Цель: углубление полученных в начальной школе знаний о том, как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные:
- получение и закрепление знаний о том, как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы;
- формирование умения определять слово как часть речи;
- формирование умения определять морфологические признаки слов данных частей речи;
Метапредметные:
- формирование умений находить, извлекать и систематизировать информацию;
- формулировать и доказывать свою точку зрения; строить аргументированные высказывания; анализировать, сравнивать, обобщать; ставить цели, планировать деятельность и её результаты, развитие навыков коррекции и оценки;
- формирование ценностного отношения к учебным предметам.
Личностные:
- развитие интереса к получению знаний в процессе обучения;
- формирование стремления к самообразованию, развитие навыков самокоррекции;
- формирование личных ценностных ориентиров.
Оборудование: распечатанные карточки.
Ход урока
1. Организационный момент
Приветствие. Проверка готовности к уроку.
2. Проверка домашнего задания
1) Упр.137 - чтение выписанных из загадок частей речи по группам с определением общего грамматического значения.
3. Актуализация знаний
Для того чтобы узнать тему нашего урока, вам необходимо проанализировать предложение. Записываем на доске и в тетради.
Ловкий спортсмен вырвался вперёд.
- Определите часть речи всех слов в предложении.
- Что такое наречие? (Часть речи, которая чаще всего относится к глаголу и обозначает признак действия).
- Это изменяемая или неизменяемая часть речи? (Неизменяемая)
- Как вы это понимаете?
- Имена существительные прилагательные и глаголы изменяются. Как они изменяются? Сформулируйте тему урока.
4. Целеполагание
Сформулируйте цель урока.
Вспомнить, как изменяются имена существительные, имена прилагательные и глаголы , уметь определять их грамматические признаки.
5. Работа по теме урока
I. Имя существительное и прилагательное.
1) Запишите четверостишие. Выпишите словосочетание сущ.+ прилаг.
Пилот в космической ракете
На землю глянул с высоты.
Еще никто, никто на свете
Такой не видел красоты.
В космической ракете (разбор словосочетания).
- Можем ли мы просклонять имя существительное и прилагательное? (Да)
- А что такое склонение? (Это изменение по числам и падежам)
2) Склонение имени существительного и прилагательного в составе словосочетания.
И.п. космическая ракета | В.п. космическая ракета |
Р.п. космической ракеты |
Т.п. космической ракетой |
Д.п. космической ракете |
П.п.о космической ракете |
- Как ещё можно изменить имя прилагательное? (По родам)
- Придумайте и запишите два словосочетания с этим же прилагательным в м.р. и ср.р. (космический дождь, космическое притяжение)
3) Вывод.
Итак, как изменяются имена существительные и прилагательные?
(Имена существительные и прилагательные изменяются по числам и падежам, а имена прилагательные ещё и по родам.
II. Глагол.
1) Запишите четверостишие. Найдите глаголы в первом и втором четверостишиях и выпишите их, поставив в неопределённую форму.
Внизу, за стёклами кабины,
В молочных облаках лежал
Далёкий, маленький, любимый
Земной голубоватый шар.
Лежать -
Глянуть -
- Определите время глагола и число в текст. Запишите.
Лежать - лежал - лежали.
Глянуть - глянул - глянули.
2) Спряжение глагола глянуть.
1 л.ед.ч. гляну | 1 л. мн.ч. глянем |
2 л.ед.ч. глянешь |
2 л. мн.ч. глянете |
3 л.ед.ч. глянет |
3 л. мн.ч. глянут |
3) Вывод. Итак, как изменяются глаголы?
(Глаголы изменяются по лицам и числам, т.е. спрягаются).
- Зачем нам нужно уметь определять спряжение глагола?
(Чтобы грамотно писать безударные личные окончания глаголов).
6. Закрепление
1) Развитие речи. Определите тему записанных четверостиший. (Космос, звездное небо)
- А теперь отгадайте загадку.
По темному небу рассыпан горошек
Цветной карамели из сахарной крошки,
И только тогда, когда утро настанет,
Вся карамель та внезапно растает.
(звёзды)
2) Определение морфологических признаков у имени существительного, прилагательного и глагола по образцу.
- Запишите отгаданное слово и определите его грамматические признаки.
Образец упр.144.
Звёзды - имя сущ., мн.ч., И.п. (во мн.ч род не определяется ! ), 1 скл.
- Запишите по образцу грамматические признаки любого существительного , прилагательного и глагола из загадки.
По небу - имя сущ., ср.р., ед.ч., Д.п.
Цветной (карамели) - имя прил., ж.р., ед.ч., Р.п.
Растает -гл., наст.вр., ед.ч., 3л.
7. Физкультминутка
8. Самостоятельная работа с самопроверкой
Разноуровневые задания (карточки для каждого).
Карточка 3 уровня.
1.Озаглавьте текст.
2. Вставьте пропущенные буквы.
На севере звезда видна,
И называ...тся она
Полярн...ю звездой.
Она надежный друг людей,
И две Медведицы при ней
Среди к...смических огней
Всё ход...т чередой.
(В.Лепилов)
Карточка 2 уровня.
1. Озаглавьте текст.
2. Вставьте пропущенные буквы.
3. Выпишите выделенные слова, определите их грамматические признаки.
На севере звезда видна,
И называ...тся она
Полярн...ю звездой.
Она надежный друг людей,
И две Медведицы при ней
Среди к...смических огней
Всё ход...т чередой.
(В.Лепилов)
Карточка 1 уровня.
1. Озаглавьте текст.
2. Вставьте пропущенные буквы.
3. Выпишите выделенные слова, определите их грамматические признаки.
4. Составьте и запишите предложение со словом чередой , употребив его в другой форме. Определите часть речи.
На севере звезда видна,
И называ...тся она
Полярн...ю звездой.
Она надежный друг людей,
И две Медведицы при ней
Среди к...смических огней
Всё ход...т чередой.
(В.Лепилов)
9. Итог урока. Рефлексия
- Что мы сегодня повторяли?
- Возникали ли у вас затруднения в ходе урока? Какие?
- Что нужно сделать для их преодоления?
10. Разноуровневое домашнее задание
- уровень - напишите сочинение-миниатюру "Звездное небо" или придумайте свою загадку по теме "Космос", выпишите и определите грамматические признаки у 1-2 существительных, прилагательных, глаголов;
- уровень - упр.139;
- уровень - упр.140.