Цели:
1. Систематизировать знания учащимися этикетных формул в ситуациях: приветствия, обращения и привлечения внимания, знакомства, просьбы, благодарности и прощания.
2. Совершенствовать умения:
- ориентироваться в названных ситуациях
- использовать для обращения формулы речевого этикета, соответствующие их особенностям.
3. Углубить знания правил поведения (речевого и неречевого) в ситуации приёма гостей.
Оборудование:
1. Таблица этикетных формул.
2. Реквизит для ролевой игры: журналы, игры, чайный сервиз, магнитофон, подарки и т.д.
3. Плакаты с этикетными правилами.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Речевая разминка. Подышим!
1). Просчитайте до 20 без добора воздуха.
2). Не запутайтесь в звуках:
- Кате - к Кате
- два бала - два балла
- поделка - подделка
3). Не сломайте язык!
Проговорим скороговорки
- Все бобры для своих бобрят добры.
- Колпак на колпаке, под колпаком колпак.
3.Слово учителя.
На предыдущих уроках мы учились быть вежливыми и пришли к выводу, что не что не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
А что же значит быть вежливым, как вы думаете? (Ребята выдвигают свои версии)
Итак, вежливость-это в первую очередь умение деликатно, предупредительно относиться к окружающим нас людям, умение вести себя в зависимости от требований и сложившейся конкретной ситуации.
- А всегда ли мы поступаем вежливо?
Учебник риторики предлагает нам стихотворение Бориса Заходера “Очень вежливый индюк” (стр. 91). Внимательно послушайте стихотворение и ответьте на вопрос:
- Был ли индюк в самом деле вежливым?(стихотворение читается по ролям)
- На самом деле индюк, как мы убедились, был совершенно невежливым, кричал, не умел правильно пригласить в гости. В такой ситуации может оказаться каждый из нас, если мы не будем знать правила этикета.
- А умеете ли вы, ребята, вежливо приглашать и принимать гостей?
- А быть хорошим гостем?
Казалось бы, что в этом ничего сложного нет. На самом деле умение быть гостеприимным хозяином и вежливым гостем - это целое искусство.
Об этом и пойдет речь сегодня на уроке риторики.
“Гость в дом-радость в дом” - тема нашего урока.
4. Запись даты и темы занятий в тетрадях.
Урок наш будет проходить в форме ролевой игры, целями которой станут:
1).Обобщить знания этикетных формул приветствия, обращения, просьбы, знакомства, благодарности и прощания.
2). Учиться использовать данные формулы в определенных ситуациях
3). Разработаем правила приема гостей, правила поведения в гостях и потренируемся в их применении.
- Я не сомневаюсь, что все вы любите такой праздник как день рождения.
В этот день вы приглашаете в гости друзей. Но как вести себя так, чтобы сделать имениннику приятное?
5. Ребятам предлагается проанализировать и обсудить инсценировку рассказа И.Они “Чертова дюжина”.
С ДНЕМ РОЖДЕНИЯ!
Как приятно слышать эти слова от друзей в твой праздничный день! Поздравления, улыбки подарки - и это все тебе. Ты - в центре внимания, ты обласкан и всеми любим. Но…К сожалению не всегда в этот день бывает радостно и виновнику торжества, и гостям. А порой день рождения кончается слезами, как это было у Васи…
ЧЕРТОВА ДЮЖИНА
Наверное, все так получилось потому, что это был тринадцатый Васин день рождения. А тринадцать – чертова дюжина.
Мама к этому дню готовилась, а Вася просто ждал. Достаточно уж, что он родился – порадовал мир. А мама пекла пирожки, резала салаты.
И вот настал роковой день, в дверь позвонили.
Колька, ты, что ли?! – крикнул Вася, глядя в глазок, - иль не ты? А- а - а!
Петька! – разочарованно протянул он, едва приоткрывая дверь. – А разве я тебя приглашал?
- А я и не к тебе,- хихикнул нахал Петька. – Мне Мухина нужна, а она сюда придет, марку на обмен принесет. У тебя, что ли, день рождения? – Петька придвинулся к столу и засунул палец в торт.
В дверь позвонили. Это была Мухина. Она чинно вплыла в квартиру.
- Ну, привет, Мухина, - неприветливо буркнул Вася и выразительно взглянул на сверток в руках гостьи. – Это что, подарок?
