Урок русского языка в 5-м классе по теме "Как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы" (по программе М.М.Разумовской)

Разделы: Русский язык

Класс: 5

Ключевые слова: глагол, Имя прилагательное, имя существительное


Цель: углубление полученных в начальной школе знаний о том, как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы.

Планируемые образовательные результаты:

Предметные:

  • получение и закрепление знаний о том, как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы;
  • формирование умения определять слово как часть речи;
  • формирование умения определять морфологические признаки слов данных частей речи;

Метапредметные:

  • формирование умений находить, извлекать и систематизировать информацию;
  • формулировать и доказывать свою точку зрения; строить аргументированные высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать; ставить цели, планировать деятельность и её результаты, развитие навыков коррекции и оценки;
  • формирование ценностного отношения к учебным предметам.

Личностные:

  • развитие интереса к получению знаний в процессе обучения;
  • формирование стремления к самообразованию, развитие навыков самокоррекции;
  • формирование личных ценностных ориентиров.

Оборудование: распечатанные карточки.

Ход урока

1. Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания

1) Упр.137 - чтение выписанных из загадок частей речи по группам с определением общего грамматического значения.

3. Актуализация знаний

Для того чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо проанализировать предложение. Записываем на доске и в тетради.

Ловкий спортсмен вырвался вперёд.

- Определите часть речи всех слов в предложении.

- Что такое наречие? (Часть речи, которая чаще всего относится к глаголу и обозначает признак действия).

- Это изменяемая или неизменяемая часть речи? (Неизменяемая)

- Как вы это понимаете?

- Имена существительные прилагательные и глаголы изменяются. Как они изменяются? Сформулируйте тему урока.

4. Целеполагание

Сформулируйте цель урока.

Вспомнить, как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы , уметь определять их грамматические признаки.

5. Работа по теме урока

I. Имя существительное и прилагательное.

1) Запишите четверостишие. Выпишите словосочетание сущ.+ прилаг.

Пилот в космической ракете
На землю глянул с высоты.
Еще никто, никто на свете
Такой не видел красоты.

В космической ракете (разбор словосочетания).

- Можем ли мы просклонять имя существительное и прилагательное? (Да)

- А что такое склонение? (Это изменение по числам и падежам)

2) Склонение имени существительного и прилагательного в составе словосочетания.

И.п. космическая ракета

В.п. космическая ракета

Р.п. космической ракеты

Т.п. космической ракетой

Д.п. космической ракете

П.п.о космической ракете

- Как ещё можно изменить имя прилагательное? (По родам)

- Придумайте и запишите два словосочетания с этим же прилагательным в м.р. и ср.р. (космический дождь, космическое притяжение)

3) Вывод.

Итак, как изменяются имена существительные и прилагательные?

(Имена существительные и прилагательные изменяются по числам и падежам, а имена прилагательные ещё и по родам.

II. Глагол.

1) Запишите четверостишие. Найдите глаголы в первом и втором четверостишиях и выпишите их, поставив в неопределённую форму.

Внизу, за стёклами кабины,
В молочных облаках лежал
Далёкий, маленький, любимый
Земной голубоватый шар.

Лежать -

Глянуть -

- Определите время глагола и число в текст. Запишите.

Лежать - лежал - лежали.

Глянуть - глянул - глянули.

2) Спряжение глагола глянуть.

1 л.ед.ч. гляну

1 л. мн.ч. глянем

2 л.ед.ч. глянешь

2 л. мн.ч. глянете

3 л.ед.ч. глянет

3 л. мн.ч. глянут

3) Вывод. Итак, как изменяются глаголы?

(Глаголы изменяются по лицам и числам, т.е. спрягаются).

- Зачем нам нужно уметь определять спряжение глагола?

(Чтобы грамотно писать безударные личные окончания глаголов).

6. Закрепление

1) Развитие речи. Определите тему записанных четверостиший. (Космос, звездное небо)

- А теперь отгадайте загадку.
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
(звёзды)

2) Определение морфологических признаков у имени существительного, прилагательного и глагола по образцу.

- Запишите отгаданное слово и определите его грамматические признаки.

Образец упр.144.

Звёзды - имя сущ., мн.ч., И.п. (во мн.ч род не определяется ! ), 1 скл.

- Запишите по образцу грамматические признаки любого существительного , прилагательного и глагола из загадки.

По небу - имя сущ., ср.р., ед.ч., Д.п.

Цветной (карамели) - имя прил., ж.р., ед.ч., Р.п.

Растает -гл., наст.вр., ед.ч., 3л.

7. Физкультминутка

8. Самостоятельная работа с самопроверкой

Разноуровневые задания (карточки для каждого).

Карточка 3 уровня.

1.Озаглавьте текст.

2. Вставьте пропущенные буквы.

На севере звезда видна,
И называ...тся она
Полярн...ю звездой.
Она надежный друг людей,
И две Медведицы при ней
Среди к...смических огней
Всё ход...т чередой.
(В.Лепилов)

Карточка 2 уровня.

1. Озаглавьте текст.

2. Вставьте пропущенные буквы.

3. Выпишите выделенные слова, определите их грамматические признаки.

На севере звезда видна,
И называ...тся она
Полярн...ю звездой.
Она надежный друг людей,
И две Медведицы при ней
Среди к...смических огней
Всё ход...т чередой.
(В.Лепилов)

Карточка 1 уровня.

1. Озаглавьте текст.

2. Вставьте пропущенные буквы.

3. Выпишите выделенные слова, определите их грамматические признаки.

4. Составьте и запишите предложение со словом чередой , употребив его в другой форме. Определите часть речи.

На севере звезда видна,
И называ...тся она
Полярн...ю звездой.
Она надежный друг людей,
И две Медведицы при ней
Среди к...смических огней
Всё ход...т чередой.
(В.Лепилов)

9. Итог урока. Рефлексия

- Что мы сегодня повторяли?

- Возникали ли у вас затруднения в ходе урока? Какие?

- Что нужно сделать для их преодоления?

10. Разноуровневое домашнее задание

  • уровень - напишите сочинение-миниатюру "Звездное небо" или придумайте свою загадку по теме "Космос", выпишите и определите грамматические признаки у 1-2 существительных, прилагательных, глаголов;
  • уровень - упр.139;
  • уровень - упр.140.