Достижение метапредметных результатов обучения через использование клоуз-тестов

Разделы: Русский язык

Классы: 5, 6, 7, 8, 9

Ключевые слова: клоуз-тест, образовательные программы


Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Передо мной стоит задача: включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Многие учителя в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний. Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке. И здесь особенно хотелось бы отметить, что русский язык является не только учебным предметом школьной образовательной программы, но и средством обучения другим дисциплинам. В этом аспекте применение учителем-словесником различных средств становится особенно значимым.

Важнейшую роль в формировании метапредметных навыков играет работа с текстом. И здесь интересен такой прием как клоуз-тест. В лингвистике и методике преподавания русского языка клоуз-тестом принято называть текст с пропущенными компонентами (главным образом, отдельными словами, но не только). Задача выполняющего клоуз-тест - вставить эти компоненты.

Главная цель работы с клоуз-тестом связана с тем, чтобы научить ребёнка понимать смысл текста, устройство его смысловой организации, и только на этой основе работать с языковыми явлениями, законами, правилами. Поэтому обязательным условием формата клоуз-теста явились пропуски ключевых слов, восстановление которых возможно исходя из смысловой организации текста. При этом формальная и смысловая стороны текста понимаются как единство двух процессов - смысло- и текстообразования. Круг материала составляют такие тексты, которые позволяют работать с двумя сторонами ключевых слов - свойством повторяемости (вариативного повтора) и свойством концептуальности, то есть выражения главного, концептуально значимого смысла текста. Дополнительные (неключевые) слова выступают в клоуз-тестах в качестве материала для дополнительной языковой работы с текстом.

Таким образом, клоуз-тест, построенный на основе пропусков ключевых слов, обеспечивает развитие контекстного мышления, способности понимания текста и коммуникативной способности (диалог «автор – читатель», «ученик – ученик»). Контекстное мышление – способность «видеть» (воспринимать, анализировать, понимать и создавать) слово в контексте смысла ситуации или текста: в отношениях и связях с другими словами текста и компонентами коммуникативной ситуации – кто, что, кому, зачем и почему говорит; способность выбирать знак на основе его обусловленности смыслом данного конкретного контекста / ситуации. Клоуз-тест - это не только способ обучения текстовой деятельности в рамках филологических дисциплин, но и способ формирования таких ключевых компетенций и универсальных учебных действий, как:

  • способность чтения и понимания текста, умение обрабатывать информацию (сжатие текста до ключевых слов, развёртывание по ключевым словам),
  • информационная компетенция,
  • коммуникативные способности и умения: выдвижение и аргументирование своей версии подобранного слова, встраивание в смысловую позицию автора (диалог «автор - читатель»), восприятие, понимание чужой версии, выражение отношения к ней, сопоставление разных версий (диалог «ученик - ученик»), основанное на критериях понимания смысла текста (коммуникативная компетенция).

Клоуз-тесты могут быть обучающие и диагностические.

Диагностический клоуз-тест возможно проводить только после систематической работы обучающего характера. Регулярность совместной, обучающей работы с клоуз-тестом - примерно 1 раз в 2 недели в течение 3-4 мес. В результате такой работы дети знают признаки ключевых слов, понимают критерии оценки версий по вставке слов, умеют выдвигать и объяснять свою версию по вставке слова, умеют принимать чужую версию, сопоставлять разные версии, умеют различать среди пропусков ключевые слова и неключевые, умеют отвечать на вопрос об основном смысле текста по тексту с пропусками. Если такое обучение состоялось, можно проводить диагностику.

В качестве обучающего момента необходимо использовать памятку по выполнению клоуз-теста.
Памятка (для учащихся)

  • Прочитай весь текст (в том числе название и имя автора). Озаглавь его (если у текста есть заголовок, расшифруй его для себя, подумай, почему текст так назван?).
  • Восстанавливая пропущенное слово, имейте в виду, что пропущенное слово, как правило, - ключевое, то есть важное для понимания смысла всего текста, его главной мысли, оно находится во взаимосвязи с другими словами текста.
  • Работа с ближним и дальним контекстом поможет восстановить слово, для этого необходимо постоянно перечитывать текст. Ключевое слово может повторяться в различных вариантах.
  • Подобранное слово должно «вписаться» в предложение не только по смыслу, но и грамматически.
  • С помощью стрелок покажите смысловые отношения между словами, которые помогли восстановить вам пропущенное слово.
  • Если работа делается совместно или проверяется в классе, вступайте в диалог с другими читателями.

При работе с клоуз-тестом очень важно выдерживать принцип от простого к сложному. Начинать можно с тестов, в основе которых одно - два высказывания, то есть очень короткий текст. Затем постепенно увеличивать объём.

Дети, обученные работе с клоуз-тестом, успешно применяют имеющиеся навыки в других ситуациях текстовой деятельности, например, при написании изложения: слушая текст, они фиксируют ключевые слова, фрагменты текста, а затем именно по ним восстанавливают текст. Поэтому клоуз-тест эффективен как способ подготовки к изложению, сочинению.

При выполнении клоуз-теста предметом оценки является умение ребёнка встраиваться в текстовую (авторскую) концепцию и подбирать слова, не противоречащие

1) грамматике (умение работать с ближайшим от пропуска контекстом – встраиваться в словосочетание и предложение),

2) логике (умение работать с контекстом соседних предложений),

3) текстовому смыслу (умение работать со смыслом текста в целом, понимать авторский замысел, концепцию текста).

При этом каждое из вставленных ребенком слов может показывать противоречивость / непротиворечивость вставки по каждой из этих трех позиций. В результате определяется та или иная степень соответствия вставленных слов тексту.

