Тип урока: урок формирования умений и навыков (с элементами социо-игрового стиля).
Цель: систематизировать и углубить полученные знания о наречии.
Задачи:
образовательная:
- закрепить умение находить наречия в тексте;
- отработать умение составлять текст и использовать наречия в тексте;
- первичный контроль понимания темы;
развивающая:
- формировать коммуникативные навыки;
- развивать творческие способности учащихся;
воспитательная:
- воспитывать интерес к изучению русского языка;
Ход урока
I. Организационный момент.
- Я рада вас видеть. Надеюсь, все готовы приступить к работе. Свои рабочие места занимают те, кто родился летом. Остальные по эстафете называют по одному наречию и затем садятся.
- Мы продолжаем работать по теме “Наречие”.
II. Закрепление материала.
1. Вопросы наречия. “Волшебная палочка”. Смена мизансцен с тетрадями.
- От глагола бежать один учащийся задаёт вопрос, другой учащийся на него отвечает, затем он задаёт следующему учащемуся другой вопрос наречия и т. д. Следите за тем, чтобы вопросы не повторялись. Один учащийся фиксирует заданные вопросы на доске.
- Бежать (когда?) сегодня, завтра, утром.
- Бежать (где?) здесь, рядом, впереди.
- Бежать (куда?) вперед, назад, вниз.
- Бежать (откуда?) издалека.
- Бежать (как?) быстро, медленно.
- Бежать (зачем?) специально.
- Бежать (почему?) с перепугу, со страха.
- Итак. Наречие отвечает на вопросы…(Учащийся читает вопросы.)
2. Работа с текстом. Учащиеся объединяются в микрогруппы.
- Продолжаем работать в группах.
- Работая в группе, запишите текст, по мере записи текста подчеркните наречия как члены предложения.
Темное небо торжественно и высоко стояло над нами со всем своим таинственным великолепием. Сладко стеснилась грудь, вдыхая тот особенный и свежий запах русской летней ночи. Кругом не слышалось никакого шума. Изредка плеснёт большая рыба, слабо зашумит тростник, слегка поколебленный набежавшей волной. Одни огоньки тихонько потрескивали.
- Сколько наречий в данном тексте? Один представитель от каждой группы записывает ответ на доске в своём секторе. (7)
- Назовите эти наречия. Какими членами предложения они являются? (Обстоятельства, наречие слегка в составе причастного оборота является определением).
- Посчитайте, сколько знаков препинания в тексте? Один представитель от каждой группы записывает ответ на доске во второй строчке таблицы. (8)
- Сколько из них запятых. Один представитель от каждой группы записывает ответ на доске в третьей строчке таблицы. (3)
- Поменяйтесь тетрадями в группе, возьмите карандаши, проверьте текст, исправьте ошибки. Проверка по одному предложению по слогам со знаками препинания и частичным объяснением орфограмм.
- Итак, сколько запятых в тексте?
Оценка групп по результатам заполнения таблицы.
III. Творческое задание.
Займите свои места.
Список наречий.
- Подпишите листок, запишите 5 словосочетаний с наречиями, в которых главные слова являются разными частями речи.
(Обмен листочками с соседом по парте).
- Подпишите листочки. Задание – записать подходящие вопросы к наречиям, подчеркнуть их как члены предложения, сделать морфемный разбор и составить небольшой рассказ на тему школьной жизни, используя все предложенные словосочетания.
IV. Итоги урока.
- На этом уроке по теме “Наречие” мы с вами закрепили полученные знания о наречии. Запишите домашнее задание. П. 37, упражнение 171, обратите внимание, что в этом упражнении необходимо сделать синтаксический разбор предложения и морфологический разбор глагола.
Альтернативное задание. Выписать из любого художественного произведения 8 предложений с наречиями, сделать синтаксический разбор любого предложения и морфологический разбор глагола.
Каждый из вас получит оценку по результатам выполнения творческого задания. Оценки будут объявлены на следующем уроке.
- Спасибо за работу. Урок закончен.