Тип урока: урок изучения новой темы.
Цель: познакомиться с правилом правописания букв ы/и в корне после приставки.
Задачи:
- организовать деятельность учащихся по выведению правила;
- формировать навыки обоснованного выбора букв ы/и в изучаемой орфограмме;
- развивать устную речь учащихся;
- поддерживать познавательный интерес к языку, способствовать развитию внимания, орфографической зоркости.
Ожидаемые результаты, регулятивные УУД:
- уметь высказывать предположение на основе наблюдений;
- уметь формулировать тему урока, задачи;
- искать пути решения проблемы;
- формулировать правило по учебному материалу;
- выполнять задания по алгоритму;
- осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
- осуществлять познавательную и личностную рефлексию, соотносить цели и результаты своей деятельности.
Ожидаемые результаты:
- личностные: понимание необходимости изучения правила, стремление к речевому самосовершенствованию;
- метапредметные: умение поставить цель и организовать ее достижение;
- умение делать самоанализ и давать самооценку;
- познавательные: умение анализировать материал и извлекать необходимую информацию, выстраивать логическую цепочку рассуждений; точно и грамотно излагать свои мысли;
- предметные: сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы ы/и после приставок в корне» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;
- коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению.
Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, опорные конспекты
Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (Слайд 2)
II. Актуализация знаний. Работа с «Картой русского языка». Фронтальный опрос по теме «Морфемика». (Слайды 3-5. Слайд 5 во время демонстрации презентации скрыт).
1. В каком разделе лингвистики изучается морфема?
2. Что называется морфемой? (Наименьшая значимая часть слова)
3. Перечислите морфемы.
4. Что называется корнем? (Общая часть родственных слов, в которой заключено основное значение)
5. Для чего служат приставки и суффиксы? (Для образования новых слов)
6. Что значит выполнить морфемный разбор?
7. Для чего нужно уметь делать морфемный разбор? (Чтобы правильно применять правила)
8. Какой языковой процесс может происходить при образовании и изменении слов в корне? (Чередование)
9. Что называется чередованием? (Замена одних звуков и сочетаний звуков другими в пределах одной морфемы)
10. Какие гласные могут чередоваться в корне? (а/о, е/и). Приведите примеры.
11. Только ли в корне может происходить чередование? (Нет, чередование может происходить также в приставках и суффиксах)
III. Тема урока, постановка цели и задач урока. (Слайды 6 - 8)
1. Выявление места и причины затруднения.
- Сегодня мы совершим ещё одно небольшое исследование, которое связано с чередованием букв.
- Почему по-разному написаны слова? (Мы не знаем правила написания этих слов)
- В чём возникло затруднение? (Какую букву писать?)
- Тогда предположите, о чём будем говорить на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. (Предположения)
- А где можно проверить наше предположение? (В учебнике)
- Можем ли мы сразу ответить на вопрос, какому правилу подчиняется написание данных слов? Чему мы должны научиться сегодня на уроке?
- Какую цель поставим перед собой? Сформулируйте её. Какие еще цели поставим себе на уроке? (Узнать, в каком случае происходит чередование ы/и. Как избежать ошибок при написании ы/и после приставок?)
(Слайд 6)
2. Постановка задач. Построение проекта выхода из затруднения.
- Какие задачи стоят перед нами? С чего начнём наши действия? (Проведем исследование. Понаблюдаем за словами. Попробуем определить, от чего зависит чередование гласных ы/и в начале корня).
IV. Реализация построенного проекта. (Слайд 9)
1. Формулировка правила.
- Понаблюдайте за словами.
- В какой морфеме происходит чередование?
- С какой буквы начинается корень?
- Когда происходит чередование? (Мы видим, что чередование происходит только после приставок).
- Теперь нужно разобраться, после каких именно приставок буква И переходит в букву Ы, а в каких нет. (И меняется на Ы после приставок на согласный).
- Какой вывод можно сделать? Сформулируем правило. (Слайд 10)
2. Работа в парах. (Слайд 11-12)
- Предположите, согласно каким законам русского языка появилось это правило чередования гласных? (Согласно произносительным нормам. Буквы И, Е, Ё, Ю, Я «сигнализируют», что стоящий перед ними согласный является мягким. Действует фонетический принцип написания.)
3. Первичное усвоение новых знаний. (Слайды 13-15)
4. Продолжение работы над формулировкой правила. Исключения из правила. (Слайды 16-24)
- Но изучение темы на этом не закончено. И меняется на Ы также в приставках, начинающихся с гласной И, если они следуют за приставкой, заканчивающейся на согласный. (Слайд 17)
- Нельзя путать сложные слова со словами с приставками. (Слайд 18)
Гимнастика для глаз (Слайды 19-20)
- Вы знаете, что у многих правил существуют исключения. Так и с этим правилом. Исключения в нём - некоторые приставки, оканчивающиеся на согласный, но после них буква И в Ы не превращается. Таких приставок несколько. (Слайды 21-24)
V. Формулировка правила и составление опорного конспекта. (Слайды 25-26). ОК в печатном виде раздаются учащимся.
VI. Первичное закрепление. Тренировочные упражнения.
1. Самостоятельная работа с самопроверкой. (Слайд 28-29)
Критерии оценивания самостоятельной работы.
Сделали правильно задания:
- От 4 до 5 - «3»
- От 7 до 8 - «4»
- Без ошибок - «5»
2. «Найди ошибку!» (Слайд 30)
3. «Знаете ли вы иноязычные приставки?» (Слайды 31-32)
4. Тестик. (Слайды 33-34)
VII. Домашнее задание.
1). Параграф 53, упр. 642 (разученный диктант), упр. 643 (орфографическая задача).
2). Найти в словаре значение иноязычных приставок (индивидуальное задание).
3). Выучить правило по опорному конспекту.
VIII. Рефлексия.
Подведём итог:
- С какой орфограммой мы познакомились?
- От чего зависит правописание букв Ы – И после приставок?
- Кто запомнил слова-исключения? Назовите их.
- Какую цель мы ставили перед собой?
- Оцените свою работу фразеологизмом.
IX. Оценки за работу на уроке.