банка -____, мышка -____, масло - ____, насос - ____, рост - ____.
Проверь себя:
банка - кабан, мышка - камыш, масло - смола, насос - сосна, рост - трос.
3) Еще одним видом работы является составление метаграмм. Заменяя одну из букв в слове, можно получить новое слово. Также могут быть образованы ряды слов. Например, коза — кора — кожа — коса и т.д.
Задание. Отгадайте метаграммы.
Цель задания: сформировать умение сравнивать слова по значению.
- С буквой б - сосновый лес, с буквой в - называют человека, который что-то украл (бор -вор).
- С буквой ч - белая птица, которая питается рыбой, с буквой л - порода собаки (чайка - лайка).
- С буквой к - водоем, с буквой п - овощ (река - репа).
- С буквой г - возвышенность, с буквой н - место, где прячутся звери (гора - нора).
- С буквой ш - головной убор, с буквой л - часть тела животного (шапка - лапка).
4) В 5-6 классах основной школы можно использовать задание «слово в словах». Обучающимся предлагается найти в словах «спрятавшиеся» слова. Например, в словах угроза, машина, исток найдите спрятавшиеся слова. Обучающиеся учатся анализировать форму слова и вычленять из него новые слова.
5) Одним из приемов работы со словом является создание логогрифов — загадок, которые создаются обучающимися путем прибавления или отбрасывания от исходных слов букв. Например, клад — доклад, рука - порука, рот-поворот. При этом обучающиеся учатся видеть строение слова, запоминают орфограммы в словах.
Задание. Составьте новые слова, добавляя к ним части.
- порт - спорт
- вал - завал
- круг - округ
- пора - опора
- рок - зарок.
6) Еще одним примером языковой игры является создание палиндрома — слова или фразы, которую можно прочитать наоборот. Пример палиндрома: топот, ропот, воз, сев, сорт.
Цель задания. Формирование орфографической зоркости обучающихся.
Обучающимся предлагаются слова, из которых им предстоит составить новые, прочитав их наоборот.
- лом - ___
- год - ___
- кот - ___
- ров - ___
- нос - ___
- гол - ___.
На развитие логического мышления направлены различные головоломки со словами. Одним из заданий такого вида может быть использование филворда, в котором обучающиеся находят слова на заданную тему и составляют тематические группы.
Цель задания. Развитие памяти обучающихся, внимательного отношения к слову.
Ход работы. Обучающимся предлагается набор слов, объединенных общий темой, но слова рассыпаны по вертикали и горизонтали. Им предстоит найти их и записать.
Такое задание представлено по ссылке: https://learningapps.org/display?v=pneppr9e320.
Такого вида задания могут быть использованы на различных этапах урока: как на этапе актуализации знаний, так и при закреплении изученной темы.
Для создания данного вида заданий учитель должен обратить внимание на следующие аспекты:
1) определить уровень подготовки обучающихся, чтобы задания были посильны для выполнения;
2) составить поэтапную инструкцию для обучающихся;
3) продумать комментарии и направляющие действия при возникновения сложностей у обучающихся при выполнении задания.
Таким образом, использование таких заданий на уроках русского языка способствует развитию у обучающихся способности к логическим действиям, формирует осознанный подход к единицам языка.
Процесс познания окружающего мира сопровождает человека весь жизненный путь, и важно уметь направлять эти действия в необходимом ключе. Задача педагога научить воспринимать русский язык не только как учебный предмет, но и как средство познания окружающего мира. Обучающиеся должны уметь использовать логические операции в практической деятельности.
Литература
- ФГОС основного общего образования (5-9 класс). URL: https://fgos.ru/(дата обращения: 26.05.2020).
- Львова С.И. Русский язык. Лингвистические игры 5-11 класс. - М.: Эксмо, 2008.
- Альбеткова Р.И. Русский язык. Журнал № 24, 2000. URL: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200002401 (дата обращения: 27.05.2020).
Тургенев И.С. Записки охотника. Азбука, М., 2018.
Интернет-источники
- Рисунок: https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0289/0004bd78-41b7f891/hello_html_m1a0eac8c.gif
- Сервис для создания заданий по поиску слов: https://learningapps.org/display?v=pneppr9e320
- Сервис для создания облака слов: https://worditout.com/word-cloud/4307484:
- Сервис для создания облака слов с последующим сохранением: https://wordscloud.pythonanywhere.com/