Урок регионального компонента "Русское речевое общение" по теме "Тайный мир мыслей. Понятие образцового литературного языка"

Разделы: Русский язык


Ход урока.

Запись на доске:

Что я понял, открыл, разгадал, извлек тайного, прочитав слова Л.Н.Толстого: “Слово – дело великое. Великое потому, что может соединить людей, слово может разъединить их, словом можно служить любви, словом можно служить любви и ненависти. Берегись такого слова, которое разъединяет людей”.

Тайный мир мыслей.

Понятие “образцового литературного языка”.

Домашнее задание:

можно ли считать, что работа вашей сверстницы написана образцовым литературным языком?

Доказать в форме отзыва.

I этап урока.

Учащимся сообщаются тема, цели урока.

Тема: “Тайный мир мыслей. Понятие “образцового литературного языка”.

Цели:

определить уровень знаний, полученных ранее, при составлении устного рассказа, при знании средств художественной выразительности; ввести понятие “образцового литературного языка”; сделать обобщения и выводы.

II этап урока.

Домашнее задание давалось в разных формах: группа учащихся подготовила результаты социологического опроса, остальные пытались раскрыть смысл слов Л.Н.Толстого. На прошлых уроках мы с вами говорили о книгах, их применении человеком. Мы пришли к выводу, что учащиеся физико-математического класса в основном пользуются не столько художественной литературой, сколько различными словарями и справочниками. Давайте нашим сегодняшним уроком попытаемся доказать, что будущим физикам и математикам нужно читать художественную литературу. А начнем мы с того, как вы поняли смысл слов Л.Н.Толстого.

Отвечают 3 человека.

- Чей ответ вам понравился больше?

- Чем именно?

- Что бы вам хотелось посоветовать?

Отвечая на эти вопросы, учащиеся пользуются памяткой о качествах хорошей и правильной речи.

Хочется отметить, что все ответы были интересные, творческие, индивидуальные. Хочется к этому добавить слова Константина Паустовского: “Каждая минута, каждое брошенное невзначай слово и взгляд, каждая глубокая или шутливая мысль, каждое незаметное движение человеческого сердца, так же как и летучий дух тополя или огонь звезды в ночной луже, - все это крупинки золотой пыли. Мы, литераторы, извлекаем их десятилетиями, эти миллионы песчинок, собираем незаметно для самих себя, превращаем в сплав и потом выковываем из этого сплава свою “золотую розу” - повесть, роман или поэму”.

А сейчас объявим итоги социологического опроса.

А вот как ответили на эти же самые вопросы ваши учителя (видеозапись).

III этап урока.

Вы обратили внимание на выставку? Она необычна тем, что все писатели, представленные здесь, имели непосредственную связь с техническими науками, а стали известны благодаря писательской деятельности.

Андрей Платонов (изучал физику, был хорошим инженером; повесть “Котлован”, роман “Чевенгур”)

Михаил Булгаков (окончил медицинский факультет Киевского университета, во время первой мировой войны помогает организовать лазарет для раненых, сам там работает, с 1918 года открывает частную медицинскую практику; роман “Белая гвардия”, “Мастер и Маргарита”)

Александр Солженицын (учился на физико – математическом факультете Ростовского университета, преподавал физику и математику в школе, участвовал в разработке акустического прибора; роман “Архипелаг ГУЛАГ”, “Один день Ивана Денисовича”)

Михаил Ломоносов (великий ученый, как сказал А.С.Пушкин, “Жажда науки была сильнейшей страстью его души, исполненной страсти”)

Льюис Кэрролл (английский писатель, профессор математики Оксфордского университета; “Алиса в стране чудес”)

А если вспомнить, сколько непрофессиональных поэтов – песенников закончило технические и естественно – научные ВУЗы. Это и Владимир Высоцкий, и Сергей Никитин, и Юрий Визбор, и Александр Дольский. А например, Александр Розембаум работал хирургом на скорой помощи, а Александр Дольский окончил не только музыкальное училище по классу гитары, но и Уральский политехнический институт.

IV - V этап урока.

Работа с раздаточным материалом, анализ текста, поиск средств художественной выразительности, выводы и обобщения (см. приложение).

VI этап урока.

Домашнее задание (на доске).

VII этап урока.

Подведение итогов, оценивание учащихся.

Эссе.

“Я к вам пишу - чего же боле?”

2020 год. Кристина взяла с полки старую и довольно-таки потертую книгу. “Пушкин. Избранное”, - прочла она. Девочка долго не решалась войти в таинственный мир, зовущий ее.

Книга как будто сама открылась в том месте, где лежал немного пожелтевший, но очень аккуратный двойной лист, исписанный ровным мужским почерком.

“Милая!” - Кристина как будто украла первую строчку, и лист с трепетом задрожал в нежных пальчиках. Чье это письмо? Кто его автор? Она стремительно перевернула страничку: “Стас”. Ах, это же ее дядя! Правда, сама Кристина не помнит его, но мама часто рассказывает о своем брате. Он жив и странствует где-то, хотя ведь известно, что дядя не “где-то”, он на войне и живет лишь ею.

