Система образования отказывается от традиционного предоставления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков. Сегодня важно сформировать у учащихся не только предметные знания, умения и навыки, но и универсальные учебные действия, которые дадут и возможность самосовершенствоваться и саморазвиваться.
Такой этап урока, как работа над ошибками, всегда имел огромное значение. Основная цель заключалась в анализе допущенных ошибок и предупреждении их. В настоящее время работа над ошибками меняет свое содержание и приобретает более масштабное значение. При правильной организации анализа контрольной работы появляется возможность формирования не только познавательных, коммуникативных, личностных, но и регулятивных универсальных учебных действий и навыков самоконтроля и самооценки, внимательного и неравнодушного отношения к своей работе.
Предлагаю свой опыт по обучению учащихся анализировать и оценивать результаты работы (самооцениванию).
1. Проверяя контрольные работы, анализируя их, обязательно заношу результаты в таблицу, в которой отмечаю допущенные учащимися орфографические ошибки и ошибки в грамматических заданиях, т.е. классифицирую их. (Приложение 1)
Эта работа, во-первых, позволяет выявить пробелы в определенных темах отдельных учащихся и построить индивидуальную работу с ними. Во-вторых, может «просигнализировать», что большинство учащихся не усвоили материал и необходима повторная отработка той или иной темы.
Уже в 1 классе знакомлю учащихся со своей, «учительской» деятельностью по анализу их контрольных работ. Обычно учеников это удивляет, ведь раньше они считали, что учитель проверяет тетради, исправляет ошибки, ставит отметку и закрывает тетрадь. То, что учитель внимательно относится к каждому слову, написанному ими, анализирует каждую ошибку, фиксирует все ошибки — это становится для них целым открытием! Учащимся предлагается после проверки мною контрольных работ анализировать свою работу лично.
2. Учащиеся получают тетради с выполненными накануне контрольными работами. Работы уже проверены учителем, выставлена отметка. Задача учащихся: классифицировать собственные ошибки, выполнить работу, предупреждающую такие ошибки, и оценить свои работы. Каждый получает «Индивидуальный лист ученика», где в графе «Орфографические правила и грамматические задания» перечислены только те, которые присутствовали в текущей контрольной работе. В графе «Ошибки» учащиеся отмечают наличие ошибок вертикальной чертой (как и в таблице учителя). (Приложение 2)
3. Самостоятельно с индивидуальным листом учащиеся работают примерно 10 минут. За это время сильные и средние учащиеся успевают выполнить работу, а вот слабые учащиеся испытывают трудность. Поэтому на следующем этапе урока идет работа в парах (сильный — слабый), где сильные учащиеся помогают затрудняющимся товарищам классифицировать ошибки, привести примеры слов на орфограммы, в которых допущены ошибки. Конечно же, учитель в ходе урока оказывает помощь парам, если необходимо.
4. На этапе рефлексии учитель предлагает представить себя в роли учителя и подумать, что бы он пожелал ученику, выполнившему данную контрольную работу.
5. Затем каждый ученик определяет какая тема западает и выбирает карточку с заданием. Выполняет (повторит правило, практическая часть). А затем на контроль выполняет задание и сверяет с эталоном. Оценивает по критериям (выполнил полностью правильно, частично, полностью неправильно, сделай вывод «тема усвоена?»)
Оценивать результаты своей работы крайне важно – это позволяет объективно получать обратную связь, внести коррективы и в конечном итоге – стимул для движения вперёд.
Учитель признан быть творцом уроков. Если учитель знает, что прежние методы, приёмы помогают реализовывать требования нового стандарта, не стоит их отбрасывать совсем. Необходимо найти им применение наряду с новыми педагогическими технологиями в новой образовательной среде.