- Да, это альбом с марками. Не тебе. С Петькой меняться будем, - спокойно ответила Мухина.
Тут в прихожую с гиканье и смехом ввалилась компания – человек десять не меньше. Предводительствовал лучший Васин друг – Вова. Остальных Вася не знал.
- Это все мои друзья с одного двора, Васька. Все проходите! Будьте, как дома! Топайте! Ешьте! Васька, давай, развлекай!
Орала пластинка, торт был уже наполовину съеден.
Все сели за стол и начали есть. Тут Вася заметил, что он даже не переоделся, а ходит в тренировках, вытянутых на коленях.
“Ну, ладно”, - подумал Вася, встал на стул и произнес торжественную речь.
- Товарищи, - сказал Вася, - сегодня я родился…
Но его оглушил шум. Все заговорили разом.
- А вчера я нашла кошку с белыми пятнышками, принесла домой, а мама говорит: “Да это же наша кошка, которую я пять лет назад потеряла”, а папа ей на это…
- Эта кинуха – балдеж! Он как треснет, как побежит…
- А я вчера в автобусе…
- Ой, лимонад пролился!
Потом все наелись и замолчали, только Вовка икал.
- Ну, Вовка, я теперь до утра икать буду. Пошел я…Ик!.. - сказал Вова и ушел со своей командой.
В дверь позвонили. Это был Леша. Он в руках держал огромную клетку.
- Я вот опоздал…- запыхавшись, говорил Леша, - но зато вон какой подарок – клетка для птицы!
- Но у меня нет птицы! - удивился Вася.
- Да ладно, пригодится, - подмигнул Леша. – Она все равно в кладовке валяется. А подарок ценный.
Алеша доел торт и убежал: он очень спешил.
Вернулась мама, все убрала, перемыла посуду. Ласково сказала:
- Сегодня ты, Вася, родился…
А Вася прослезился…
- Ребята, какие ошибки были допущены хозяином и гостями в данной ситуации?
- Что нужно знать, чтобы избежать этих ошибок?
- Итак, чтобы избежать этих ошибок, нужно знать правила поведения хозяина и правила поведения гостей.
6. Учитывая ошибки героев, мы с вами сами попробуем сформулировать эти правила и, кроме того, подберем к каждому правилу пословицы.
Когда-то давным-давно на Руси не было еще книг о хороших манерах, да и понятия такого не было. А правила общежития людей существовали и закреплялись в пословицах и поговорках- таких точных, что мы можем до сих пор учиться по ним житейской мудрости.
Посудите сами.
У каждого из вас на партах лежит небольшой список русских пословиц и поговорок о гостях, хозяевах, подарках. Они взяты из сб. В.И.Даля “Пословицы русского народа”. Всего в сб. входит 440 ярких и образных высказываний.
Итак, формулируем правило и подбираем к нему пословицу или поговорку (работа проходит устно).
Ребята формулируют правило, учитель прикрепляет его на доску, из списка к нему подбирается пословица или поговорка.
ПРАВИЛА ДЛЯ ХОЗЯИНА
1. Радушно встретить любого гостя (даже незваного) - быть приветливым, помочь гостю раздеться, пригласить в комнату.
- В поле - враг, дома - гость.
- Гость не кость, за дверь не выкинешь.
- Умел в гости звать, умей и встречать.
- Рад, не рад, а говори: “Милости просим”.
2. Заранее подумать не только об угощении, но и о развлечении гостей.
- Где грусть да тошно, там сидеть не можно.
- Худ Матвей, не умеет потчевать гостей.
- Для милых гостей поломать костей.
3.
- Не требовать от гостей подарка.
- Дорог подарочек не выпрошенный.
4. Получив подарок, всегда нужно выразить благодарность и похвалить.
- Дареному коню в зубы не смотрят.
- Дар не купля: не хают, а хвалят.
5. Быть вежливым, не показывать гостям плохого настроения и недовольства.
- Хозяин весел, и гости радостны.
- Хоть хлеба краюшка да пшена четвертушка, от ласкового хозяина и то угощение.
- Не будь гостю запасен, а будь ему рад.
ПРАВИЛА ДЛЯ ГОСТЕЙ
1. Не являться без приглашения. Не приводить с собой (за компанию) людей, не знакомых с хозяином.