“Милая! - и снова вздрогнула рука девчушки. - Я не смогу здесь жить. Я, пожалуй, очень слаб. Дело не в том, что я инвалид (это слово было написано очень неразборчиво, дрожащей рукой). Проблема не в том, что у меня нет одной кисти. Я слаб, я очень слаб душевно. Пожалуй, инвалид в душе. Тогда, вернувшись из ада, из пекла, из Чечни, я не осознавал, на какие страдания обречен. Дни, полные горя, редких слез и воспоминаний. О память! Зачем ты дана мне?! Медленно сверлишь мой мозг необъяснимой болью. Ночи. Бессонные ночи. Редкие минуты сна - я просыпаюсь в ужасе. Я слышу голоса. Я чувствую руки. Я схожу с ума. Мои взгляды, мои цели - всё, всё изменилось. Жизнь осталась там, в аду. Здесь лишь существование.

Милая ! Я... я люблю тебя. Любовь... Даже она не спасет меня сейчас. “Я к вам пишу - чего же боле?”

Пушкин, да, он гений. Но, милая, война! Она убивает гениев, а наше время превращает их в сумасшедших. Эпоха - вот, что формирует людей. Пушкин - дитя эпохи.

А мы...

А я... Я лишь “дитя войны”.

До встречи.

Стас”.

Но почему же письмо не дошло до “милой”? Кристина аккуратно сложила лист, и ее взгляд упал на строчку в книге:“Теперь, я знаю, в вашей воле меня презреньем наказать...” Презренье... Но ведь ему было так тяжело и нестерпимо больно. Где же он теперь? В каких “горячих точках”? А может, он наконец нашел то спокойствие, о котором так мечтал...

Памятка.

Риторика учит искусству письменной и устной речи.

Искусство речи – это

  1. культура речи;
  2. культура мысли;
  3. культура общения.

Культура речи (речь должна быть хорошая и правильная).

Качества хорошей речи:

  1. точность, выразительность;
  2. чистота, уместность;
  3. богатство словаря, логичность.

Качества правильной речи (соблюдение норм литературного языка):

  1. орфографической;
  2. грамматической;
  3. лексической;
  4. стилистической;
  5. орфоэпической;
  6. пунктуационной.

Культура мысли:

  1. план;
  2. логика (последовательность).

Культура общения:

  1. манеры, культура поведения;
  2. интонация;
  3. дикция.

Самоанализ урока.

Тема урока: Тайный мир мыслей. Понятие “образцового литературного языка”.

Я считаю, что заявленный в проекте тип урока проверки, оценки и коррекции знаний, умений и навыков учащихся состоялся. Были реализованы познавательные и воспитательные задачи.Цели урока в целом достигнуты.

Цели урока:

1) образовательная (определить уровень знаний, полученных ранее: составление устного рассказа, знание средств художественной выразительности; определение уровня сформированности умений и навыков по составлению устного рассказа, по выделению в тексте средств художественной выразительности; введение понятия “образцового литературного языка”, обобщение и выводы об образцовом литературном языке);

2) развивающая

1.развитие таких способов мышления, как сравнение, обобщение, анализ, конкретизирование;

2.развитие внимания;

3.речи;

4.формирование и развитие общеучебных умений и навыков (работа с текстом, умение обращаться со словарем);

5.формирование умения организовать себя на выполнение поставленной задачи, умения сотрудничать при решении учебных задач);

3) воспитательная (воспитание сотрудничества, доброжелательного отношения к своим товарищам, работа индивидуально и в группах, умения объективно оценивать ответы своих товарищей).

Контроль знаний, умений и навыков осуществляется путём индивидуального опроса, выполнения задания в группах, коллективной работы, а также степенью активности учащихся на уроке.

Для формирования теоретических, фактических знаний, практических и трудовых умений, словесно-логического и наглядно-образного мышления, а также самостоятельности мышления я использовала словесные, наглядные и практические методы обучения. Особое внимание уделяла проблемно-поисковым методам, на уроке действовали репродуктивные методы обучения. Особенно хорошо в данном классе работают методы самостоятельной работы. Для того, чтобы достичь цели развития у учащихся памяти, речи, познавательного интереса, а также навыков учебного труда, воли и эмоций, я использовала средний темп обучения и выше указанные методы.

На уроке использовались различные виды работ: индивидуальная, групповая, коллективная. На уроке применялся раздаточный материал: памятки, фрагмент из произведения И.С. Тургенева “Певцы”.

Ребята знакомились с книгами, представленными на выставке, вспомнили материал предыдущих уроков.

Учащиеся на уроке были достаточно активны и самостоятельны. Мне кажется, что на уроке была атмосфера раскованности мышления, т.е. были все условия для формирования творческих начал личности учащихся.

Мне кажется, этапы урока были рассчитаны таким образом, чтобы предупредить утомляемость учащихся.

Уровень подготовки учащихся был достаточным. Перегрузка на уроке не ощущалась. Домашнее задание было творческим, в пределах нормы.

Конечный результат урока: выставлено 6-7 оценок.

На будущее следует задействовать большее количество учащихся, так как возможности класса хорошие.