Русский язык
-
Урок русского языка в 5-м классе по теме "Обращение" 2008
Научить русскому языку - значит обеспечить формирование компетенций: лингвистической, коммуникативной, культуроведческой. Одной из приоритетных компетенций является коммуникативная, так как язык - это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире. Актуальной является и форма работы (групповая), что позволяет формировать умение работать в команде с целью создания коллективного творческого продукта.
-
Урок развития речи. Сочинение на музыкальную тему. С.С. Прокофьев. Вальс Наташи Ростовой из оперы "Война и мир". 10-й класс 2008
Русский язык как учебный предмет (особенно уроки развития связной речи) позволяет успешно решать задачи эстетического воспитания школьников. Обращение к произведениям искусства расширяет границы уроков русского языка, даёт возможность научить школьников "переводить" на родной язык язык музыки, выражать эстетическое восприятие мира на вербальном уровне. Использование музыки позволяет актуализировать эмоциональный фактор в обучении, роль которого чрезвычайно велика. Известно, что развитая эмоциональная сфера стимулирует и умственную, и речевую деятельность учащихся, ибо искусство интенсивно развивает творческое начало, эмоциональную чуткость, творческую фантазию, воображение.
-
Урок русского языка в 5-м классе "Звательный падеж. Обращение" 2008
На уроке учащиеся повторяют падежи имён существительных; знакомятся со звательным падежом как грамматической категорией; звательной интонацией обращения и его эмоциональной окраской; повторяют знаки препинания при обращении.
-
"И вот она, родная сторона, где вновь душа поэзии полна". Подготовка к ЕГЭ в 9-м классе 2008
Готовясь к ЕГЭ по русскому языку в 9-м классе, учащиеся повторяют изобразительные средства языка: метафора, эпитеты, инверсия.
-
Подготовка к сжатому изложению с элементами сочинения текста художественного стиля. Урок русского языка в 6-м классе 2008
Рассказ Ю.Яковлева "Солнце с белыми лучами" интересен с точки зрения сюжета, композиции, изобразительных средств, которые использует автор для раскрытия идеи - ответственности человека за природу, поэтому оптимален в качестве текста для лингвистического анализа и даёт простор для размышлений учащихся над поставленной автором актуальной проблемой. Данный текст предусматривает возможность написания сочинения-рассуждения о степени ответственности каждого человека за окружающий его мир.
-
Сравнительно-исторический метод в языкознании. Модульный урок по предмету "Лингвистика" в 6-м классе 2008
Стандарт ориентирует на реализацию в практике преподавания единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским языком в разных сферах и ситуациях общения. Фактически изложенному выше и подчинен курс О. Е. Дроздовой "Уроки языкознания для школьников", который введен мной в 2006/2007 учебном году как модульный. Предлагается разработка урока из данного курса.
-
Правописание приставок на з-, с-: раз-(рас-), без-(бес-), из-(ис-), воз-(вос-) 2008
Урок имеет образовательные, развивающие и воспитательные задачи. Используются разнообразные формы работы, учитывается психологический настрой учащихся. В конце урока — этап по развитию речи, где с помощью выражений-подсказок учащиеся убеждаются в необходимости беречь природу. В домашнем задании пишут открытое письмо к своим сверстникам XXI века.
-
Многообразие значения слова "метель" (урок развития речи в 8-м классе) 2008
На уроке развития речи в 8-м классе учащиеся рассматривают слово "метель" во всем многообразии его значения.
-
Перелистай истории страницы (в преддверии Дня народного единства). Стили речи. Стилистические особенности научного и художественного стилей 2008
Урок "Перелистай истории страницы (в преддверии Дня народного единства)" в рамках программы по русскому языку поможет раскрыть такую тему, как "Стили речи. Стилистические особенности научного и художественного стилей". Урок построен на интеграции нескольких учебных предметов: русский язык, литературное краеведение, история, МХК. Групповая и коллективная формы работы позволяют выстроить ситуацию успеха на уроке практически для каждого ученика. Следует отметить и эмоциональный настрой урока: предварительная выставка, художественное чтение, содержание вступительного и заключительного слова учителя помогают наполнить урок патриотическим чувством.
-
Творческая мастерская "Организация групповой работы как средство для развития познавательных способностей учащихся" 2008
Все мы говорим сейчас о том, что обучение должно носить развивающий характер, а одна из форм работы, которая предопределяет развивающий характер обучения и опирается на зону ближайшего развития ребёнка — групповая. Технология групповой работы подробно описана в трудах В.К. Дьяченко и Г.К. Селевко, но мне хотелось бы остановиться подробнее на психологическом аспекте введения данной технологии.
