Урок по теме "Наречие как часть речи" с игровыми элементами (второй урок по теме), 7-й класс

Разделы: Русский язык

Класс: 7


Тип урока: урок формирования умений и навыков (с элементами социо-игрового стиля).

Цель: систематизировать и углубить полученные знания о наречии.

Задачи:

образовательная:

  • закрепить умение находить наречия в тексте;
  • отработать умение составлять текст и использовать наречия в тексте;
  • первичный контроль понимания темы;

развивающая:

  • формировать коммуникативные навыки;
  • развивать творческие способности учащихся;

воспитательная:

  • воспитывать интерес к изучению русского языка;

Ход урока

I. Организационный момент.

- Я рада вас видеть. Надеюсь, все готовы приступить к работе. Свои рабочие места занимают те, кто родился летом. Остальные по эстафете называют по одному наречию и затем садятся.

- Мы продолжаем работать по теме “Наречие”.

II. Закрепление материала.

1. Вопросы наречия. “Волшебная палочка”. Смена мизансцен с тетрадями.

- От глагола бежать один учащийся задаёт вопрос, другой учащийся на него отвечает, затем он задаёт следующему учащемуся другой вопрос наречия и т. д. Следите за тем, чтобы вопросы не повторялись. Один учащийся фиксирует заданные вопросы на доске.

  • Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром.
  • Бежать (где?) здесь, рядом, впереди.
  • Бежать (куда?) вперед, назад, вниз.
  • Бежать (откуда?) издалека.
  • Бежать (как?) быстро, медленно.
  • Бежать (зачем?) специально.
  • Бежать (почему?) с перепугу, со страха.

- Итак. Наречие отвечает на вопросы…(Учащийся читает вопросы.)

2. Работа с текстом. Учащиеся объединяются в микрогруппы.

- Продолжаем работать в группах.

- Работая в группе, запишите текст, по мере записи текста подчеркните наречия как члены предложения.

Темное небо торжественно и высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснилась грудь, вдыхая тот особенный и свежий запах русской летней ночи. Кругом не слышалось никакого шума. Изредка плеснёт большая рыба, слабо зашумит тростник, слегка поколебленный набежавшей волной. Одни огоньки тихонько потрескивали.

- Сколько наречий в данном тексте? Один представитель от каждой группы записывает ответ на доске в своём секторе. (7)

- Назовите эти наречия. Какими членами предложения они являются? (Обстоятельства, наречие слегка в составе причастного оборота является определением).

- Посчитайте, сколько знаков препинания в тексте? Один представитель от каждой группы записывает ответ на доске во второй строчке таблицы. (8)

- Сколько из них запятых. Один представитель от каждой группы записывает ответ на доске в третьей строчке таблицы. (3)

- Поменяйтесь тетрадями в группе, возьмите карандаши, проверьте текст, исправьте ошибки. Проверка по одному предложению по слогам со знаками препинания и частичным объяснением орфограмм.

- Итак, сколько запятых в тексте?

Оценка групп по результатам заполнения таблицы.

III. Творческое задание.

Займите свои места.

Список наречий.

- Подпишите листок, запишите 5 словосочетаний с наречиями, в которых главные слова являются разными частями речи.

(Обмен листочками с соседом по парте).

- Подпишите листочки. Задание – записать подходящие вопросы к наречиям, подчеркнуть их как члены предложения, сделать морфемный разбор и составить небольшой рассказ на тему школьной жизни, используя все предложенные словосочетания.

IV. Итоги урока.

- На этом уроке по теме “Наречие” мы с вами закрепили полученные знания о наречии. Запишите домашнее задание. П. 37, упражнение 171, обратите внимание, что в этом упражнении необходимо сделать синтаксический разбор предложения и морфологический разбор глагола.

Альтернативное задание. Выписать из любого художественного произведения 8 предложений с наречиями, сделать синтаксический разбор любого предложения и морфологический разбор глагола.

Каждый из вас получит оценку по результатам выполнения творческого задания. Оценки будут объявлены на следующем уроке.

- Спасибо за работу. Урок закончен.