Цели урока:
- образовательные: определить тему, идею произведений, выявить художественные изобразительные средства, образную систему стихотворений, совершенствовать навыки аналитической работы с текстом;
- развивающие: создать условия для обогащения словарного запаса речи, усиления коммуникативных качеств; формирование умений анализировать и сравнивать, обобщать, доказывать, проникать в тайну авторского замысла;
- воспитательные: формирование патриотических чувств, любви к своему языку, к природе, умение видеть и понимать прекрасное.
Оборудование: эпиграф к уроку на планшете, тексты стихотворений у каждого на столах, задания по группам, словари, распечатки для проведения разминки и рефлексии, иллюстрации и рисунки детей с изображением природы, магнитофон с записью классической музыки.
Оформление доски
На отдельном планшете эпиграф к уроку:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.Тютчев
На доске задания для дежурных:
(дежурные выполняют работу до начала урока)
1.Определить тип связи словосочетаний, написанных на доске, какие это изобразительные средства, выделить морфемы в выделенных словах. Серебр..ный убор, пуш..стые обл..ка, лютуют морозы, кружева из снега, очарова..ный красотой, закута..ные в шали, не\выносимо холодно,
2. Сделать синтаксический разбор предложения:
Кто не любит родную природу, тот не знает народной души.
Ход урока
Цель формулируют дети, учитель при необходимости обобщает.
Учитель: Да, ребята, наша задача состоит в том, чтобы научиться анализировать текст, определить тему, идею, найти яркие художественные средства, синтаксические конструкции, определить их роль в тексте, а также провести сопоставительный анализ разных текстов.
Но вначале мы проведем небольшую разминку. Пока консультант проверит работу дежурных, вы, ребята, попробуйте вставить необходимые слова в тексты с пропусками.
(Дети стараются распространить данный им текст необходимыми художественными средствами, может быть причастными или деепричастными оборотами, наречиями, изобразительными средствами). См. приложение 1.
Учитель: Справился ли с проверкой консультант?
(Консультант задает несколько вопросов дежурным, которые работали у доски)
Учитель: Что у вас получилось, ребята? Сумели вы приукрасить текст?
И какие изобразительные средства вам помогли в этом?
(Прослушивается работы учеников 1-2. См приложение 1)
(Затем читается и комментируется эпиграф.)
Учитель: Ребята, эпиграфом к уроку мы взяли слова Тютчева, как вы понимаете это стихотворение?
(Дети объясняют, как они понимают основную мысль написанного ).
Учитель: Правильно, значит, одной из проблем нашего урока будет необходимость доказать, что в природе есть душа, и каждый по-своему ее ощущает, вы сейчас уже попробовали тоже показать в своих творческих работах, что в природе есть душа. Ребята, прежде чем мы начнем работу над анализом текста, давайте подумаем, что нам необходимо друг другу напомнить, чтоб работа с текстом была успешной, плодотворной, интересной?
Дети: Нам необходимо выяснить, что такое текст, тема, идея. (И далее дети задают друг другу вопросы о стилях, типах, изобразительных средствах)
Учитель: Дети, но сегодня мы с вами попробуем провести исследовательскую работу, а для этого обратимся к текстам разных авторов, попробуем поискать доказательства того, что в природе есть душа, как воспринимает природу поэты, что им в этом помогает? Какие синтаксические конструкции и изобразительные средства.
У каждого на столе тексты и задания к ним. Сосредоточьтесь, найдите нужные ответы на вопросы, отметьте свои ответы в опорных таблицах. Вы работаете парами, но можете при необходимости обратиться за консультацией к учащимся вашей группы.
Самостоятельная поисковая работа детей (в парах)
(У всех на столах карточка-информатор с заданием по тексту, а также напечатанные тексты других групп. См. приложение 2)
Дети фиксируют ответы в опорных схемах, им напоминается вопрос, поставленный в начале урока, доказать правдивость слов Тютчева, что в природе есть душа, отметить особенности синтаксиса в каждом тексте.