- Званый гость, а незваный пес.
- Прямой болван, что пришел незван.
- Набралось гостей со всех волостей.
2. Поздравить и сказать хозяину добрые слова, если вы приглашены на какой-то праздник.
- Молча пришел, молча ушел.
- Приехал - не здоровался, поехал - не простился.
- Пошел на обед, неси словцо на привет.
3. Не забывать о подарке, который должен принести радость хозяину.
- Хороша ложка к обеду.
- Не дорог подарок, дорога любовь.
- Что не мило, то попу в кадило.
- На тебе, Боже, что нам не гоже.
4. Вести себя культурно: не опаздывать, не требовать от хозяина угощений и развлечений, не делать критических замечаний и т.д.
- Опоздавшему - кости.
- У себя дома, как хочешь, а в гостях, как велят.
- В гостях воля не своя.
- Гость хозяину не указчик.
- Что поставят, то и кушай, хозяина в доме слушай.
Таким образом, мы сформулировали с вами правила для хозяев и гостей. Посмотрим, а как в жизненных ситуациях можно воспользоваться данными правилами. Вам необходимо будет продемонстрировать свое умение общаться друг с другом, используя соответствующие формулы приветствия, знакомства, обращения, просьбы, благодарности и, конечно же, этикетным словариком, который есть у вас в тетради. Я предлагаю вам ролевую игру.
7. Учитель раздает карточки с заданиями.
1. Вы пригласили к себе на день рождения гостей. Почти все они между собой незнакомы. Примите их. Познакомьте друг с другом. Займите чем-нибудь. Когда все гости соберутся, пригласите их за праздничный стол.
2. Вы пришли на день рождения. Поздравьте хозяина, вручите подарок. Познакомьтесь с другими гостями. Постарайтесь завязать с ними разговор.
ХОД ИГРЫ
Класс делится на группы: участники игры и эксперты. Пока участники игры обдумывают свои роли, экспертам объясняют их задачи. За каждым экспертом закрепляют участников. Экспертам выдают таблицы, по которым анализируется поведение участников игры “Правила хозяев” и “Правила гостей”.
Напротив каждого правила ставят (+) или (-) в зависимости от соблюдения правила.
Затем после игры эксперты дают оценку своему участнику, используя в своем ответе этикетные формулы согласия и несогласия с мнением собеседника:
- разумеется - конечно, нет - безусловно - совсем нет - правильно - вовсе нет - верно - отнюдь нет - действительно - неправильно - ты прав - неверно - я согласен (-а) с этим - ты неправ (-а) - я уверен (-а) - я не согласен (-а) - я думаю, что это так (правильно) - разрешите мне не согласиться -я думаю, что ты прав (-а) - позвольте высказать свое мнение - я полагаю (мне кажется), это так - я полагаю, это не так - в какой-то мере вы правы - я не уверен (-а) в правильности ваших слов.
Пока гости репетируют, хозяин готовит сладкий стол. Затем по очереди стучатся в дверь, приветствуют, поздравляют, дарят хозяину подарки. Хозяин встречает гостей, принимает подарки и поздравления, вводит гостей в комнату, знакомит друг с другом, предлагает журналы, книги и т.п.
Когда все соберутся, хозяин приглашает всех к столу.
Последний этап игры - прощание. Звучат формулы благодарности, прощания.
8. Подводится итог, выступают эксперты со своими наблюдениями, оценивают участвовавших в игре.
- Ребята, чему мы научились сегодня на уроке?
- Для чего нам нужно знать правила и формулы речевого этикета?
Сегодня на уроке мы познакомились только с отдельными эпизодами речевого этикета. Каждый день мы встречаемся, общаемся, ходим друг к другу в гости. Поэтому быть вежливым, тактичным человеком просто необходимо. Я думаю, что наш урок “Гость в дом - радость в дом” поможет нам во многих жизненных ситуациях.
Пользуясь знаниями, полученными на предыдущих уроках риторики по теме “Будьте вежливы” и знаниями, которые вы приобрели сегодня, составьте 3 диалога сказочных героев, используя формулы вежливости.
Я благодарю вас за работу на уроке и желаю вам творчески поработать дома.
Урок окончен. До свидания!