Тип урока: Повторение и закрепление полученных знаний и умений.
Цель:
- повторить морфологические и синтаксические признаки числительных, виды количественных числительных, числительные по составу (простые, сложные, составные), закрепить особенности склонения числительных;
- правописание числительных; развивать активность, самостоятельность учащихся;
- воспитывать бережное отношение к русскому языку (употребление числительных в речи).
Ход урока
1. Оргмомент
2. Сообщение темы и цели урока (запись в тетради числа, темы урока)
3. Работа по вопросам и заданиям (все сопровождается показом презентации)
А) Давайте вспомним, что такое имя числительное? (ответы учащихся, показ слайдов)
Б) Числительные нужно отличать от других частей речи, которые имеют числовое значение. На доске записаны слова, найдите «4 лишнего» и объясните, почему?
Игра «4 лишний»
1) семь, седьмой, семерка, семеро
2) два, удвоить, второй, двумя
3) впятером, пятеро, пятьдесят, пятый
В) Какие разряды количественных числительных выделяются? (3 разряда: целые, дробные, собирательные)
«Ребусы»
Отгадайте числительные, спрятанные в ребусах, и укажите их разряд (восемнадцать, четырехсотый, полутораста)
Игра «3 лишний»
Найдите в каждой строчке «лишнее» слово. Объясните свой выбор, составьте с ними предложения.
1) Сто, сотый, сотому
2) Четвертого, четверо, четвертым
3) Седьмой, семь восьмых, седьмая.
Г) Какие числительные различают по составу? Дайте определение и приведите примеры.
Д) Показывается рисунок. Какое правило о правописании числительных показано на этом рисунке? (учащиеся вспоминают правило о правописании Ь в числительных)
Выполним задание «Тренажера №1» ( устно, по цепочке)
1) За лето прочитал пятнадцать книг.
2) В школе пятьсот учеников.
3) Напечатано восемьсот экземпляров книг.
4) В продаже есть семнадцать видов обоев.
5) Объем бака – шестьдесят литров.
6) Выполнено двадцать заданий.
7) Вспахали девятнадцать гектаров земли.
8) Заработано девятьсот рублей.
9) Построено пятьдесят километров дороги.
10) В здании восемнадцать этажей.
Е) Какие числительные склоняются как существительные 3-го склонения?
В чем особенность склонения сложных и составных числительных?
Какова особенность склонения числительных 40, 90, 100? (ответы учащихся и показ слайдов)
1 ученик у доски склоняет числительное 389, остальные выполняют задание «Тренажера №2»: выписывают СС с числительными, указывают падеж и объясняют написание.
Им.п: триста восемьдесят девять
Р.п: трёхсот восьмидесяти девяти
Д.п: тремстам восьмидесяти девяти
В.п: триста восемьдесят девять
Т.п: тремястами восьмьюдесятью девятью
П.п: о трёхстах восьмидесяти девяти
1) Он умеет читать с пяти лет (Р.п)
2) Автобусная остановка в ста метрах (П.п) от магазина
3) В бак автомобиля входит около сорока литров (Р.п) бензина.
4) Автомобиль ехал со скоростью девяносто километров в час. (В.п)
5) Мы договорились встретиться около пятнадцати часов (Р.п)
6) Уроки должны закончиться к тринадцати часам. (Д.п)
7) К двенадцати (Д.п) прибавит девяносто (В.п)
8) От ста (Р.п) отнять девятнадцать (В.п)
9) Дом был построен девяносто лет назад (В.)
Ж) Как склоняются дробные числительные? Какие дробные числительные имеют две формы?
Какие числительные относятся к собирательным? Как образуются? Как склоняются?
Какие числительные являются порядковыми? Как они изменяются? В чем особенность склонения составных порядковых числительных? (ответы учащихся, которые сопровождаются слайдами из презентации)
Выполнение «Тренажера №3» записать предложения, правильно употребляя падеж числительных.
- Если к трем пятым прибавить одну пятую, получится четыре пятых.
- Коллекция состояла более чем из полутораста картин.
- Для победы не хватило пятидесяти секунд.
- Мы поехали на автобусе шестьсот девяносто девятого маршрута.
- Если к пятистам прибавить девяносто, получится пятьсот девяносто.
- У собаки было двое щенят.
- Сказка про волка и семерых козлят.
- Напряжение в сети около двенадцати вольт.
- Это произошло в тысяча восемьсот тридцать первом году.
- К двадцати пяти компьютерам куплены новые мониторы.
4. Презентация, подготовленная учащимися «Из истории числительных» (индивид. зад)
5. Выполнение теста (самостоятельно все учащиеся)
1) Найдите числительные: а) двойной б) утроить в) семерка г) пятый
2) Какое утверждение является неверным?
а) числительные делятся на порядковые и количественные
б) числительные изменяются по падежам
в) имена числительные могут быть разными членами предложения
г) числовое значение может иметь только одна часть речи - числительное
3) В каком предложении подлежащее выражено сочетанием существительного с числительным?
а) Тридцать лет простоял деревянный Кремль в Москве.
б) Высота колокольни Ивана Великого- восемьдесят один метр.
в) Пятьдесят башен украшали стены крепости
г) Первые города на Руси появлялись на берегах рек и озер.
4) Найдите составное числительное: а) пятнадцатого б) двухмиллионный в)пятисотый г) двумястами
5) В каком ряду нет ошибки в употреблении числительного:
а) семистами пятьюдесятью девятью
б) пятьюстами шестидесяти
в) двумястами семьюдесятью пятью
г) тремястами семидесяти тремя
6) Найдите порядковое числительное:
а) двадцать два
б) восемьдесят восьмого
в) девяносто
г) четверо
7) В каком слове на месте пропуска не пишется Ь?
а) восем..сот б) сем..сот в) пят..десят г) пят..надцатью
8) В каком примере нет ошибки в употреблении числительного?
а) трое подружек б) семеро лодок в) с обоими сумками г) с обеими соседками
9) Найдите ошибку в характеристике морфологических признаков числительного:
Одиннадцати – а) числит., простое б) колич, целое в) Род.п. г) множ число
10) В каком ряду допущена ошибка в употреблении числительных?
а) к восьмистам шестидесяти семи прибавить сорок
б) от шестьсот пятидесяти двух отнять тридцать
в) семьсот сорок сложить с двумястами пятью
г) от четырёхсот восьмидесяти отнять двадцать пять
Ответы к тесту: 1-г; 2- г; 3- в; 4- г; 5- в; 6- б; 7- г; 8- г; 9- г; 10- б
6. Выполнение творческого задания: Придумайте и запишите небольшую сказку, историю, используя в ней следующие словосочетания: Пятьдесят бриллиантов, девятнадцатилетний юноша, шестьсот тысяч фунтов, тысяча восемьсот семьдесят седьмой год, восемь драгоценных камней, на семнадцатый день, семьдесят семь метров
7. Подведение итогов урока. Выставление оценок за работу на уроке.