Подготовка учителя к уроку
на доске с обратной стороны (закрыто)
- Я родился 1986 года.
- Я родился в 1986 году.
Плакат с эпиграфом эпиграф был на первом уроке по теме: “Имя числительное”
“Имя числительное.
Как обойтись бы без числа
Наука точная могла?
Расчет во всяком деле нужен,
Ты и с числительным будь дружен”.
С лицевой стороны доски
Число
- Классная работа
- Обобщение по теме
- “Имя числительное”
Табличка | Примеры |
к 867+30; от 657-56 | к 2/6+4/5; к 67/8 + 25/9 |
к 472+257; от 468-40 | у обеих магазинов, к обоим девочкам, |
с обеими подругами, с обоими ботинками |
Тема: Обобщающий урок по теме “Имя числительное”
Цели:
- систематизировать и обобщение знаний о числительном, как части речи.
- углубление навыков, связанных с употреблением числительных в устной речи ( в нужной форме, соблюдать нормы употребления при согласовании с существительным); навыки правописания числительных. Умение различать числительные от других частей речи с числовым значением.
- воспитание интереса и любви к родному языку.
Тип: урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков по изученной теме.
Оборудование урока: напечатанные карточки с дидактическим материалом, таблица.
Межпредметные связи: с уроками математики, физкультуры, биологии, географии, истории.
Ход урока.
Доброе утро!
Улыбнулись друг другу.
Садитесь.
Начнем урок с разминки. Отгадаем ребусы. (приложение №1)
В чем особенность ребусов? Значит о чем тема урока? (читает тему урока ученик)
Вступительное слово учителя.
Ребята! С обратной стороны доски у меня спрятан эпиграф, который был у нас на первом уроке по теме: Имя числительное”. Мы откроем его в конце урока и попробуем убедиться в справедливости этого высказывания. Будьте на уроке внимательны, слушайте друг друга. Помогать мне вести урок будут эксперты (назначается трое сильных уч – ся следить за ответами учащихся по рядам), они будут оценивать ваши ответы.
1. Какие задачи стоят перед вами при изучении темы “Имя числительное”? (дети называют)
- научиться правильно писать числительные
- научиться правильно употреблять числительные в речи
- выяснить роль числительных в жизни человека.
Вот и проверим сегодня, как вы с этими задачами справились.
Тренировочно – закрепительные упражнения.
1. Записать под диктовку слова, определить часть речи.
Четверть, четыре, дюжина (12), сотня, сто, удвоить, столетний, двести, трижды, двойкин.
А) определить часть речи. Назвать числительные.
Б) Как отличить числительное от другой части речи с числовым значением?
В) Что обозначают числительные?
2. Употребление числительных в речи.
а) начнем с математики. Прочитать примеры на доске. Кто пойдет? (вызывается ученик)
К 867+30; | от 657-56; | к 2/6+4/5; | к 472+257; | от 468-40; | к 67/8 + 25/9 |
(слово эксперту. Оценка ответа)
б) самостоятельная работа по вариантам карточка №1 (приложение № 2)
Проверка ( оценка экспертов по вариантам)
в) Числительное какого разряда записаны на доске и в карточке №1?
Почему количественные?
Что обозначают количественные числительные?
Числительных какого значения нет на доске?
г) назовите собирательные числительные.
Вспомним, как они употребляются в речи.
самостоятельная работа по вариантам
карточка №2 (приложение № 2)
(слово эксперту. Оценка ответа)
вывод: как употребляются в речи собирательные числительные?
Физминутка.
Руки вперед. Считаем пальчики, проверим косточки (массируя фаланги пальцев). Сначала считаем количественные числительные, затем – порядковыми.
На доске записаны примеры из тетрадей учащихся. Нет ли здесь ошибок?
У обеих мальчиков, к обоим девочкам, с обеими подругами, с обеими подругами, с обоими ботинками.
(ребята исправляют ошибки, эксперт оценивает ответ)
Поработаем устно. Карточка №3. Прочитать правильно. (приложение №2)
(слово эксперту. Оценка ответа)
Вывод: От чего зависит написание основы собирательных числительных ОБО - ОБЕ?
Часто в устной речи допускаются ошибки в употреблении числительных. Речевые ошибки. ( по радио, телевидению, в речи местных жителей) Давайте попробуем найти ошибки в употреблении числительных.
Работаем по вариантам Карточка №4 (приложение №2)
(слово эксперту. Оценка ответа)
А в чем ошибка в употреблении числительных? (падежные формы)
А теперь проверим, как вы научились читать числительные?
Карточки по группам. 3 группы: сильная, слабая, средняя (дифференцированный подход)
1 группа: из какой науки? Стиль текста?
2 группа: из какой науки? Стиль текста?
3 группа: из какой науки? Стиль текста?
На доске табличка. Какое она имеет отношение к уроку? Какие это числительные?
а) Почему? Объясните орфограмму 50-80; 500-900; (слово эксперту. Оценка ответа)
б) запишите в тетради словами:
1 варитант : десятки
1 вариант: сотки
Физминутка.
Встаньте. Пот порядку номеров рассчитайтесь. (с первой парты) Запомните свой номер.
(затем учитель спрашивает у 3-4 учащихся, какой у него порядковый номер)
а) Числительные какого разряда вы использовали сейчас? Почему порядковые?
б) На каком уроке вы используете порядковые числительные? (физ-ра)
в) В доме 10 этажей. Как ты посчитаешь?
г) Чем различаются количественные и порядковые числительные?
д) Я называю количественное числительное, вы называете порядковое.
40, 326, 17, 4, 2007, 837, 21.
Самостоятельная работа. Написать короткую автобиографию по вопросам, данным на карточке (5 минут)
Но сначала посмотрите записи на доске и выберите правильный вариант.
Я родился 1986 года.
Я родился в 1986 году.
а) прочитать из автобиографии порядковые числительные. В каких орфограмма?
Если я дам вам задание просклонять по падежам? Почему?
б) Назвать количественные числительные, объяснить орфограммы.
Итог урока
1. Я открываю эпиграф на доске. Прочитаем первую часть стихотворения. К какому выводу мы пришли? Может ли любая наука обойтись без числительных? А человек?
Чтобы в этом убедиться, послушайте сочинение вашего товарища на тему “Вдруг числительные исчезли….” (сочинения писали уч – ся после первого урока по теме “имя числительное”. Выбирается хорошая работа. Читает ученик.
Чтение второй части эпиграфа. Ребята, а вы с числительными подружились? Проверим ещё раз на следующем уроке, выполнив контрольную работу.
Итоги работы подводят эксперты.
Спасибо за урок.
Домашнее задание (по усмотрению учителя)