Правописание Ы/И в корне слова после приставок

Разделы: Русский язык, Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»

Ключевые слова: русский язык, Ы-И в корне слова после приставок


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


Тип урока: урок изучения новой темы.

Цель: познакомиться с правилом правописания букв ы/и в корне после приставки.

Задачи:

  • организовать деятельность учащихся по выведению правила;
  • формировать навыки обоснованного выбора букв ы/и в изучаемой орфограмме;
  • развивать устную речь учащихся;
  • поддерживать познавательный интерес к языку, способствовать развитию внимания, орфографической зоркости.

Ожидаемые результаты, регулятивные УУД:

  • уметь высказывать предположение на основе наблюдений;
  • уметь формулировать тему урока, задачи;
  • искать пути решения проблемы;
  • формулировать правило по учебному материалу;
  • выполнять задания по алгоритму;
  • осуществлять самопроверку и взаимопроверку;
  • осуществлять познавательную и личностную рефлексию, соотносить цели и результаты своей деятельности.

Ожидаемые результаты:

  • личностные: понимание необходимости изучения правила, стремление к речевому самосовершенствованию;
  • метапредметные: умение поставить цель и организовать ее достижение;
  • умение делать самоанализ и давать самооценку;
  • познавательные: умение анализировать материал и извлекать необходимую информацию, выстраивать логическую цепочку рассуждений; точно и грамотно излагать свои мысли;
  • предметные: сформированное умение писать слова с орфограммой «Буквы ы/и после приставок в корне» и графически обозначать её, умение отличать данную орфограмму от других;
  • коммуникативные: умение аргументировать своё мнение, приходить к общему решению.

Оборудование: компьютер, мультимедиа-проектор, опорные конспекты

Ход урока

I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельности. (Слайд 2)

II. Актуализация знаний. Работа с «Картой русского языка». Фронтальный опрос по теме «Морфемика». (Слайды 3-5. Слайд 5 во время демонстрации презентации скрыт).

1. В каком разделе лингвистики изучается морфема?

2. Что называется морфемой? (Наименьшая значимая часть слова)

3. Перечислите морфемы.

4. Что называется корнем? (Общая часть родственных слов, в которой заключено основное значение)

5. Для чего служат приставки и суффиксы? (Для образования новых слов)

6. Что значит выполнить морфемный разбор?

7. Для чего нужно уметь делать морфемный разбор? (Чтобы правильно применять правила)

8. Какой языковой процесс может происходить при образовании и изменении слов в корне? (Чередование)

9. Что называется чередованием? (Замена одних звуков и сочетаний звуков другими в пределах одной морфемы)

10. Какие гласные могут чередоваться в корне? (а/о, е/и). Приведите примеры.

11. Только ли в корне может происходить чередование? (Нет, чередование может происходить также в приставках и суффиксах)

III. Тема урока, постановка цели и задач урока. (Слайды 6 - 8)

1. Выявление места и причины затруднения.

- Сегодня мы совершим ещё одно небольшое исследование, которое связано с чередованием букв.

- Почему по-разному написаны слова? (Мы не знаем правила написания этих слов)

- В чём возникло затруднение? (Какую букву писать?)

- Тогда предположите, о чём будем говорить на уроке? Попробуйте сформулировать тему урока. (Предположения)

- А где можно проверить наше предположение? (В учебнике)

- Можем ли мы сразу ответить на вопрос, какому правилу подчиняется написание данных слов? Чему мы должны научиться сегодня на уроке?

- Какую цель поставим перед собой? Сформулируйте её. Какие еще цели поставим себе на уроке? (Узнать, в каком случае происходит чередование ы/и. Как избежать ошибок при написании ы/и после приставок?)

(Слайд 6)

2. Постановка задач. Построение проекта выхода из затруднения.

- Какие задачи стоят перед нами? С чего начнём наши действия? (Проведем исследование. Понаблюдаем за словами. Попробуем определить, от чего зависит чередование гласных ы/и в начале корня).

IV. Реализация построенного проекта. (Слайд 9)

1. Формулировка правила.

- Понаблюдайте за словами.

- В какой морфеме происходит чередование?

- С какой буквы начинается корень?

- Когда происходит чередование? (Мы видим, что чередование происходит только после приставок).

- Теперь нужно разобраться, после каких именно приставок буква И переходит в букву Ы, а в каких нет. (И меняется на Ы после приставок на согласный).

- Какой вывод можно сделать? Сформулируем правило. (Слайд 10)

2. Работа в парах. (Слайд 11-12)

- Предположите, согласно каким законам русского языка появилось это правило чередования гласных? (Согласно произносительным нормам. Буквы И, Е, Ё, Ю, Я «сигнализируют», что стоящий перед ними согласный является мягким. Действует фонетический принцип написания.)

3. Первичное усвоение новых знаний. (Слайды 13-15)

4. Продолжение работы над формулировкой правила. Исключения из правила. (Слайды 16-24)

- Но изучение темы на этом не закончено. И меняется на Ы также в приставках, начинающихся с гласной И, если они следуют за приставкой, заканчивающейся на согласный. (Слайд 17)

- Нельзя путать сложные слова со словами с приставками. (Слайд 18)

Гимнастика для глаз (Слайды 19-20)

- Вы знаете, что у многих правил существуют исключения. Так и с этим правилом. Исключения в нём - некоторые приставки, оканчивающиеся на согласный, но после них буква И в Ы не превращается. Таких приставок несколько. (Слайды 21-24)

V. Формулировка правила и составление опорного конспекта. (Слайды 25-26). ОК в печатном виде раздаются учащимся.

VI. Первичное закрепление. Тренировочные упражнения.

1. Самостоятельная работа с самопроверкой. (Слайд 28-29)

Критерии оценивания самостоятельной работы.

Сделали правильно задания:

  • От 4 до 5 - «3»
  • От 7 до 8 - «4»
  • Без ошибок - «5»

2. «Найди ошибку!» (Слайд 30)

3. «Знаете ли вы иноязычные приставки?» (Слайды 31-32)

4. Тестик. (Слайды 33-34)

VII. Домашнее задание.

1). Параграф 53, упр. 642 (разученный диктант), упр. 643 (орфографическая задача).

2). Найти в словаре значение иноязычных приставок (индивидуальное задание).

3). Выучить правило по опорному конспекту.

VIII. Рефлексия.

Подведём итог:

- С какой орфограммой мы познакомились?

- От чего зависит правописание букв Ы – И после приставок?

- Кто запомнил слова-исключения? Назовите их.

- Какую цель мы ставили перед собой?

- Оцените свою работу фразеологизмом.

IX. Оценки за работу на уроке.