Интерес к изучению языка можно повысить, используя материалы других предметов. Тексты могут быть не только из литературных произведений, но и связанные с историей, биологией, географией, математикой и т.д. Это наглядно демонстрирует учащимся возможность применения полученных знаний в различных сферах, создаст целостную картину знаний.

Например, при повторении темы «Имя прилагательное», можно использовать текст М.Пришвина.

… луг

У нас с братом, когда созревают одуванчики, была с ними постоянная

… . Бывало идём куда-нибудь на свой промысел – он впереди, я в пяту.

- Серёжа!- позову я его деловито.

Он оглянется, а я фукну ему … прямо в лицо. За это он начинает меня подкарауливать и тоже, как зазеваешься, … . И так мы эти неинтересные

… срывали только для забавы. Но раз мне удалось сделать открытие.
Мы жили в деревне, перед окном у нас был луг, весь … от множества цветущих … . Это было очень красиво. Все говорили: «Очень … ! Луг –… ». Однажды я рано встал удить рыбу и заметил, что луг был не … , а зелёный. Когда же я возвращался около полудня домой, луг был опять весь … . Я стал наблюдать. К вечеру луг опять позеленел. Тогда я пошёл, отыскал одуванчик, и оказалось, что он сжал свои … , как всё равно если бы у нас пальцы со стороны ладони были жёлтые и, сжав в кулак, мы закрыли бы жёлтое. Утром, когда солнце взошло, я видел, как … раскрывают свои ладони, и от этого луг становится опять …#[6]

178 слов

Карта текста

1. Вопрос на восприятие текста.

- Какое время года изображает автор?

- Как вы себе представляете место, описанное автором?

- Что подметил повествователь, наблюдая за лугом?

2. Пропущенные слова: Золотой (в заголовке), забава, одуванчиком, фукнет, цветы, золотой, одуванчиков, красиво, золотой, золотой, золотой, лепестки, одуванчики, золотым.

3. Данный клоуз-тест применим на начальном этапе работы по данной методике в 5-7 классах.

4. М. Пришвин. Ребята и утята. М.: «Стрекоза», 2011, «Золотой луг» стр. 7.

5. Языковой анализ текста.

В каком значении (прямом или переносном) употреблено название текста «Золотой луг»?

Объясните значение словосочетания «золотой луг», замените его синонимичным сочетанием.

Определите тип речи.

Найдите в тексте деепричастный оборот и подчеркните его.

6.С помощью данного текста можно организовать повторение орфографии (о-ё после шипящих в корне слова, безударные проверяемые гласные в корне слова) и пунктуации (знаки препинания в сложном предложении, знаки препинания при деепричастном обороте).

7. Дополнительное задание: нарисовать иллюстрации к данному тексту.

8. Тест апробирован. Проведен урок в 7б классе с целью знакомства с этой формой работы. Перед началом работы учитель познакомил учащихся со значением слова «клоуз-тест», объяснил, как восстановить пропущенное слово.

В диагностике приняли участие 25 учащихся. В тесте пропущено 14 слов. Не вызвало затруднений восстановление следующих слов: одуванчиков, цветы, золотой. Затруднения возникли со словом «фукнет», 4 ученика не дали никакого варианта восстановления слова, 1 ученица восстановила авторский вариант. Восстановлению слова «золотой» был подобран вариативный ряд слов: зелёный, заливной, душистый цветочный, 15 учеников восстановили слово автора. Учащиеся обосновали выбор слова, опираясь на текст.

Результаты работы следующие: 13 слов – 1 ученица, 12 слов – 6 учеников, 11 слов – 8 учеников, 10 слов – 10 учеников. После самостоятельной работы была проведена коллективная проверка с обсуждением вариантов подобранных слов.

Итоги проведенного поиска фиксируются в отдельной табличке.

По моим наблюдениям, от текста к тексту я тратила все меньше времени на поиск правильных результатов выполняемых в соответствии с заданием действий, все легче и легче ориентировалась в подгруппах метапредметных планируемых результатов. Понятно, что каждому учителю понадобится разное время для освоения такой идентификации. Но без этой работы невозможно целенаправленно управлять формированием у обучающихся групп результатов в соответствии с ФГОС, осознанно осуществлять анализ используемого в образовательном процессе учебно-методического комплекта, определения достаточности в нем заданий, формирующих универсальные учебные действия. Многократность процедуры распознавания позволит педагогам накопить компетенции, необходимые для самостоятельного конструирования формирующих заданий для текущей оценки сформированности метапредметных результатов освоения ООП.

Таким образом, использование метапредметных заданий на уроках русского языка позволяет не только повысить эффективность урока, но и применить полученные знания при обучении другим предметам и во внеурочной деятельности.

Информационные ресурсы

1. А.Г.Асмолов, Г.В.Бурменская, И.А.Володарская и др. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / под ред. А.Г.Асмолова. 3-е изд. М.: Просвещение, 2013. 159 с.

2. Волкова О.В. Контрольно-диагностические материалы для формирования и оценки универсальных учебных действий на уроках русского языка в 5 классе. Казань: РИЦ «Школа», 2015. 172 с.

3. Книгина М.П. Тесты по русскому языку. 6 класс. Саратов: Лицей, 2004. 64 с.

4. Копотева Г.Л., Филимонова Е.Н. Методический конструктор заданий для формирования метапредметных результатов обучения. Школа и производство. 2017. № 1. С. 15-18.

5. Материалы сайта «Социальная сеть работников образования» // http://nsportal.ru/shkola/ russkiy-yazyk/library/2012/09/27/lingvisticheskie-skazki (Дата обращения: 27.05.2017 г.).

6. М.Пришвин. Ребята и утята. М.: «Стрекоза», 2011, «Золотой луг».

7. Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимат. задачи по рус.яз.: Кн. для учащихся 5-7 кл.ср. шк. М.: Просвещение, 1989. 96 с.