-
Методическая разработка урока по русскому языку в 5-м классе "Имя прилагательное". Путешествие по сказке Оскара Уайльда "Мальчик-Звезда" 2008
Анализируя сказку О.Уайльда "Мальчик-звезда", учащиеся 5-го класса изучают тему "Имя прилагательное".
-
Закрепление изученного по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными" 2008
На протяжении всего урока идет подготовка учащихся к написанию сочинения в публицистическом стиле о пейзажах И.Левитана с использованием придаточных изъяснительных. Приводятся искусствоведческие статьи А.Жуковой, воспоминания об И.И. Левитане, К.Г. Паустовского и М.В. Нестерова.
-
Занимательная учебная игра по русскому языку в 6-м классе "Путешествие в страну Словообразование" 2008
Повысить качество обучения, пробудить интерес к знаниям и поднять их престиж — важная задача школы. Её решение обеспечивается многими факторами, один из которых — подача материала в занимательной форме. Занимательность может быть использована на разных этапах урока и на уроках разных типов, но наиболее действенна она, по моему мнению, на уроках обобщающего повторения.
-
Урок-путешествие по островному государству Лингвистике 2008
Тема "Лексика. Словообразование. Правописание" достаточно сложна для пятиклассников. Она предполагает работу со словарями, первоначальное представление о корнях с чередованием, о/ё после шипящих, ы/и после ц. Кроме того, учащиеся знакомятся с признаками иноязычных и исконно русских слов. Конечно же, все это легче и лучше запоминается в нетрадиционной, занимательной форме. Именно поэтому я выбрала жанр путешествия, изготовив соответствующую карту. В теме урока слово "лингвистика" закрыто, учащиеся должны его "открыть".
-
Урок русского языка в 3-м классе "Различие падежей" 2008
На уроке идёт отработка умения определять падеж существительного, отработка запоминания нового словарного слова. Даны задания, способствующие развитию орфографической зоркости, что повышает мотивацию к учебной деятельности.
-
Анализ поэтического текста 2008
Открытый урок проводится в 8-м классе по специальном курсу "Выразительные средства русского языка". Курс читается с 5-го класса.
-
Урок — закрепление материала для 7-го класса в форме дидактической игры с элементами групповой, индивидуальной работы и работы в парах 2008
Правописание наречий — одна из сложных тем в 7-м классе, на мой взгляд. Обучающиеся зачастую путают их с такой частью речи, как существительное. Смысловых групп у наречия много, поэтому не всегда и не сразу дети их запоминают, а тем более различия в их написаниях (слитно, раздельно, через дефис). Эту задачу и помогает упростить мой урок. Большая плотность его позволяет опросить каждого ребёнка. Предлагая урок в форме дидактической игры.
-
Предложение как единица речи. Виды предложений по цели высказывания. Открытый урок русского языка в 3-м классе 2008
Данный урок является заключительным по теме "Предложение". Материал урока способствует развитию творческих способностей учащихся. Широко используются межпредметные связи с уроками литературного чтения, музыки, изобразительного искусства.
-
Урок по развитию речи в 5-м классе. Музыкальное сочинение по произведению П.И. Чайковского "Времена года. Октябрь" 2008
Цель занятия по развитию речи в 5-м классе: попытаться звуки музыки переложить на музыку слова.
-
Интегрированный урок (русский язык + литература + история) по теме "Анализ письма — поучения потомкам Владимира Мономаха" 2008
Весь материал урока направлен на то, чтобы "Поучение" Владимира Мономаха предстало перед ними как образец литературной деятельности одного из лучших людей своего времени, чтобы учащиеся увидели и прочитали язык, стиль "Поучения", поняли, какие чувства, стремления воспитывал в человеке христианский взгляд на мир и как под его влиянием и влиянием народного быта слагался идеал древнерусской жизни.
-
Подготовка к ЕГЭ по русскому языку в 11-м классе 2008
Предложенная методическая разработка предназначена для учителей, работающих в 11-х классах. Она поможет эффективно спланировать и организовать работу по подготовке к ЕГЭ. Методическим обеспечением программы представленного элективного курса может служить учебник "Русский язык. 10–11" авторов Н.Г. Гольцовой и И.В. Шамшина.
