Цели урока:
I. Сообщение темы урока.
II. Целеполагание.
III. Словарная работа. (Дети устно проговаривают слова, запоминают их и пишут по памяти.)
Атлетика, здоровье, стадион, Вселенная, космонавт, континент, результат, цивилизация, ориентироваться, аплодировать.
- Составить со словарными словами словосочетания (по рядам)
I ряд- связь согласование
II ряд-связь управление
III ряд-связь примыкание
- Используя словосочетания со связью согласование, составить устно СПП с придаточными определительными.
IV. Работа по теме урока.
1. Расскажите, что вы знаете о придаточных определительных. ( Повторение теоретического материала)
2. Редактирование текста. Текст на каждом столе.(Работа в парах).
Задание: Прочитайте. Правильно ли построены предложения? Исправьте, заменяя одно из придаточных обособленным определением.
1. Мы въехали в поселок, который находился в лощине, которая начиналась сразу же за лесом. 2. Деревья, возле которых мы расположились, одиноко возвышались среди открытого поля, которое было засеяно рожью и гречихой. 3. На столе стоял букет роз, аромат которых наполнял комнату, которая имела праздничный вид.
- Определите, каким членом предложения является слово который.
- Возможна ли замена придаточных определительных обособленными определениями? Всегда ли она целесообразна? (Вызывается необходимостью избежать в тексте однообразия конструкции)
А.С.Пушкин писал: <<Причастия обыкновенно избегаются в разговоре. Мы не говорим: карета, скачущая по мосту, слуга, метущий комнату, мы говорим: которая скачет по мосту, который метет и пр., - заменяя краткость причастия вялым оборотом>>
3. Анализ текста (прилагается на столах).
Наконец коляска остановилась у высоких ворот украшенных по обеим сторонам головами львов из пасти которых лились струи холодной воды. Направо и налево от ворот тянулась выкрашенная розовой краской стена из-за которой виднелась густая зелень сада. Она оттеняла розовые глиняные вазы с кактусами и мраморные почерневшие от времени бюсты расставленные по стене. Это был въезд в старинную усадьбу которой распоряжался теперь старик-смотритель. ( По Майкову.)
Задание:
1) Прочитайте текст.
2) Расставьте знаки препинания.
3) Докажите, что это часть более крупного текста.
4) Укажите средства связи предложений в тексте.
5) Определите тип речи.
6) На какой стиль указывает большое кол-во причастных оборотов?
4. Схематический диктант. (Двое учащихся у доски. Один чертит схемы, другой определяет вид предложения.)
1. Солнце давно уже село, и на всей земле лежала сплошная серая тень. 2. Морозка опустил мешок и, трусливо вбирая голову в плечи, побежал к лошади. 3. Березки, которые при мне были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими. 4. Лес рубят – щепки летят.
Вывод: знаки препинания в сложном предложении.
5. Работа в группах. (Задания прилагаются.)
I группа. Задания:
1) Расставьте знаки препинания.
2) Укажите СПП с придаточными определительными.
3) Чем придаточные прикреплены к главным предложениям?
4) Сформулируйте основную мысль отрывка.
Какими аргументами автор доказывает ее?
Леса это исполинские лаборатории которые вырабатывают кислород и улавливают ядовитые газы и пыль. Кому приходилось дышать прогретым солнцем воздухом сосновых лесов тот вспомнит конечно удивительное состояние безотчетной радости и силы охватывающее нас как только мы попадаем в леса из душных городских домов.
Места где уничтожен лес подвергаются жестоким размывам от малых вод и дождей. Довольно тонкий слой плодородной почвы зачастую смывается начисто и реки уносят его в море. А то что пощадили дожди потом развевается ветром.
Невозможно перечислить все бедствия какие несет истребление лесов. В тех местах где уничтожены леса земля заболевает бесплодием и сухими язвами оврагов.
(По К. Паустовскому.)
II группа. Задания:
1) Расставьте знаки препинания.
2) Произведите пунктуационный разбор СПП с придаточным подлежащным.
3) Определите основную мысль текста.
Любовь к Родине невозможна без любви к родному слову. Только тот может постигнуть своим сердцем и разумом красоту и величие Родины кто дорожит родным словом.
Человек который не любит языка родной матери которому ничего не говорит родное слово это человек без рода и племени. (В. Сухомлинский.)
III группа. Задания: 1) Используя придаточные определительные или обособленные причастные обороты, дайте определения согласных звуков; окончания; имени существительного; назывных предложений.
IV группа. Задания: 1)Найдите пунктуационные ошибки, объясните их причину.
У меня были инструменты для выпиливания при помощи которых я сделал красивую рамочку. Я не выучил правило на основании которого решалась задача. Мы ходили на экскурсию, в течение которой я многое узнал.
2) Расставьте знаки препинания в << отрезках >> предложений.
… сосуд крышка которого…
… оболочка из пластмассы назначение которой…
… высоким забором вдоль которого…
… большие дома в нижних этажах которых…
V. Итог урока.
- Довольны ли вы своей работой на уроке?
- Что знаю хорошо?
- Что мог ( могла ) бы сделать лучше?
- Что еще осталось непонятным?
VI. Домашнее задание. Подобрать 10 СПП с придаточными определительными из художественных текстов или упражнение № 473 из учебника.