Исследования в миниатюре.
В итоге изучения темы “Лексика” в пятом классе можно провести предлагаемые исследовательские работы, в которых участвуют ученики всего класса. Каждая работа рассчитана на пятнадцать минут (без учёта времени на инструктаж).
Целью работы является приобретение и совершенствование общеучебных интеллектуальных умений и навыков: выделение главного, сравнение, обобщение, систематизация при работе с книгой и конкретным учебным теоретическим текстом.
Первая работа может быть проведена с опорой на материал школьного учебника.
Для обучающихся готовится аналитический лист.
Фамилия ученика | |
Цель работы | Выяснить, что непонятно из темы “Лексика”. |
Отметить, что непонятно: | |
Однозначные и многозначные слова | |
Прямое и переносное значение слов | |
Синонимы | |
Антонимы | |
Омонимы | |
ВЫВОД | |
Рекомендации учителя |
Инструктаж по выполнению работы можно провести на предыдущем уроке или на непосредственно на занятии.
Каждая строка заполняется учеником самостоятельно. В строках 3, 4, 5, 6 ученики подбирают из упражнений учебника и записывают в соответствующую графу по пять примеров. В последней строке таблицы записывается вывод: материал понят, материал не понят, ещё непонятно (и что именно). За один подход ученик может заполнить две строки работы над материалом или больше. Целесообразность проведения целого урока по этой таблице сомнительна, т. к. ученики младших классов нуждаются в частой смене учебной деятельности. Эту работу можно организовать в разных вариантах: в парах, в группах, с участием старшеклассников или учеников из других пятых классов, с подготовкой экспертов и без них. Аналитическую работу по обобщению итогов можно поручить ученикам как этого класса, так и старшеклассникам.
Вторая работа может быть проведена в читальном зале школы (если таковой имеется) или в классе. Необходимо иметь широкий набор словарей русского языка. Количество словарей должно превышать количество учеников в классе. Целью данной работы будет познакомить пятиклассников с миром словарей. Это занятие очень нравится ученикам, так как они делают для себя много открытий. Для участия в уроке можно пригласить классного руководителя, школьного психолога.
Задание ученикам:
Познакомьтесь с предложенными словарями и продолжите фразу:
“Я познакомился со словарями…”
1.___________________________________
2.___________________________________
Затем дополните предложение:
“Если первый словарь знакомит с _______________________,
то второй словарь рассказывает о ______________________”.
Перед выполнением задания, на которое отводится около пятнадцати минут, учителю следует рассказать учащимся о предлагаемых для работы словарях. Если это будет сказка, сочинённая старшеклассниками специально для этого урока и прочитанная автором, то это создаст интригу и вызовет интерес у пятиклассников. Можно показать небольшой кукольный спектакль или сценку.
Домашнее задание можно дать такое же, как классное, так как интерес к теме не угасает. Всегда остаются словари, которые ученику хочется полистать.
Оценка подобных работ должна быть щадящей, так как ученики не часто выполняют задания, требующие от них способности работать над содержанием и анализом своих знаний. Этот подход можно использовать и при изучении других тем. Например, провести исследование вопроса, почему у глаголов, имеющих форму прошедшего времени, нельзя определить лицо. Открытия, сделанные самостоятельно, прочно остаются в памяти учеников. Такие занятия учат не столько приобретать знания, сколько уметь находить способы их приобретения, не теряться, а стремиться понять причину явления, то есть ответить самому себе на вопрос: “Что надо сделать, чтобы узнать?”