-
Урок-диктант "Повторение по теме «Наречие»" 2008
Применяемые различные виды диктанта (тестовый, словообразовательный, графический, цифровой, выборочный, распределительный, выборочно-распределительный, творческий, "безошибочный" и т.д.) позволяют учителю повторить объёмный материал по теме "Наречие", увидеть пробелы в знаниях учеников, организовать работу так, чтобы учебной деятельностью были охвачены все ученики. Задания, предлагаемые ученикам, имеют творческий характер и ориентированы на самостоятельное выполнение. Задания подобраны с постепенным наращиванием трудностей. Данный конспект урока может быть интересен и молодому учителю, и учителю-стажисту.
-
Программа элективного курса для учащихся 10-го класса "Информационное обеспечение лингвокраеведческой исследовательской работы 2008
В условиях модернизации образования, введения НРК в учебную деятельность методы, приемы и формы организации обучения должны идти по пути рационализации и возрастания эффективности процесса обучения, гарантированно обеспечивая планируемые результаты. В этих условиях внедрение в практику личностно-ориентированных педагогических технологий весьма своевременно. Одна из таких технологий - исследовательская деятельность, которую я решила интегрировать с изучением лингвотопонимики. Так появилась программа элективного курса для учащихся 10-х классов. Данный курс позволит не только познакомиться с азами лингвотопонимической исследовательской работы, но и в полной мере раскроет информационное обеспечение самостоятельных изысканий.
-
"Парные согласные на конце и в середине слова", 2-й класс 2008
Данный урок позволит сформировать умение подбирать проверочные слова для написания парных согласных, развивать наблюдательность, обогащать словарный запас пословицами. Научит раскрывать смысл пословиц, бережно относиться к культурным ценностям русского народа.
-
Урок-зачет по теме "Частица", 7-й класс 2008
Урок-зачёт - одна из разновидностей урока обобщения и систематизации изученного. Значение таких уроков прежде всего в том, что на них выявляется не только степень усвоения учащимися теоретического материала по теме или разделу, но и сформированность умений и навыков, определённых программой при изучении указанного материала. При этом акцент делается на практическое применение знаний и умений не только в известных, но и в новых ситуациях. Уроки-зачёты решают и воспитательные задачи: повышают личную ответственность каждого школьника за результаты учёбы.
-
Осенние мотивы в лирике русских классиков XIX–XX веков. Путешествие в сентябрьский лес 2008
Урок предполагает предварительное путешествие в сентябрьский лес сначала учителя, который демонстрирует полученные материалы, делится впечатлениями, умело "вплетая" в свой рассказ научный материал, организуя целостную структуру урока. А затем - самих ребят, которые самостоятельно создадут путевые заметки или очерки, а также, возможно, представят собственные лирические произведения.
-
Памятка "Как работать над ошибками" 2008
Вашему вниманию предлагается памятка "Как работать над ошибками". Работа по ней проводится с первых уроков русского языка. Памятка распечатывается на двух листах с двух сторон и складывается книжечкой, что очень удобно при работе. Раздаётся каждому ученику. При проверке работы учитель исправляет ошибку и на полях ставит цифру - номер орфограммы по памятке. Ученик, получив тетрадь, после проверенной работы на третьей строке пишет: "Работа над ошибками", а с четвёртой - выполняет работу строго по памятке.
-
Конспект урока развития речи по русскому языку для 11-го класса: "Письмо другу. Яркое событие моей жизни. Обучение написанию дружеского письма" 2008
Работа представляет собой конспект урока развития речи по русскому языку для 11-го класса (можно использовать при профильном и непрофильном обучении). На примере писем М.А. Булгакова в ходе урока учащиеся повторяют отличие дружеского письма от делового, правила написания писем и основные композиционные элементы, а также закрепляют навыки написания дружеских посланий.
-
Использование афоризмов военной тематики на уроках русского языка 2008
В работе рассмотрена ассоциативная форма обучения грамоте на примере использования различных жанров афоризмов. Реализация воспитательных возможностей данного материала имеет основные направления: повышение познавательной активности учащихся путем знакомства с различными жанрами афоризмов, воспитание нравственных качеств (патриотизм, коллективизм, героизм), влияние на профессиональное самоопределение, воспитание интереса к труду военнослужащего.
-
Программа элективного курса "Метафора как номинативная единица в системе языка" 2008
Программа элективного курса "Метафора как номинативная единица в системе языка" рассчитана на учащихся 10–11-х классов общеобразовательных школ. Роль курса – в углубленном изучении одного из разделов русского языкознания, в совершенствовании и развитии важных литературоведческих знаний и умений учащихся, предусмотренных школьной программой. Программа курса рассчитана на 34 часа (1 час в неделю).