Физкультминутка
(Дети под музыку поют песню о вводных словах и одновременно делают зарядку, физорг помогает в этом учителю. Может быть другой вариант разминки, например, орфоэпическая).
Учитель: Первый ряд расскажет о своей исследовательской работе. Чем интересен ваш текст?
Дети: Художественный стиль, повествование с элементами описания. Здесь описывается поздняя осень. Автор оживляет природу, образно рисует ее, олицетворения помогают в этом. Автор воспринимает природу как нечто живое благодаря таким художественным средствам, как метафоры, олицетворения: лес млея дрожал, сосна надменна, ковер озими, жертвы холода, тусклое серебро, все одето.
Наречия: еще вчера, пышно, надменно, сегодня, вдруг, бело, безжизненно, кругом – все эти наречия дают возможность конкретнее представить происходящее, придает простоту и лаконизм, емкость мысли и выразительность речи.
Деепричастия и деепричастные обороты продолжают действия совершенные глаголом и конкретизируют его.
Учитель: Обратите внимание, что здесь всего три предложения, каждое из которых осложнено. Зачем это делает автор?
(Это способствует созданию единого образа природы, получается целостное восприятие картины)
Учитель: Второй ряд комментирует свой результат исследования. Что вы выяснили? Чем интересно ваше стихотворение?
Дети: Стиль художественный, тип описание. Приемы олицетворения и метафоры зримо помогаю представить природу зимой, деепричастные обороты и причастия своей выразительностью дорисовывают действие, конкретизируют его (Причастия, обладая энергией глагола и живописной силой прилагательного, как бы дорисовывают действие, усиливают образность)
Но автор здесь говорит не о зиме вообще, а о русской зиме. Метафора помогает представить заснеженные просторы России. У поэта любовь к природе неотделима от проникновенного чувства к своей стране.
Дети: Таким образом, через природу поэты воспринимают нечто самое дорогое заветное, так поэты от природных ассоциаций переходят к личному, сокровенному.
Учитель: Все детали текста сливаются в единый образ, образ России. Чем отличается ваше стихотворение от предыдущего?
Дети: Здесь затрагивается и патриотическая тема.
Учитель: Что интересное исследовала третья группа?
Дети: Наличие сложноподчиненных предложений, обращений, однородных членов говорит о том, что здесь тип рассуждения, здесь нет любования каким-то определенным временем года или состоянием природы. Автор благодарит природу за то, что она есть и за все человечество просит у нее прощения за порой негуманное к ней отношение.
Учитель: Какая проблема поднимается в вашем тексте?
Дети: Здесь обозначается экологическая проблема.
Учитель: Человек – одухотворяющее начало Природы. От всех других составляющих человека отличает особый дар- умение мыслить и говорить, что дает возможность осознать себя частью природы. И, наверное, сегодня мы особенно это почувствовали. Человек выражает красоту в слове, музыке, живописи. Посмотрите на свои рисунки, вы тоже попытались выразить с помощью кисти то, что показалось вам прекрасным. Поэты выражают прекрасное в слове, композиторы – в музыке.
(Включается классическая музыка, на фоне музыки учитель задает вопрос)
Учитель: Ребята, как вы думаете, мы достигли цели, поставленной в начале урока? Смогли ли мы доказать, что:
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик—
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Дети: Да, мы достигли поставленной цели и доказали, что в природе есть душа, мы исследовали тексты, проанализировали их и сделали вывод о том, что изобразительные средства такие, как олицетворения, метафоры, эпитеты помогают поэтам представить природу живой, они очеловечивают, одухотворяют природу
Звучит классическая музыка, на ее фоне проводится рефлексия.
Учитель: Домашним заданием вам будет творческая работа. Попробуйте сегодняшнее исследование применить на практике, так же, как и художники слова, используя изобразительные средства, еще раз доказать по-своему, что в природе есть душа.